Политтехнологии - опиум для народа

Юлия Черкасова
Политические процессы в России у меня лично вызывают серьезную озабоченность. Детский сад на уровне "хочу!", "буду", "а вон тот плохой!"  Сплошные эмоции и никакого конструктивного или хотя бы логического подхода в большинстве случаев. Соврать, придумать, заставить людей поверить - вот средства имеющие место быть в происходящих ныне политических процессах.

Как в общем виде должна была выглядеть предвыборная кампания кандидатов в Президенты России? На мой взгляд так:
Кандидаты предлагают свои программы. Программы должны быть реальными - не на уровне сочинения третьеклассника - всем увеличу пенсию в 10 раз, зарплату в 20 и счастья немеряно. Прочитаешь  такое - и сразу становится ясно, что выполнять эту программу кандидат  не собирается. Слог кампании дожен строиться по правилам рекламы (а ведь так и есть - рекламируется политик) - ПРЕВОЗНОСЯ СВОЙ ТОВАР, НЕ СМЕЙ ХАЯТЬ ЧУЖИЕ.  Не стоило С. Миронову в своем предвыборном ролике намекать на Куршевель, М. Прохорову - строить кампанию на единственном тезисе "Я - не Путин", В. Жириновскому - заниматься черным самопиаром. У нас же имел место до выборов и пытается продолжаться странный стиль взаимодействия политиков между собой и с обществом.

Про оппозицию Болотной, заявляющую претензии на участие в политической жизни страны, я хочу поговорить отдельно. Предполагаю в этой статье рассмотреть некоторые приемы политтехнологии, потому что стопроцентно уверена - далеко не все, участвующие в политической жизни нынешней России, ясно представляют себе - что это такое. Учебник (один из многих) по этой отрасли науки есть вот здесь http://studlib.com/content/view/173/7/.
Политика неотделима от психологии. Об этом нужно помнить и знать, чтобы не стать жертвой политтехнологов любого лагеря. Методики же политтехнологий, использующиеся в современной России - иначе чем "грязными приемами" назвать нельзя. Итак, по пунктам, те из приемов, которые я лично наблюдала в сети, по ТВ или в реальном общении:

1. Широко используется - УТРИРОВАНИЕ. Чтоб не углубляться в дебри, возьмем простой житейский пример -  вы собираетесь в гости. Естественно, в домашнем халате вы туда не отправитесь. Но если вы становитесь жертвой политтехнолога - вам в вину поставят даже то, что вы приоделись, чтоб выйти в люди. "Чего скрывать честному человеку? Что за двуличность - дома одно, а для людей другое?" - тут же обвинят вас. Положим, вы слабовольны и купились - через месяц этих обвинений, вы идете в гости в том, что носите дома. Вас все равно обвинят - " Он нас не уважает, оскорбляет своим видом!" - если у вас нет возможности ходить и дома и на людях в дорогой, непомятой (это после лежания на диване перед телеком!) одежде. Или "Ишь, миллионер! На какие это деньги он может себе позволить дома носить костюмы от Гуччи!".  Как ни крути - быть вам виноватым перед обществом.  Так же - что ни сделает политик - все будет обращено против него.

2. ОТКРОВЕННАЯ ЛОЖЬ. Прием рассчитан и хорошо срабатывает при работе с широкими массами. Пример - сегодня вы и двое-трое ваших друзей рассказываете о том, что вчера в вашем маленьком городе видели НЛО, не меньше чем определенному количеству человек, живущих в разных районах и незнакомых друг с другом. Назавтра вам самому эту байку обязательно расскажут минимум трое. Таким образом ложь, посеянная одновременно среди большого количества людей, незнакомых друг с другом - массово распространяется. Основное отличие этого приема политтехнологий от простых сплетен - массовость, одновременность и "поджигание леса с разных сторон". Именно так пошла гулять в народе сплетня про дворцы и яхты Путина. При использовании этого приема расчет делается на то, что проверять услышанную информацию вы не станете, следовательно, убедиться стопроцентно в ее лживости не сможете. Полпроцента сомнения в подсознании останется, достоверных аргументов против у вас нет - и вы попадаете в ловушку.

3. ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ. Наглядный пример - возмущения по поводу недостаточности демократии в России. Естественно, с целью представления действующей власти "кровавым режимом". В нашем случае политтехнологам демократия не интересна вообще - они добиваются анархии, то есть безвластия, для того, чтоб захватить власть самим. Для сравнения режимов по "кровавости" - разгоны недавних несанкционированных демонстраций против режима экономии в странах Европы сопровождались  применением слезоточивого газа, водометов, резиновых пуль и обязательно - пластиковых щитов для полицейских. То же самое - при разгоне "захвативших Уолл-стрит" в "демократичнейшей" стране - США. Также, смотря новости, я отметила, что задержанных 5 марта членов оппозиции в автобусы, иногда в прямом смысле слова, несли на руках - по трое-четверо полицейских, а не волокли по асфальту за вывернутые за спиной руки - что было в репортажах из ЕС.  Еще для сравнения - попробуйте в Северной Корее прилюдно пооскорблять второе лицо в государстве, не стесняясь в выражениях.  Гарантирую - проживете после этого недолго.  Точно так же в глазах мировой общественности осуществляется подмена самого смысла символа "белая лента" - об этом подробно в моей статье "Белая лента - ловушка для россиян"

4. ВНУШЕНИЕ.  Человеку свойственно привыкать. Если ежедневно читать и слышать о том, как полезно было бы развалить Россию на несколько отдельных государств (неважно при этом, что поначалу аргументы воспринимаются как откровенно бредовые) - через какое-то время вы всерьез задумаетесь о том, что может так и надо. А потом - полностью примете навязанную точку зрения.  В группе РосАгит (один из проектов Навального) на сайте вконтакте открыто пишут: "мы должны точить мозги народу, как черви яблоко".  Здесь орудие политтехнологий - клише и штампы. Тем, кто заваривает кашу - необходимо, чтоб у вас в голове  возникали нужные ассоциации поэтому широко используются эмоциональные броские слова. Этим людям нужно, чтоб у вас в зубах навязли "широкомасштабные нарушения на выборах", чтоб при слове "пенсионер" в памяти всплывало слово  "нищий", а при слове "власть" - "кровавый режим".  Многократное повторение одних и тех же фраз, лозунгов, воззваний в тему и не в тему, особенно во время дискуссий - является агрессивным психологическим давлением. Используется чаще всего, когда по существу вопроса сказать нечего, а конструктивная дискуссия - нежелательна. Также этот прием в общении служит именно подлому делу "точения мозгов народа".


5. Использование ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ.  Среди взрослых людей - нужно распространять информацию, которая затронет их эмоции. Небогатым людям нужно постоянно напоминать о нефтяных миллионах в чужих карманах. Честным и справедливым - прожужжать уши "Nным местом России в рейтинге коррупции" и "нарушениями на выборах". Домохозяек напугать тем, что "Россия неспособна сама себя прокормить". Человека среднего возраста, уже нажившего какое-никакое хозяйство и имеющего жизненный опыт, намного сложнее подвигнуть на какие-либо действия, в нашем случае - политические протесты, чем молодежь 16-25 лет, пребывающую в возрасте "требующем подвигов". Взрослый осознанно пойдет на баррикады только в том случае, если действительно иначе нельзя (или - чего и добиваются некоторые - если человеку покажется, что иначе нельзя). Молодежь протестует:
а. Повинуясь стадному инстинкту - протестуют друзья, любимые, те кому надо понравиться, и вообще - это модно и к тому же - отличный способ потусоваться.
б. Потому, что сталкиваясь с несправедливостями жизненных реалий, искренне верит - вот, если разогнать, уничтожить, заменить и устроить по-своему - настанет счастье для всех и сразу.
в. Возраст. 16-25 лет - это возраст требующий самоутверждения, подвигов, свершений. Мало кто из находящихся в этом возрасте, как ни банально это утверждение - пробовал жизнь самостоятельно, без опеки и поддержки родителей. Отсюда безответственные действия и призывы.  Отсутствие ответственности, и гормональный фон диктуют отношение к жизни на уровне : "Ай, прорвемся!", "Да ничего страшного не будет, все нормально!".  Как следствие - молодежь - благодатная аудитория для политтехнологов. Чтоб понравиться юным, достаточно  внушить им уважение выдвигая благие цели и (обязательно!) дать молодежи возможность поучаствовать в этом достойном деле, также беспроигрышный ход - использовать молодежный слэнг, стать среди молодняка крутым.
Для каждого из нас, для представителя любой социальной группы у профессионалов есть подходящие лозунги, которые наверняка "проточат мозги".

Все эти приемы объединяет одно - их деструктивная направленность. Сначала в вас пытаются зародить сомнения - в правильности курса страны, в необходимости ее существования вообще, в своих собственных способностях адекватно мыслить (а-ля - а может я не прав?) и т.д. Потом - вызвать отрицательные эмоции - зависть к миллионеру, ненависть к Путину, враждебность к оппоненту в дискуссии, презрение к России, надежду на нечто большое и светлое, что обязательно будет, стоит только вот свергнуть "этого тирана". Затем - подвигнуть вас на действия, целью своей имеющие разрушение и отвергание - акции протеста, крики "долой!", общественная активность, имеющая своей целью всеми правдами и неправдами дискредитировать власть.
О  конструктивных предложениях - даже речи нет. Хотя бы общих, не говорю уж о конкретных. Есть несколько ультимативных требований, типа освобождения заключенных террористов и отмены результатов выборов.
Своими действиями нынешняя оппозиция напоминает религиозную секту, вроде свидетелей иеговы - навязывает обществу определенный взгляд на свою страну, происходящее в ней, законно избранную и действующую власть путем агрессивного проповедования, то есть этого самого "точения мозгов народу" с использованием "допущений и отступлений", всяческих "авторских интерпретаций" и откровенной лжи.