ХР Человек разумный Свое и чужое

Александр Суворый
ХР 2.4.42. Эпоха человека разумного. Своё и чужое.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 42. Своё и чужое.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
340 000 до н.э.

Земля. Евразия. Великое межледниковье. Усиление солнечной активности. Потепление климата. 340 000 до н.э.
Миндель-Рисское, Голштенское, Лихвинское, Одинцовское, Тобольское, Ярмутское межледниковье (400 000-250 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Миндель/Рисс» (362 000-310 000 до н.э.). Период Среднего Плейстоцена (362 000-310 000 до н.э.).


Западная Европа. Британия. Овраг Барнфилд Пит. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. Раса прогрессивных мезоантропов-мезонеандертальцев. Каменные орудия культуры Среднего Ашеля. 340 000 до н.э.

В овраге Барнфилд Пит (Сванскомб, Кент, Великобритания) обитают мезоантропы-мезонеандертальцы ранней формы «человека разумного» («пресапиенс») (340 000-330 000 до н.э.). Они делают орудия из гравия типа «среднего Ашеля». Эти мезоантропы-мезонеандертальцы близки «человеку разумному штайнхаймскому» из карьера Сигриста (Штайнхайм–ан–дер–Мурр, Баден–Вюртемберг, современная Германия) (362 000-310 000 до н.э.) и таким же обитателям соседнего карьера Саммет. Все они считаются довольно «прогрессивными» для этого времени и изготавливают каменные орудия «среднего Ашеля» (383 000-220 000 до н.э.).


Евразия. Восточная Европа. Полное таяние ледников. Потепление и увлажнение климата. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Носорог-эласмотерий – единорог. Каспийское море соединено с Чёрным морем-озером. Бакинская трансгрессия. 340 000 до н.э.

Развитие тёплого Миндель-Рисского, Голштенского, Лихвинского, Одинцовского, Тобольского и Ярмутского межледникового периода (400 000-250 000 до н.э.). На территории Восточной Европы установился весьма тёплый и влажный климат.

Всю территорию Восточно-Европейской равнины покрывают густые леса. На месте будущей Москвы растут бук и граб.

На бескрайних просторах Восточно-Европейской (Русской) равнины пасутся олени, лошади, слоны, носороги, в том числе эласмотерий – носорог с единственным рогом, расположенным не на носу, а на лбу (единорог).

Homo neanderthalensis (палеоантропы, палеонеандертальцы) и Homo sapiens (неоантропы, люди) в Европе населяют в основном регион Северного Кавказа, бассейны Днестра и Днепра.

Бакинская трансгрессия Каспийского моря (400 000-250 000 до н.э.). Будущее Чёрное море и Каспийское море соединены друг с другом широким морским проливом, протекающим по Манычской низине. При этом Северный Кавказ отделён морем от Восточно-Европейской (Русской) равнины.

Ледники растаяли, оставив после себя сглаженные горные вершины и моренный вал (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности).


Африка. Евразия. Повсеместно. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Пищевые обычаи и ритуалы. Первобытная кухня. Застолье. Дарообмен. 340 000 до н.э.

Одна из самых живучих и крепких традиций сложилась в процессе организации застолья и накрывания семейного или родового «стола».

Наиболее значимые и уважаемые участники застолья получают от главной хозяйки-распорядительницы куски шкур или коры деревьев, которые они раскладывают на коленях.

Сначала на «стол» выставляют ёмкости и груды собранных продуктов: стебли, листья и плоды различных растений. На «столе» уже находятся острые палочки, костяные и каменные ножи.

Приходить к «столу» со своим ножом уже в данное время считается неприличным и угрожающим деянием. Появление такого орудия может быстро привести к ссоре.

Порядок и очерёдность поглощения выставленных продуктов задаёт либо важный гость, либо муж старшей женщины-бабушки, либо она сама.

Пищу берут руками небольшими порциями так, чтобы всем видно было: «кто сколько взял». Дети и подростки получают свои куски из рук или изо рта матери.

Воду пьют из кожаных ёмкостей или из полых костей и рожков. Мясо подаётся в том виде, в каком жарилось или пеклось и виде общего блюда. Детям-подросткам мясо также подают в виде общего блюда, одно на всех.

Ритуально перед первым глотком частицу пищи или капли воды роняют на «стол» для умерших предков.

Объедки и кости от мяса складывают на столе, на землю или за пределы места еды не бросали. Потом все объедки и остатки от еды относили подальше от места обитания и приносили в жертву духам предков (оставляли природе и диким животным).

Обычно во время удачной охоты проводится всеобщее праздничное застолье, во время которого происходят обряды дарообмена мужьями и жёнами.

В качестве дара для обмена используются излишки продовольствия, орудий труда, хозяйственных вещей и примечательные предметы-украшения.

Возможно, уже в данное время родился шутливый (игровой) обычай обмена «не глядя». Так как «менки» (обменки – обманки) обратно не возвращаются, то неравноценный обмен (хорошее на плохое) подвергается осмеянию, а неудачники стараются в свою очередь обменять свою «неудачу» на что-то полезное.

После застолья все люди, мужчины и женщины, курили или вдыхали дым ароматных дурманящих растений.

Мальчики-подростки начинали приобщаться к дурманящему дыму очень рано, это не поощрялось, но строго не запрещалось.

После обильной сытной еды и дружного застолья, как правило, наступало время благодушного покоя, сна, игр, веселья и половых отношений.


Весь мир. Юго-Восточная Африка. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens – раса человечества неоантропов, разумных первобытных людей современного вида. Единый естественный язык общения. Комбинированные слова-понятия. Звуковая имитация шумов окружающего мира. Слова «мама», «папа», «баба». Словарный состав современного общечеловеческого языка общения. Революционное развитие творческих способностей человека. 340 000 до н.э.

Следующий этап в развитии естественного языка и речи Homo sapiens – неоантропов, первобытных людей современного вида – диссимиляция палатальных звуков «г», «х» - с возникновением всего спектра производных щелевых звуков «с», «з», «ш», «ж» и взрывных «г», «к».

Возникновение слов-понятий, имитирующих шумы и звуки окружающего мира (340 000-310 000 до н.э.).

Только после этого в речи появились взрывные согласные «б», «п», «д», «т» и их носовые варианты «м», «н». При этом первые слова всегда построены по схеме «согласный + гласный»: «ма», «па», «ба», «дя», «тя», «ня».

Одним из самых первых сложных сознательных слов, прозвучавших на Земле, стало слово «папа» (оно присутствует в 700 из 1000 современных языков).

Слово «папа» изначально имеет одно значение для всех людей на земле – «отец», иногда близкий родственник мужского рода со стороны отца (слова «папа» и «мама» звучат более или менее сходно почти на 6000 современных языках народов мира).

Изобретение человеком и активное освоение большого количества фонем-слогов-слов-звукосочетаний – словарного состава общечеловеческого праязыка (340 000-200 000 до н.э.).

Революционное развитие одного из самых главных свойств человека – творческого отношения ко всему, что подвластно его органам чувств и сознанию.

Увеличение срока жизненного цикла первобытных людей (в среднем 20 лет), стало больше старших и пожилых.

При этом человек последовательно по возрастам жизни реализует вначале сенсорные (чувственные, висцеральные) способности своих внутренних органов, затем эмоционально-гормональные способности центральной нервной системы, потом познавательные (когнитивные) способности мозга, а только после этого реализует способности по духовному (целостному, личностному) восприятию своего внутреннего мира и окружающей его действительности.


Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Отношение к среде (месту) обитания. Архетип личного и общественного достояния. Первобытное общество. 340 000 до н.э.

Главным условием и средством жизнеобеспечения первобытной общины является среда или место обитания (кормления).

Окружающее пространство или территория места обитания воспринимается всеми членами первобытной общины как общее достояние (коллективная собственность). Здесь в видимых пределах или границах данного места или территории осуществляется поиск, сбор или добыча средств жизнеобеспечения (растительной или животной пищи, сырья для изготовления орудий труда).

Это место или территорию все члены первобытной общины знают и ощущают опытом своих переживаний и ощущений, сохраняют в живой (долговременной и оперативной памяти) в виде приметных структур-образов, ориентиров.

Каждый член первобытной общины ощущает себя причастным к этому месту или территории и может пользоваться ею только в качестве участника общинного (коллективного) пользования.

Возникновение архетипа общественного достояния (коллективной собственности) места обитания, территории (земли) и естественных природных ресурсов является результатом общественных отношений в естественном единстве пользователей и условий пользования этим местом и ресурсами.

Личное достояние (личная собственность) возникла как результат личного трудового вклада или участия конкретного члена первобытной общины в пользовании общим местом или ресурсами.

Прежде всего, личное достояние (собственность) естественно возникает при собирании или добыче, а также при изготовлении орудий труда, украшений, иных вещей и предметов.

Добыча ресурсов в чужом месте или на чужой территории, также как отъём добычи или орудий труда воспринимается людьми как посягательство на чужое достояние (собственность).

Отношение первобытной общины к месту обитания или территории (земле) как к коллективной собственности всегда обусловлено мирным или насильственным захватом чужого места или территории либо защитой «своего» места обитания или «своей» территории.