ХР Человек разумный Древнейший праязык

Александр Суворый
ХР 2.4.41. Эпоха человека разумного. Древнейший праязык.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 41. Древнейший праязык.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
350 000 до н.э.

Земля. Евразия. Великое межледниковье. Усиление солнечной активности. 350 000 до н.э.
Миндель-Рисское, Голштенское, Лихвинское, Одинцовское, Тобольское, Ярмутское межледниковье (400 000-250 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Миндель/Рисс» (362 000-310 000 до н.э.). Период Среднего Плейстоцена (362 000-310 000 до н.э.).


Весь мир. Потепление климата. Великое межледниковье. Северное полушарие. Евразия и Северная Америка. Колоссальное распространение таёжно-тундровой природной зоны. Восточная Европа. Ледниковые озёра, болота и реки. Заболоченные песчаные полесья. Таёжная тундра. Многочисленные животные «Мамонтового комплекса». Первобытное человечество. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. 350 000 до н.э.

Развитие самого длительного в истории Земли второго Миндель-Рисского, Голштенского, Лихвинского, Одинцовского, Тобольского и Ярмутского межледникового периода («Великое межледниковье»). Тающие ледники породили обширную по размерам тундру на территории Северной Америки, Европы и Азии. Фактически в Северном полушарии образовалось повсеместное чудовищно разросшееся таёжное моховое болото.

Талые ледниковые воды образовали многочисленные озёра со стоячей водой. На дне озёр формируется слой осадочных пород, преимущественно песка. После высыхания на месте ледниковых озёр образуются заболоченные песчаные равнины – полесья. Образование в Восточной Европе Припятского, Деснинского, Мещёрского, Верхнее-Волжского, Окско-Мокшинского, Ветлужского и Вятско-Камского полесья.

Формирование сходных полесью ландшафтов на территории будущей Польши.

Тундростепи сохраняются на сухих прогреваемых солнцем южных склонах ледниковых гор. Южнее ледников повсеместно характерны лесные, вплоть до широколиственных, ландшафты. Накопление в озёрах главным образом хемогенных и органогенных осадков.

Таёжная тундра на многие тысячелетия становятся привычной средой обитания практически всего первобытного человечества и многочисленных животных так называемого «Мамонтового комплекса».

Потомки древних Homo heidelbergensis или гейдельбержцев вновь расселились по всем регионам Западной и Восточной Европы. Их стоянки, останки и черепа вместе с сотнями каменных орудий будут найдены в нескольких километрах от Английского канала (Англия), в Ан-Дер-Мурр (Германия); Араго (Франция); Петралона (Греция и Италия). Все они составляют предсовременный человеческий тип или расу Homo sapiens archaic – архаичного разумного человека. 


Африка. Евразия. Повсеместно. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй Пищевые обычаи и ритуалы. Первобытная кухня. Мясные блюда. 350 000 до н.э.

Типичным мясным блюдом первобытной кухни всех времён и народов является жареное или запечённое на углях костра мясо с кровью.

Мясо жарят либо целиком, либо на отдельных палочках небольшими кусками-порциями. Мясо, обычно обжаривают на сильном огне или жаре до появления корочки, а потом «томят» на слабом огне. Отдельно обжаривают куски сала и печени, которые затем режут на мелкие кусочки и смешивают друг с другом.
Порции жареного мяса, сала и печени выкладывают на широкие листья или куски древесной коры.

Практически все кушанья едят руками либо острыми палочками. Особенно готовят мясное блюдо в кишках (первобытную колбасу).

Сразу после забоя или добычи животного кишки освобождают от содержимого, тщательно промывают в живой воде (потоком воды), нарезают длиной не более метра, выворачивают наружу, кладут на твёрдое основание и скребком счищают с кишок плёнку до их прозрачности. После этого мелкорубленной мясной начинкой с добавлением различных трав и растений набивают чистые кишки, завязывают с двух сторон и долго жарят (коптят) в дыму и жаре костра. Такую первобытную колбасу готовят впрок и хранят на холоде.

Самым распространённым в жарких регионов способом заготовки мяса впрок является его сушка на солнце и открытом воздухе. Мясо с прожилками нарезается тонкими полосами и вывешивается на ветках деревьев. Постоянно с этих свободно висящих мясных полосок снимают личинки насекомых и отгоняют птиц и животных. На ветру и жарком солнце мясо вялится и его можно брать с собой на охоту или иные походы.

Также мясо жарилось завёрнутое в широкие листья растений, в жёваную смесь листьев и трав или обмазанное глинистой землёй или чистой глиной. При этом мясо надрезали (кололи) во многих местах и заправляли пахучими растениями. Такую операцию с запечённым мясом проделывали трижды.

Так, например, готовился жирный окорок. Такое мясное блюдо считается хорошим праздничным угощением.

Иногда мелконарезанное мясо укладывают в тщательно очищенный желудок животного и зашпиливают тонкими косточками и долго пекут в золе. Затем некоторое время (до пяти дней) держат под прессом тяжелого плоского камня. После этого блюдо готово и его используют, нарезая как колбасу.

Убитую свежую птицу очень трудно освободить от перьев, но практически все перья птицы от крыльев до пуха очень нужны в первобытном хозяйстве, поэтому птицу очень тщательно ощипывали. Тушки птицы нанизывают на острые палочки и жарят на огне или жаре костра. Также тушки диких кур, гусей и уток набивают фруктами и травами, заворачивают в листья или обмазывают глиной и долго пекут в золе костра.

Вероятнее всего первобытные люди данного времени используют все ставшие традиционными приёмы и способы приготовления мясных блюд на костре, что и современные люди. Хорошее и полезное с веками не меняется.


Африка. Ближний Восток. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. Древнейший моновокалический праязык. 350 000 до н.э.

Все современные языки или системы членораздельной речи человечества основаны на сочетании согласных и гласных звуков, из которых строятся фонемы или корневые звукосочетания, слоги, будущие односложные или многосложные слова-понятия.

В данное время, возможно, существует единая для всего данного человечества система древнейшего праязыка – моновокалический язык.

Такой язык, в силу строения голосового аппарата человека данного времени, мог иметь  только одну (две) гласные – нечто среднее между «а», «е» и «и» и пятнадцать согласных «б», «г», «д», «з», «к», «м», «н», «п», «с», «т», «ф», «х», «ч», «й».

Вероятнее всего количество гласных и согласных звуков по вариантам их произношения могло быть гораздо больше. Такое количество звуков-фонем позволяет создать несколько сотен односложных слогов, корневых слов-понятий. Причем звуки человек может произносить не только при выдыхании воздуха через голосовые связки, но и при втягивании воздуха в ротовую полость. Возможно, уже в данное время человек умеет свистеть, произносить разнообразные щелкающие звуки, которые определяются различными положениями языка.

Настоящими «изобретателями» звуков-фонем становятся человеческие младенцы-детёныши, которые изначально обладают способностью менять объем надглоточной полости посредством перемещения гортани при неподвижности других артикуляционных органов речи.

Первый крик новорожденных детенышей у людей всех современных рас сопровождается подобным движением гортани.


Западная Европа. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. Культура Клэктон. 350 000 до н.э.

Возникновение на территории Западной Европы культуры эпохи древнего палеолита «Клэктон» (350 000-200 000 до н.э.).

Первые известные следы культуры Клэктон остались около современного города Клэктон-он-Си в графстве Эссекс (юго-восточная Англия). Носители этой культуры делают из камня отщепы, чопперы, остроконечники. В галечнике морского побережья остались массивные неправильной формы орудия из отщепов и грубые дисковидной формы нуклеусы.

В данное время здесь обитают представители теплолюбивой фауны: древний слон, носорог, гиппопотам и др. Отщепы типа Клэктон находятся в многочисленных стоянках первобытных людей Европы и Африки. Техника изготовления ручного рубила (шелль, ашель, микок) и техника отщепов (ипсвич, клэктон, леваллуа, мустье) являются двумя формами проявления одной и той же древней техники обработки камня. Отщепы типа Клэктон обычны в шелльских и в ашельских местонахождениях Западной и Восточной Европы (Яштух, Сатани-Дар, Лука Врублевецкая).


Западная Европа. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. Мобильное первобытное искусство. Древний Тейяк (протошарант). 350 000 до н.э.
Местонахождение мобильного первобытного искусства в местах Бильцингслебен (Штайнринне, Артерн, Эрфурт, Тюрингия, Германия). Древний Тейяк (протошарант, Миндель/Рисс III, 350 000–300 000 до н.э.).


Центральная и Северная Европа. Потепление климата. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. Племенное стадо семейно-родовых общин-кланов. Вожак-шаман. Наказание и поощрение. Деревянная дубина с каменным утяжелителем. Развитие Ашельской культуры. Каменные орудия правильной геометрической формы. Свои и чужие традиции. Борьба и вражда. Боевые походы. Разделение профессиональных видов деятельности. 350 000 до н.э.

Формирование на юге Центральной Европы климата близкого к современному средиземноморскому климату.

Появление на территории центральной и северной части Европы первого архаичного разумного человека – Homo sapiens steinheimtnsis.

Основу жизнедеятельности Homo sapiens steinheimtnsis составляют собирательство и охота с помощью каменных, костяных и деревянных орудий. (Современные генетические исследования не причисляют этого человека к виду Homo sapiens). Объем его мозга составляет в среднем 1150 куб. см, но надглазные валики у него такие же, как у пекинского человека (синатропа).

Организация племенного стада первобытных людей современного типа по семейно-родовому и общинному принципу. Управление людьми осуществляется вожаками и шаманами-ведунами семейно-родовой общины-клана с использованием авторитета, насилия, языка дрессуры и сигнально-командного языка общения.

На основе семейно-родовых и общинных обычаев и нравов возникают первые социальные (общественные) традиции – передаваемые от поколения к поколению устойчивые комплексы ритуалов, обрядов, обычаев, нравственных норм и правил поведения.

Появление первых вожаков-шаманов (ведунов, ведьм, знахарей) – знатоков и хранителей ритуалов, обычаев, обрядов и традиций.

Возникновение различных наказаний за непослушание или противодействие вожакам-шаманам и ведунам. Развитие «Ашельской культуры» каменных орудий труда, быта и охоты (350 000-300 000 до н.э.).

Homo sapiens steinheimtnsis – архаичный человек разумный – уже пользуется накидками из шкур убитых им животных. Начало изготовления орудий труда и охоты с правильными геометрическими формами. Создание каменных рубил, ножей, скребков правильной геометрической формы.

Изобретение деревянной дубины с каменными наконечниками-утяжелителями – первого специализированного оружия для охоты и боя (350 000-300 000 до н.э.).

Начало первых «боевых походов» с целью охоты на других (чужих) людей.

Развитие выделки человеком шкур и меха убитых им животных. Возникновение первых профессиональных групп собирателей, рыболовов, охотников-воинов и ведунов-шаманов.

Ведуны (ведуньи) - шаманы отвечали за «жизнедеятельность» огня, воды и духов. Они обучают языку общения, хранят и передают новым поколениям обычаи, обряды, ритуалы и традиции семейно-родовых сообществ и кланов первобытных людей.


Южная Европа. Пиренеи. Нагорье Сьерра-Атапуэрка. Пещера Куэва-Майор (Испания). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens heidelbergensis или разумный гейдельбергский человек. Раса человечества разумных мезоантропов-мезонеандертальцев. Первое ритуальное (жертвенное) захоронение человека. Первый случай отсутствия каннибализма. Каменный бифас «Эскалибур». 350 000 до н.э.

В пещере Куэва-Майор на территории будущей Испании рядом с останками трёх десятков тел Homo sapiens heidelbergensis или разумных гейдельбержцев осталось лежать одно особое каменное орудие («Эскалибур»).

Возможно, в пещере Куэва-Майор находится самое древнее в истории человечества специальное (ритуальное или жертвенное) захоронение человеческих тел. Такая практика погребения будет широко применяться только через 250 000 лет.

Возможно, это самое первое фактическое проявление проторелигиозного ритуала захоронения и появление чувства тоски, связанной со смертью родичей.

Бифас «Эскалибур» (орудие, заостренное с двух сторон) сделан из розового кварцита длиной около 15 см. Он осталось лежать в Симе Лос-Уэлос – 15-метровом карстовом провале, расположенном в 400 метрах от входа в пещеру Куэва-Майор.

Этим бифасом «Эскалибуром» никогда не пользовались (знаковая или символьная вещь). Он отличается правильной формой, ретушью на краях, симметрией и хорошей отделкой.

Из-за сказочно совершенной формы это каменное орудие получило название «Эскалибур». «Эскалибур» остался лежать на дне провала среди 3500 фрагментов человеческих останков, принадлежащих 32 индивидам. Все они были брошены в пропасть уже мёртвыми.

Многие из погребённых имеют возраст от 8 до 10 лет, а также от 18 до 25 лет. Единицы их них были старше 30 лет. Значительную часть погребённых составляют индивиды женского пола в возрасте 15-16 лет (время первых родов).

Этот провал в пещере Куэва-Майор использовался только для захоронения умерших. При этом все тела умерших были целыми, не расчленёнными, что свидетельствует об отсутствии в данном случае каннибализма. Здесь нет костей какого-либо крупного травоядного животного.

Кроме бифаса «Эскалибур» также нет ни одного другого орудия. Порода, из которой сделан «Эскалибур», находится в 30 км от пещеры. Древние гоминиды обитают в нагорье Сьерра-Атапуэрка с 850 000 до н.э.


Весь мир. Африка. Евразия. Повсеместно. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. Общечеловеческий язык общения. Комбинированные фонемы-слова. 350 000 до н.э.

В результате эволюции и значительного опущения надгортанника у Homo sapiens наряду с ротовым и назальным появился ещё и глоточный резонатор. Одновременно, в результате передачи из поколения в поколение трансферных условных рефлексов, в мозге человека развились два координируемых канала управления речевым аппаратом: подкоркового, отвечающего за синтез слога, фонетического слова, такта, и аппарата, расположенного в коре и отвечающего за артикуляцию членораздельных звуков и знаковых построений.

При этом в результате использования сигнально-командного языка во время ходьбы и бега создалась сложная система управления речевым дыханием, что привело к значительному увеличению диаметра позвоночного ствола.

Низкое положение надгортанника позволяет управлять фарингсом (глоткой). У Homo neanderthalensis (палеоантропов-палеонеандертальцев) надгортанник располагается так же высоко, как и у человекообразных приматов. Поэтому они могли только издавать звуковые сигналы.

Палеоантропы-палеонеандертальцы могли практически всё понимать, но не могли говорить, как человек современного вида.

Возникновение полноценной членораздельной человеческой речи и первого естественного общечеловеческого языка общения (350 000-120 000 до н.э.).

Переход от сигнального «языка животных» к естественному человеческому языку общения. Переход от звуков-сообщений, выраженных только одним знаком (звуком-символом), не комбинируемых с другими знаками (звуками-символами), к звукам-сообщениям, состоящим из комбинируемых фонем (звукосочетаний), комбинируемых слогов-понятий и нескольких комбинируемых элементарных знаков-сигналов.

Первый человеческий язык возник в результате развития коллективного сознания на основе древнего языка дрессуры и сигнально-командного языка общения.

Первые слова общечеловеческого языка общения возникли из первых звуков, которые издает любой ребенок – это гласные звуки, которые передают не смысловую, а эмоциональную окраску состояния человека. Это звуки, при произнесении которых человек не прерывает дыхания и использует только напряжение голосовых связок – «а-а-а!», «у-у-у!» и «и-и-и!».

Затем после нейтральных гласных звуков появился носовой гласный звук «о» (а-о-у-и) и горловые мягкие (палатальные) согласные «г» и «х» (например, ребенок «гунькает» и «агукает»).

Первым сознательным языковым понятием стало значение звука «а» - «я», «я человек», «я существую» (первый крик родившегося ребенка – человек появился на свет, заявил о себе, потребовал к себе внимания, заботы и еды).

Первыми сознательными словами стали слова-понятия: «я» - («Ай-а!» - это я), «да» - («ах-а» - утверждение «ага!»), «дай» - («д-Ай!» - подай), «на» - («на-а» - возьми) и «не» - («не-а», «неть» - отрицание). Слово-понятие «ты» родилось из звука «тщи-и» - тише, тихо («тщу-у», «тю-тю», «тю», «ти» - ты, вы).

Первым сложным словом (состоящим из двух слов) стало слово «ма-ма» - мать детёныша. Возможно, первой осознанной речью стал «звуковой груминг» - ласка детёныша, неодолимое желание «сюсюкать» с ним на его «младенческом языке».

Кроме этого, возможно, одним из первых сложных звукосочетаний стало слово-фонема «бабах!» - взрыв, гнев, удар и «большой бабах» – Бох – Бог.


Африка. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Homo sapiens archaic – архаичный разумный человек современного типа. Женщина-мать – первобытная «Ева», прародительница современного человечества. Магия как первобытное знание. Шаман-ведун-знахарь. 350 000 до н.э.

Судя по молекулярно-генетической изменчивости митохондриальной дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) современных людей, где-то в Африке среди предков негроидов обитает гоминид женского пола, которая является «Евой» - одной из прародительниц всего современного человечества.

Возможно, она и её потомки отличались отменным здоровьем и плодовитостью, если сумели сохранить её потомство до настоящего времени.

Развитие первобытной магии (первобытного знания). Освоение шаманами способов защиты от запахов, выдающих людей хищникам-духам, в том числе от дурных запахов гниения (трупных запахов). Освоение способов и приёмов исцеления ран и болезней с помощью растений, заботы и внушения, магических обрядов и ритуалов (350 000-120 000 до н.э.).


Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Архетип первобытной культуры. 350 000 до н.э.

Архетип первобытной культуры как базисный элемент первобытной общины имеет два основных свойства: бесконечную вариативность элементов материальной и духовной культуры и обобщенность или однотипность социально-генетически наследуемых традиционных форм, методов, приемов трудовых и хозяйственно-поведенческих явлений.

В данное время в результате природных катастроф («Светопреставление» 399 000 до н.э.) и географической разобщенности первобытных общин формируется и существует неограниченное количество форм первобытных культур и ограниченное число форм первобытных общин. В результате формируется единство и многообразие архетипа первобытной культуры первобытного общества данного времени.

Различные первобытные общины охотников и собирателей, обитающие в различных географических и климатических условиях, однотипны в своих традиционных формах, методах и приемах ведения первобытного хозяйства, но различны в элементах материальной и духовной культуры (духовного опыта).

Научный метод ретроспективного анализа известного настоящего или следствия позволяет познать прошлое или причину.

Все современные социально-экономические и культурные отношения имеют и сохраняют базисные элементы хозяйственных и культурных отношений первобытных общин данного времени.

Все современные цивилизации имеют социально-генетические корни в первобытных общинах данного времени.

Все современные личные, частные, общественные, бытовые, семейные, культурные, религиозные, хозяйственные, производственные, имущественные, правовые и иные отношения имеют свои корни в отношениях людей в первобытных общинах данного времени.