Как прошлА недЕля перед вступлЕнием немцев в наш г

Крыленко Владимир
Как прошлА недЕля перед вступлЕнием немцев в наш город Кадиевку 14 июля 1942-го

Начало ИюЛя 1942-го. У нас в саду расположились отступающие
от немцев казаки с лошадями. Они ломают сливы, вишни и др.
плодовые деревья, гадят возле кринички и родникового ручья.
Когда Мама просит их не пакостить, ей  предлагают пойти на
*** и говорят, что всё-равно всем и всем - ханА!

8  июля 1942-го. Моя мама и лейтенант-красноармеец сидят
и беседуют возле яблони-лимонки, а я пытаюсь пофорсИть
перед ним - прыгаю с одной большой грудки вскопанной земли
на другую и, споткнувшись, падаю и обдираю голое (я в трусах)
колено до крови об землю. Это место воспалилось сильно и не
заживает. Кто-то сказал Маме, что нужна мазь. На другой день
Мама с утра повела меня в Город, но в аптеках и больницах
никого нет - безвластие - Наши  ушли, а немцы еще не пришли.
Не найдя мази, расстроенная Мама повела меня от улицы Кирова
(до 1934-го года - ТоргОвая) не по дороге, а наискосок, череез
поселок и на спуске с горы показала мне вдали, на хребте-бугре
над станциейОрловкой Могилу и рядом на холме - Треног
(геодезический). А нога вскоре "зажилА" сама - без мази.

9 ИюЛя 1942г. в нашем саду (под яблоней Антоновкой - теперь
там двор и Дом покойной Томы Бахтиной) Тётя Ульяна изза
чего-то ругается с нашей Мамой, обзывает Гришу дезертиром
и во всю (Большую!) Глотку орёт: "Твой Грышка дизиртИр,
я скажУ краснаармейцам, анИ и йивО застрЕлють, и тибЯ
застрЕлють, шо ты укрывАиш дизиртИра!" и вцепилась
Маме в волосы (а они были густые и длинные!), а Мама -
ЕЁ схватила за волосы, но они недолго ТАК игрАлись -
Гриша подскочил и столкнУл их обЕих в Большую (3х3 м2)
яму-кОпанку (между Грушей и Сливой), пОлную холОдной
родникОвой водЫ. Они Обе Ухнули (с головами) в холодную
(из родников) воду, где сразу расцепились и успокоились...
     А красноармейцы отступали и запросто могли без всякого
разбора и суда застрелить - и Маму, и - заоднО - и Гришу -
он работал, как труд-армЕец (он не видел в темноте!) на
ремонте дороги на Брянку......

12 Июля 1942-го кто-то сказал (и от кого же воЕнную тАйну
узнАл?), что сегодня будут взрывать автодорожный мост
через нашу речУшку Камышеваху. Мама посадила меня
в нашем саду под яблоней Антоновкой (чтобы загородить
меня от осколков) и с Гришей вышла на наш бугор
(в 10м от меня). Я посидЕл там на корточках минут
несколько, потом мне надоело, я поднялся и подошёл
к ним и стал позадИ них. И тут земля подо мной дрогнула
и вдали, над нашими сливками (по межЕ с Попильнюками)
начало неспеша подниматься желто-рыжеватое облако.
А грохота взрыва я не запомнил.
      В тот же день к нам пришли Алымовы и мой 7-летний
братик Витя с восторгом похвалился, что в ихнем дворе
(метров на 250 ближе к мосту) рядом с его 17-летним братом
Колей упал придорожный бетонный столбик.

13 Июля 1942-го. Моя мама ходила в село Лозовая-Павловка
к сестре Пелагее (9 км от нас). Вернувшись домой, Мама сказала,
что видела двух немецких мотоциклистов-разведчиков, слышала
стрельбу - строчил пулемёт.
                Крыленко В.И.  8 марта 2012