Часть 5. Возвращение к Одину

Кузьма Калабашкин
Где-то в I-II веках новой эры степные зоны к северу от Черного и Азовского морей безраздельно занимали ираноязычные племена, известные нам под именем САРМАТОВ, которые у античных авторов иногда называются «царские скифы» (калька с «КЕЙ-САКИ»). Севернее, скорее всего, находились славянские (или, как часто говорят наши осторожные историки, -  «протославянские»)  племена, о которых в силу их удаленности от Империи, было мало, что известно. Пожалуй, кроме неопределенного названия «скифы-землепашцы».

В III-IV вв. на этих землях, и землях к северу – неведомо, как далеко, возникла готская «держава» Германариха (GERMANUS REX).
Готов – историческая традиция относит к тевтонским племенам.
В конце IV в. «держава» Германариха была разгромлена гуннами, кочевым народом, внушающим местным племенам ужас, - настолько их обычаи и даже внешний облик (видимо, монгольский) отличались от местных племен.

Надо сказать, что приход всех новых «покорителей», расселяющихся  на землях северного Причерноморья, будь то готы иди гунны, означал для «покоренных» племен, не более, чем обязанность платить нерегулярную дань и поставлять в войско «завоевателей», по мере необходимости,  воинов.

Так кем же были  –  Один и его племя: Тор, Ньерд, Фрейр, Бальдр, которые по словам Снорри, первоначально жили где-то в северном Причерноморье и Приазовье, а затем, пройдя по восточной и центральной Европе,  обосновались на территории современной Швеции?

Когда именно племя Одина покинуло места своего первоначального расселения – мы не знаем. Можем предположить только, что это случилось где-то между I и V вв. новой эры.
Гипотетически – этот народ мог быть и гуннами, и готами, и славянами, и сарматами.

Гуннов, по-видимому, можно исключить сразу.
Снорри нигде не отмечает КАРДИНАЛЬНЫХ, РАЗИТЕЛЬНЫХ отличий внешности и культурных  обычаев Асов от внешности и обычаев "покоренных" ими племен Европы.
Славяне – начали свои перемещения в рамках «переселения народов» , если судить по источникам, только начиная с VI века.

Тевтонское племя остроготов?

Напомню основные моменты начала саги об Инглингах, которые мы выделили в рассказе о походе Одина.

 - Некое племя Асов, которым правил Один, в первых веках новой эры жило к востоку от реки Танаис (Дон), который впадает в Азовское море, т.е где то на территории современной Ростовской области.
Столица Асов называлась Асгард.

Кстати, один из райцентров Ростовской  области носит название Азов.
Любопытно, что на территории современного Азова в I-III веках существовали два поселения, площадью 213 и 159 га. соответственно.
Примерно на рубеже III-IV вв., как сообщает Википедия, согласно археологическим данным, эти поселения были покинуты жителями.

- У Одина были большие владения в стране турок, которая расположена недалеко к югу от большого горного хребта, который «тянется с северо-востока на юго-запад». 

Страну, расположенную к югу от Урала, т.е приуральские степи, во времена Снорри  (XII-XIII вв.) действительно занимали тюркские народы ("турки").
В первых веках новой эры, этими территориями безраздельно владели ираноязычные племена, которых различные авторы называли по-разному: саками, сарматами, аланами, ясами, касогами.

- Спасаясь от римлян племя Одина покидает свою страну. Снорри описывает его перемещения по восточной, центральной и северной Европе, где «в стране саксов» Один поставил правителями своих сыновей.

Возможно, с этого времени у «германцев» и начинается замена первоначальных тевтонских богов типа «Туистона и его сына Манна» на Асов со всеми их атрибутами: вальхаллой, валькириями и проч.

Правда, с христианизацией Империи в IV-м веке «германцы» (сначала, конечно, знаменитые федераты) начали активно принимать христианство, как правило, в его арианской форме.
И культ пришлых «культурных героев» - в материковой Европе  продержался сравнительно недолго, за исключением Саксонии, отказавшейся от язычества и ставшей вполне христианской только после активной борьбы с франкским «императором» Карлом Великим.

Легенды тевтонских народов сохранили черты культа Одина, которые, на мой взгляд,  подтверждают принадлежность племени Одина К СОВСЕМ ИНОЙ КУЛЬТУРЕ, НЕЖЕЛИ ТЕВТОНСКАЯ, а тем паче славянская или гуннская.

Тевтоны никогда не славились своей конницей. Между тем,  Один – всадник. Он  владеет конем по имени Слейпнир, у которого аж восемь (!) ног.

Не означает ли это, что в этих легендах отразилось стремительные (по критериям тевтонов, передвигающихся в основном пешком) броски КОННЫХ воинов: САРМАТО-АЛАНОВ:  АСОВ/ЯСОВ/КАСОГОВ/КЕЙ-САКОВ - по восточной, средней и северной Европе?

 - С острова Фюн, Один посылает на поиски земель «через пролив на север» женщину (Гевьюн).

Скорее всего, слова Снорри надо понимать так, что Гевьюн отправилась на север не одна, а предводительствуя более или менее крупной группой воинов.

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, были ли у тевтонов в первых веках новой эры женщины-воины. Тем более, женщины – предводительницы воинов.
Похоже, что (в отличие от кельтов, о которых стоит поговорить отдельно) – у тевтонов женщин-воинов не было.

Что же касается сармато-алан, то здесь - масса свидетельств, включая археологические, говорящих о сарматских воительницах (еще, кажется, Геродот рассказывал об амазонках северного Причерноморья).

В полном соответствии с этим – в  культе Асов появляются  знаменитые валькирии, как, возможно, в тевтонских легендах отразились спутницы Одина - сарматские женщины-воины.

 - Обосновавшись в южной Скандинавии, Один вводит  там законы Асов.

В частности, интересно, что в память о знатных людях Один постановил насыпать курганы, а в память о «стОящих» людях ставить надгробный камень.

 Действительно, и сейчас в шведской Уппсале можно увидеть курганы, так характерные для южнорусских степей, но, кажется, совершенно не характерные для тевтонских погребений а Европе.  В степях совеременной Украины и сейчас еще встречаются «каменные бабы», в незапамятные времена поставленные в память о "стОящих" людях.

 - Воины Одина отличаются в бою особой яростью.

Вспомним слова Аммиана Марцеллина об аланах: «…счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы.  ничем они так не гордятся, как убийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих боевых коней содранную с черепа кожу убитых»

 - Будучи при смерти, Один велит «пометить себя острием копья».

 Татуировки, опять же, вовсе не характерны для тевтонов. Зато мы знаем, что татуировкой украшали себя сарматы. (Кстати сказать, и некие «русы», встреченные на Волге арабским путешественником Ибн-Фадланом, были, по его словам, с ног до головы покрыты татуировкой).

 - «Культурный герой» Один (а затем и жрецы, из его племени) становятся богами тевтонов. 

 Здесь у К.Е. Калабашкина перо выпало из рук...

 Единственно, что он смог прошептать перед тем, как его грузили: "Читайте http://www.proza.ru/2011/10/03/1531"