Великая актриса

Раиса Топер-Савинова
   Вера Фёдоровна Комиссаржевская принадлежала к плеяде тех художников-новаторов, которые, глубоко выражая суть своей предреволюционной эпохи, открывали русскому и мировому искусству новые пути развития.
   Она родилась в Петербурге в семье известного оперного певца Ф.П. Комиссаржевского. Окружённая людьми театра, к артистической карьере, однако, не стремилась. В театр пришла после тяжёлого краха в личной жизни, в поисках нового смыс ла существования, поверив в искусство как в могучую силу, способную участвовать в преобразовании мира.
   Кроме недолгих занятий с В.Н. Давыдовым, Комиссаржевская не имела профессиональной подготовки. Её школой стала любительская сцена.
   В 1894-1896 годах Вера Фёдоровна служит в Вильно у Незлобина. Это крупный театр с прекрасной труппой, но Комиссаржевская резко выделяется на её фоне. Зрителей волнует её искусство, лирическое и тревожное одновременно, в ней видят актрису современной темы прежде всего.
    Переход в 1896 году на императорскую сцену, в перербургский Александринский театр, сам по себе мало что изменил в её возможностях. Но искусство Комиссаржевской неудержимо росло и крепло изнутри, диапазон выражаемых на  сцене настроений, идей и чувств становился всё шире, протест против рутины окружающей жизни, тревога, непримиримость, жажда иных человеческих отношений звучали в её творчестве всё определённее.Лучшие создания этого периода - по новому сыгранная Лариса в "Бесприданнице", смело переведённая актрисой в ригистр современной трагедии, и Нина Заречная в "Чайке".
   В 1902 году она покидает Александринский театр, два года гастролирует по провинции, собирая средства для собственного начинания, и в 1904 году создаёт на паевых началах по типу МХТ новое дело: "Драматический театр. Дирекция В.Ф. Комиссаржевской". Наступают события первой российской революции. Новый театр открыто симпатизирует освободительному движению.
    Подавлени иреволюции и спад общественного подъёма снова обратили актрису к проблеме человеческой души, поискам вечных ценностей, незыблемых основ веры в могущество добра, красоты, истины.
   Через несколько лет она решает оставить сцену и открыть студию, заняться педагогической деятельностью. Но планам Комиссаржевской не суждено было осуществиться. Во время гастролей /которые должны были стать последними/ в Ташкенте она умерла от чёрной оспы. Блок писал о символическом значении её имени, о предвесеннем характере её творчества, о правде, стоящей " за этим мятежом исканий, за смертельной тревогой тех взлётов и падений, живым воплощением которых была Вера Фёдоровна Комиссаржевская".