О проповеди

Сергей Серванкос
Однажды на вопрос: «Какую Вы веру исповедуете?», пожилой мужчина быстро ответил: «Крестьянин я, как и мои родители крестьянинами были, так и я». Я про себя улыбнулся, но, в то же время эта фраза заставила меня задуматься над вопросом, а кто такие христиане?

Как не странно, но многие люди, как и этот мужчина, считают, что название их вероисповедания происходит от слова «крест», хотя, в Библии чёрным по белому написано: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.» (Деяния 11:26). Понятно, что это слово происходит от имени сына Бога – Иисуса Христа.

Обидно, что искренним крестьянам никто не объясняет этого. А ведь от этого: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.» (1Петра 2:21), в основном, зависит, будет человек одобрен Христом, или нет: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Матфея 7:21-27).

Итак, начнём узнавать, что о христианах говорится в Библии – это особенно важно, если учесть предупреждение Иисуса: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.» (Матфея 24:4,5). Под словом «многих», уверен, Иисус не имел в виду несколько человек, судя по таким библейским пророчествам: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди (апостол Павел обращал эти слова к мужчинам, бравшим на себя руководство в церкви (см. 17и18 стихи)), которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.» (Деяния 20:29,30). Предупреждения о великом отступничестве есть и в других книгах Библии (см. 1Иоанна 2:18,19; 2Петра 3:3,4; Иуды 10-19).

Стало быть, чтобы не попасть  впросак, надо хорошо знать, какими должны быть христиане. А за образец взять христиан первого века, о которых написано в Библии.

Если внимательно рассмотреть Деяния 11:26: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.», то видим, что христианами были названы те, кто учился у Варнавы и Павла (см. стихи 22 и 25), в свою очередь Варнаву туда послали из Иерусалима (стих 22). Затем, читаем в Деянии 13:1-4: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.  Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр», из этого отрывка видно, что христианами были люди не только разных слоёв, но и видимо, с разным цветом кожи, судя по второму имени Симеона – Нигер или чёрный, по русски. Также, здесь чётко показано, что проповедь и обучение продолжилось, то есть у христиан первого века был настрой говорить о Боге всем: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деяния 1:8). Этот настрой первых христиан точно соответствует тому поручению, которое доверил им Иисус Христос: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Матфея 28:18-20).

Примечательно, что Иисус не сказал: «Стройте храмы и тех кто туда придёт обучайте!», а сказал: «…идите, научите все народы». Из Библии хорошо видно, что христиане первого века были активными проповедниками, вот, что о них говорили священнослужители тех дней: «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.» (Деяния 5:27-29). Сказав, что Иерусалим был наполнен их учением, по сути, первосвященник обвинил апостолов в проповеди учений Христа.

А вот, что говорил о Павле один высокопоставленный начальник первого века: «Найдя сего человека язвою [общества], возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси» (Деяния 24:5), к тому времени проповедь шла полным ходом и, видно, что христиане достали ею даже правительства того времени.

Меня заинтересовало слово «ересь», что под ним имелось в виду в первоисточнике, вот варианты перевода греческого слова – ";;;;;;;;" –
1.выбор,избрание
2.секта,(религиозное)учение или направление;
3.ересь,лжеучение;
4. разномыслие, разделение во мнениях

Второй и третий варианты показывают, что христиан того времени не особо жаловали и причина этого - их активное участие в возвещении благой вести о Царстве Бога.Стало быть, проповедь – визитная карточка христиан, сам Иисус Христос говорил: «…и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.» (Луки 4:43)