2. Над Форосом безоблачное небо - продолжение

Михаил Лезинский
 
 
                Часть вторая
                ПУТЧ ОБРАЗЦА 1991 ГОДА.

В те дни, когда скоротечный, - как чахотка! - августовский путч набирал силу, когда названия крымских курортов Форос и Сарыч сразу же стали всемирно известными, лично я занимался обыденным делом, - стоял в очереди за горячим хлебом в магазине “Горячий хлеб”, что на улице Николая Гоголя. Есть в Севастополе такая улица, несмотря на то, что сам Николай Васильевич в городе морской славы никогда не бывал.
Скрупулезно точно говорю о месте своего пребывания потому, что сразу же после путча, в недрах напуганного событиями командно-административного аппарата могучего СССР, родилась крылатая фраза: ” А где ты был-находился во время путча!?”
Сегодня, когда путчисты возведены в геройскую степень, когда антипутчисты осваивают нары московских тюрем, подогретые для них путчистами, фразе, когда-то крылатой, обломали крылья...Фразе то поломали, а привычке - нет! И многие мои странности-осторожности рождением оттуда, из дня вчерашнего. Хотя я давно - или недавно,это каким метром мерить! - в Израиле.
И так, жил я тогда в Севастополе и стоял в очереди за горячим хлебом в “Горячем хлебе”.
Насколько помню себя, всегда в очередях: за хлебом, за мясом, за туфлями, за зубной пастой...
Однажды я “выдал” своей престарелой маме:
- Ты что это, Бэлка Моисеевна, для очередей меня родила?!
- Что ты! Что ты! - пугалась мать. - Для каких еще очередей! Для жизни и счастья я тебя родила. Для светлого будущего!..

Мама, моя напуганная мама, во все времена всего боялась!
Отпугалась вечная вдова, - ее муж и мой отец, погиб в Великую Отечественную, в кровавом 1942 - м под Смоленском. А сама она нашла вечный покой на старом тират- кармельском кладбище .Но тогда, когда я впервые вывел эти строки, она была жива.

Ох, мама, мама, я вспомнил, - откуда,чорт меня побери, я могу такое помнить?! - мама стоит в длиннющей очереди, держит меня спеленатого на руках и канючит:
- Пропустите, пожалуйста, нас, мой Мишенька уже третий день молока не видит!..

Сочиняю!? Может быть. На то я и сочинитель. За это меня на старости лет и приняли в Союз писателей Крыма, - это, когда Украина стала самостоятельной, а Крым создал свое отделение! Заодно приняли и в Союз русских, украинских и белорусских писателей. И уже совсем не заодно, в Федерацию Союза русскоязычных писателей Израиля.

А очередь за горячим хлебушком двигается медленно-медленно, и извивается, как глиста или...
По части ругательств, я мастак, любому классику дам фору! Исключая, конечно, моего любимого Игоря Губермана, которого я при жизни причислил к классикам!
В местах очень даже отдаленных, пробыл почти два десятка лет. С папой, мамой, сестренкой. Но это особая статья и к данной повести никакого отношения не имеет.

Приближается очередь, - прилавок уже виден. И раскрашенная “принцесса” за ним. А тут одна стервоза пытается вклиниться впереди меня без очереди. Да так нахально! ..
Ох, как я завидую таким!
- Девочка с красным бантом на голове впереди вас не стояла?
Молчу как классический партизан на книжном допросе.
- Мужчина! Я вас спрашиваю!
- Не стояла.
- А она говорила, что за ней дяденька носатый занимал...
Смотрит внимательно на мой, действительно, довольно внушительный, еврейский нос. Стояла не стояла! Какая разница!
- Ладно, становитесь! - и демонстративно поворачиваюсь в профиль, чтобы предъявить свой “римский с горбинкой”.
Женщина вклинивается впереди меня, кокетливо пожимая при этом плечами. Оборачивается.
- А нос у вас...самый обыкновенный и очень даже симпатичный...
- Не стояла она тут! - зашипела очередь громким шипом. - Мы тут с утра безвылазно стоим!
- Стояла! - ответил я наперекор очереди. - Стояла вместо ее девочка с красным бантом! Теперь вот она стоит!
Как я мог выступить против женщины, которой мой нос показался небольшим и симпатичным!
Боже Святый! Боже Праведный! Как мало нам, евреям, надо. Чуть-чуть поласковее с нами мы тут же прощаем и готовы забыть все обиды. Что за нация такая!?.
Помню, - вот только не помню, случилось это при жизни Ёськи Сталина или после того, как того кондрашка хватила!? - на торжественном вечере, посвященной ...надцатой годовщине Великой Октябрьской революции, слово было предоставлено для основного доклада...
“Посвященной”, “предоставлено”... Какой заученный канцелярский оборот, аж самому противно! Но эти слова-паразиты, слова-канцеляризмы, сами на бумагу лезут!
Так вот, слово было предоставлено Главному Еврею СССР Лазарю Моисеевичу Кагановичу и все евреи Страны Советов, - самой гуманной и демократической страны мира! - дружно зашептались:
“ Наш Лазарь выступает от имени Всего Правительства, а вы говорите, - антисемитизм!”
И моя мама, старенькая, дряхлеющая прямо на глазах, мамулька, - пусть ей каменистая израильская земля покажется пухом! - присоединилась к всеобщему хору.
Моя мама, которая по милости лазарей, огромный кусман своей жизни, провела в добровольной ссылке, и там же выплюнула свои цинготные зубы, произнесла фразу, которая въелась в мои печенки и я ее еще долго повторял, веря в нее:
- Такая честь выпала нашему Лазарю, с него бери пример, сынок...”Каганович” - это её козырная карта во все времена! Долгие годы и я был отравлен этой фразой!
В длинных очередях разговоры обо всем на свете, сегодня же, - только о путче и путчистах. Сразу выявились сторонники и противники.
Хотел, по журналистской своей привычке, солгать, написав: “противники и сторонники разделились на две неравные части. Действия путчистов не одобряла большая часть...”
Но сегодня я так не напишу. Прошло столько времени и я позволю себе сказать правду: сторонников путчистов было подавляющее большинство. Почти все командование Черноморским флотом, во главе с будущим “пивным королем” командующим Черноморским флотом адмиралом Хронопуло было на стороне путчистов. И мысли Его, и приказы Его, тиражировала газета Черноморского флота “Флаг Родины”.
И даже тогда, - 22 августа 1991 года, - когда путч был подавлен, газета не успела “перестроиться” и вышла под шапкой - “СООБЩЕНИЯ ГКЧП” И с обращением командующего Черноморским флотом Мишки Хронопуло:

“ Перестройка зашла в тупик. Обо всем этом с горечью, болью и полной ответственностью заявлено Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР и в специальном обращении к советскому народу... Мы должны скрупулезно разобраться в опубликованных документах советского руководства, изучить и уяснить их содержание, понять всю обоснованность и необходимых чрезвычайных мер по спасению социалистической Отчизны”.

А заместители Командующего Ларионов и Васильев, - завтрашние капиталисты, но им об этом ничего не известно, на момент путча! - на совместном заседании севастопольского партийного руководства с городским Советом и исполкомом, в день скоротечного переворота, заявили, что депутатам нечего обсуждать, необходимо непременно признать ГКЧП и немедленно приступить к выполнению их, - гэкэчепистов! - требований...
Оставим большую политику и перейдем снова к очереди образца 1991 года.
Кого только не увидишь здесь! В очереди можно встретить и отставника, носившего когда-то золотые погоны без извилин, но с крупными звездами, бывших фронтовиков, хлебнувших баланду в советских лагерях, и - просто рабочих , и просто интеллигентов, и даже, отставных работников Службы безопасности, попросту говоря, работников КГБ, которые забыли о своей основной работе, и просто стояли в очереди за горячим хлебом.
С одним из кэгебистов я вас познакомлю, но без ФИО - фамилии, имени и отчества. Потому что из бывшего Он успешно превратился в настоящего. И нам еще не раз придется встречаться с ним на страницах этого правдивого повествования. А по сему, обозначу его так - Интереснейший Кадр.
- Гым - гым, хым - хым, - гмыкнул и хмыкнул за моею спиною Интереснейший Кадр.
Оглянулся. У меня создалось впечатление, что я его и раньше видел. То есть, не вчера-позавчера, а лет этак с десяток тому! Но не вспомнил.
После того, как Интереснейший Кадр два раза гмыкнул и столько же раз хмыкнул, он, ни к кому , собственно говоря, лично не обращаясь, но, имея в виду все-таки меня, произнес:
- Вы полагаете, что нашего Михал Сергеича заперли на собственной Даче?
- Заперли и крепко! - тотчас сглотнул наживку с крючка.
Ох, язык мой! Сколько горя - горького он мне принес во все времена. Но отступать уже не было смысла. Оправдывал себя, что на сей раз я ем ”чужие” спагетти хотя и с собственных ушей на которые мне навесило радио: стал перечислять, сколько кораблей и подводных лодок охраняют подступы к Даче с моря. Сколько бэтээров - бронетранспортеров задействовано на подъездых дорогах Крыма, сколько десантных батальонов высадилось на Южнобережье!..
- Больше того, доложу я вам, - на секунду мне показалось, что уши Интереснейшего Кадра превратились в минилокаторы! - севастополький полк КэГэБэ оцепил все подходы к Даче Президента СССР и, даже таракан, рыжий таракан, этот вечный обитатель наших квартир, туда не проползет!.. Не то, что человек, будь он хоть трижды рыжим!
Конечно, я не поднимал, как говорится, хипиш на весь хлебный магазин! Все эти сведения и сверхсведения громко шептал, прижавшись телом к телу своего собеседника Интереснейшего Кадра.
Даже те новости что донесли до моего жаждущего и страждущего уха , “вражьи голоса”: “Би-би-си”, “Радио Свобода”, “Свободная Европа”, “Голос Америки”.
Самолично слышал по “Радио Свобода” ленинский с картавинкой голос народного депутата СССР Сергея Станкевича. Того самого, который сейчас находится в Польше, и, которого требуют к ответу российские органы правосудия. За взятку, которую он взял, не сходя с рабочего места.
Подумаешь - взятка! Всего десять тысяч долларов по ведомости, на которой он оставил автограф. Взятка ли это!? Сейчас миллионами крадут и... никаких оргвыводов!
Так вот, тот самый Сергей Станкевич вещал по “вражьему голосу”:
- По имеющимся сведениям, небо на юге перекрыто полностью, море - тоже. До шестнадцати кораблей выведенны на восток от мыса Форос...
А другой очевидец, кинорежиссер Олег Уралов, видел собственными глазами, и, главное, - оповестил об этом весь белый свет! - как всплыли подводные лодки и вкупе с быстроходными катерами, атаковали мыс Сарыч...То есть, форосскую Дачу Президента СССР!
Интереснейший Кадр слушал внимательно, не перебивал, а потом не выдержал:
- Ваш Уралов врет как очевидец! Если он все это видел через фокус кинокамеры, то почему не зафиксировал на пленку! - Может и зафиксировал, но ее...засветили?
- Чепуха все это! - Интереснейший Кадр был резок. - Вам, представителям литературы и искусства понавешают лапшу на уши, вы её и едите. Да еще смакуете несуществующие подробности. Дескать, так мы видим! По-вашему, Михал Сергеич, который Горбачев, не может освободиться из заточения?
- Само собой разумеется!
Очередь пришла мне на помощь и пошла такая клюква, что даже в моем рту стало кисло! Стали всплывать не просто подводные лодки, а подлодки с термоядерными торпедами, управляемые по лазерному лучу! А славный севастопольский полк КГБ, клацая затворами наилучших автоматов Михаила Калашникова, - что может быть в мире лучше автоматов “АК”, сотворенных умом нескольких евреев и по воле Иосифа Сталина, подаренного сержанту Калашникову, одному из рядовых разработчиков!? - следит за каждым шагом плененного Президента СССР! Шаг влево, шаг вправо, - стреляем без предупреждения!..
Интереснейший Кадр, словно не слышал, ни моих слов, ни слов заведенной очереди, задумчиво произнес:
- Чую, что-то замышляет наш Михайло Сергеевич, ох, замышляет... Отказывается покидать Дачу. Не хочет...
И - неожиданный вопрос! Как станет мне известно впоследствии, Интереснейший Кадр - большой специалист по неожиданностям!
- Леонидыч, вам известно, кем я был до пенсии?
Тут пришла моя очередь гмыкнуть и хмыкнуть. Еще бы, не догадаться! Я тоже считал, - экое самомнение! - себя человеком наблюдательным.
- Да уж старался при вас не говорить лишнего!
- Вот и чудненько. А я, признаться, на вас глаз давно положил.
- Ш-ш-ш-то-о?!
Это ж надо, так растянуть слово! Для меня это было полнейшей неожиданностью. Я то думал, что он меня засек в очереди. Вот в этой самой очереди, которую мы оба доблестно выстаивали !
- И - как давно? Говорите, говорите, не стесняйтесь.
Вспомнил, что сейчас идет Большая Перестройка и можно не бояться никого и ничего.
- Припомните, Михаил Леонидович, Киев... Клинику Николая Амосова... Вспоминайте, вспоминайте!..
И я - вспомнил. Вспомнил то, что никогда не забывал...

© Copyright: Михаил Лезинский, 2010
Свидетельство о публикации №21004081059

+++                +++++                +++
 
Рецензия на «2. Над Форосом безоблачное небо» (Михаил Лезинский)

Пишете вы замечательно! Читать вас хочется. Все так зримо. Как-будто сама с вами в очереди постояла...а еще и увидела , как в кино все, что там с вами происходило.
Спасибо Вам.
Эр Светлана   07.10.2011 22:33   • 
+++
Спасибо , Светланочка! А третью главу ты бы не хотела прочитать? Вот она :http://proza.ru/2010/04/08/1064
Михаил Лезинский   08.10.2011 00:02   Заявить о нарушении правил / Удалить
+++
Чтение затягивает.
Шамиль Турман   13.10.2010 14:31   • 
 +++
Всё правильно , - всё должно подаваться в развитии.
Михаил Лезинский   13.10.2010 20:46   
+++
Дорогой Ведмедь! Вот продолжила читать и не жалею. Рада, что тебя, Мишенька , не терзает тоска по очередям и славному прошлому. Пишешь здорово, смешно, интересно и не врешь. А если сочиняешь, то так и положено сочинителю - для красного словца.
Людмила Волкова   10.09.2010 21:08   •
+++
Если анализы позволяют ,дражайшая Волчица , читай следующую главу .Тем более , что МУЖ , - моё ему с кисточкой! - прочитал .
Ваш Ведьмедик  Документалист .
Михаил Лезинский   11.09.2010 08:47   
+++
Муж ходит в "неизвестных читателях", а посему не имеет возможности высказаться.
Людмила Волкова   11.09.2010 13:17   
+++
Уважаемый Михаил Леонидович!
Продолжаю читать с неослабевающим интересом ваши рассказы. Жаль только, что не успею все прочитать. То, что вы пишете, перекликается с тем, с чем я сталкивался в жизни. Но в вашем изложении известные события видятся более ярко, более выпукло.
Будьте здоровы!
Михаил Кивенсон
Михаил Кивенсон   15.08.2010 20:17   •   
+++
Читайте , читайте , господин Мишель! Только мне странно , почему вы меня обзываете по имени-отчеству?.. Я же живу в Израиле , где все ТЫКАЮТСЯ и называют только по имени! Здесь даже солдат тычет генералу и называет его "ПЕТЕЙ", ( конечно, когда генерал не слышит!) это в порядке вещей .
Делаю тебе , ОДНОГОДОК , тысяча первое китайское предупреждение , коллега!
Живи долго-долго , как минимум , до конца этого века .
Дед Мишель-вермишель . (Так называл меня мой друг , фотолетописец Великой Отечественной войны , похороненный на Севастопольском Военном Мемориальном кладбище Боречка Шейнин ).

Михаил Лезинский   15.08.2010 21:36   
+++
Объясняю дополнительно для особо одаренных. Я это делаю для создания контраста. Вот, например, как в годы моей юности студенты писали Тычине: О, Павло Тычина, любый наш профэссор, ты такый як Пушкин, жаль нэма Дантеса.
Согласись, что после такой моей рецензии любая грубость будет более эффектной, более заметной.
А грубости из меня так и лезут, атавизм какой-то. Я не слишком интеллигентно выражаюсь? Ты ведь привык больше по фене.
Будь эдоров!
Михаил Кивенсон   15.08.2010 22:30 
+++
"О, Павло Тычина, любый наш профэссор, ты такый як Пушкин, жаль нэма Дантеса".

Эту эпиграмму я знаю ( малость переделанную студентами ), хоть и не учился в вашем учебном заведении . Говорили , что её написал Остап Вишня .
Будь здрав , хлопец Мишаня .
Михаил Лезинский   15.08.2010 23:26   
+++
Михаил, очереди у нас были за место в ясли,на квартиру,на машину,за туалетной бумагой...Если перечислять-места не хватит. Народ же мечтает вернуть всё назад.Здоровья вам, Михаил.
Рублёв   28.08.2010 22:33   
+++
Михаил Леонидович! Я Ваши рассказы все обожаю-что касается путча- мне накануне писнился вещий сон-что Горбачев прячется у нас на даче- а дача на Фиоленте, снились танки на Фиоленте и мужик на броне, в котором я потом опознала Ельцина- это такое странное совпадение- я на работе , руководствуясь сном , объявила , что ГКЧП продержиться 3 дня , а тогда там подиси его поддержку собирали- как сомнамбула себя вела - потом меня объявили ведьмой за это
Анмамалия   16.04.2010 11:58   • 
 +++
Тут имя и фамилия и первая проба пера- про Фиолент
http://www.stihi.ru/2005/12/28-1949
Анмамалия   16.04.2010 12:02   
+++
Валентина Ратушная ... Валентина Ратушная ... Действительно знакомая до боли ФАМИЛИЯ . Думаю , мы с вами встречались , то ли в историческом Клубе под руководством Валерия Милодана , то ли на раскопах Херсонеса Таврического , но - ВСТРЕЧАЛИСЬ ...
Удачи вам на этом портале , Валентина!
Михаил Лезинский   16.04.2010 12:38   
+++
Интересно то, что автор находится так близко от пленника, знает больше видит дальше.
Появляется таинственность и интерес не затухает.
Что же там такое происходило на самом деле?
Из моего Омска видно и слышно было зачительно хуже.
Ваша Люба

Любовь Сушко   09.04.2010 14:52   •   
+++
Перечитал третью главу и подумал , чтой-то я такой смело-откровенный стал , что так вывернулся наизнанку? А не сделать ей харакири , чтобы лучше выглядеть в читательских глазах!?.В ваших глазах , Любовь !..
Но , поразмыслив , подумал : хай остаётся ! Может это моя исповедь перед Всевышним , в которого не верю , и сам удивляюсь , что ОН верит в меня. Иначе зачем это ЕМУ было нужно , вытягивать меня с Того Света?!.
"Если звёзды зажигают ,значит это кому-то нужно..."
Так что , если вы , Любаня , пропустите эту главу , честное пионерское , обижаться на вас не буду .
Дед Михась , пришибленный из-за угла пыльным мешком .
Михаил Лезинский   09.04.2010 15:52   
+++
Я так понимаю, это скрытая реклама!
Нет, конечно, прочитаю, зачем же пропускать.
Ваша Любовь
Любовь Сушко   09.04.2010 16:09   
+++
Вы правы , получился пиар , говоря современным языком . Но я об этом не думал , когда писал вам...
Завсегда с вами , Дед Миха.
Михаил Лезинский   09.04.2010 18:19