Шахматы. Игра во спасение

Светлана Бартохова
          Свой каждый новый день я начинаю с шахмат. Включаю ноутбук, открываю программу – и погружаюсь в мир логики и красоты (ибо что может быть красивее, чем остроумная, элегантная шахматная партия!)
          Меня научил играть отец, когда мне едва исполнилось 6 лет. Где-то через год он пытался преподать и шахматную теорию, чтобы я могла записать и прочитать партию с листа, решать задачки, изучать специальную литературу. Но я каменела и тупела всякий раз, когда предстояло думать над шахматной доской «по науке». Это как в истории с сороконожкой: когда у нее спросили, с которой из своих сорока ножек она начинает ходить, бедняжка задумалась, стала вспоминать – и не смогла сделать ни шажка, завалившись набок.
          Так и осталась я неучем. Но это не мешало побеждать на шахматных турнирах у тех, кто знал теорию «от и до». И самое интересное: побеждать помогало именно то, что я играла по своим собственным, непостижимым, стихийным законам, вызывая растерянность и панику у противников-теоретиков.
          Будучи ученицей старших классов, я ездила в школьный лагерь со сборником задач по любимой геометрии и с дорогими шахматами подмышкой, которые получила в качестве приза на одном из турниров. В лагере играла только с воспитателями, которые впоследствии отказывались садиться со мной за доску, чтобы не позориться. Им легче и почетнее было проигрывать друг другу, нежели какой-то соплячке.
          Позже, когда стала взрослой, со мной отказывались играть все мужчины – по той же причине. И я вынуждена была только наблюдать со стороны за чужой игрой.
          Я не садилась за шахматы много лет, но с появлением в моей жизни компьютера опять стала заядлой шахматисткой. К сожалению, уже нет того задорного пыла и свежести в игре, но все равно я получаю большое удовольствие от возможности просчитывать по несколько ходов вперед, выстраивать хитроумные комбинации и следить за логикой игры своего «железного» противника.
          Правда, компьютер не дает мне красиво завершить партию: всякий раз, когда дело близится к развязке в мою пользу, он выбрасывает «этикетку» с надписью «Сдаюсь!» и прекращает игру. Так что я, ко всему прочему, еще и разучилась остроумно ставить мат. Короче – деградирую!.. И, вполне возможно, что играя с «живым» противником, я уже буду вялой, занудливой и неинтересной…
          Но все равно: шахматы – это любовь на всю жизнь. А в последние годы – еще и неожиданное, надежное спасение. После бессонной ночи, когда мой уставший мозг не в состоянии шевелить извилинами, именно шахматы помогают навести в нем порядок и не дают сойти с ума от недосыпания и переутомления. И мне удается результативно проживать наполненный работой день – до следующей бессонной ночи… И так ежедневно: шахматы, работа, бессонница... И снова: шахматы, работа, бессонница…
         Спасибо шахматам!