Последний звонок Глава 8

Татьяна Левина
1989 год    Ладисполи     Италия    (Продолжение)


          Был месяц май, цвели и благоухали розы, которых в Ладисполи очень много, самых разнообразных цветов и оттенков. Многие знакомые получили "добро" и уехали, кто в США, кто в Канаду, кто в Австралию.

          Одна из семей в нашей квартире улетела в Канаду. К нам вселилась семья из 2- х человек, Наташа и Павел.
Наташа устроилась работать экскурсоводом и возила людей по Италии. Нам с Денисом она тоже предлагала экскурсию, но мы отказались, так как денег только-только хватало на комнату и еду.

          Однажды Наташа предложила мне заменить заболевшего экскурсовода и поехать с группой в Венецию, Флоренцию и Сан-Марино. Я удивилась и объяснила, что это не моя специальность и я ничего не знаю. Наташа уверила меня, что знать ничего не надо, она даст все материалы. Я подумала, согласилась и не пожалела.

           В группе в основном были эмигранты, которые уже получили "добро", экскурсия недорогая, настроение у всех хорошее и все были рады увидеть напоследок красоты Италии. Мы с большим удовольствием гуляли по мостам Венеции, желающие могли покататься на гондоле, но мы дружно решили, что покатаемся в следующий раз, когда разбогатеем.
         
          Затем мы все поехали во Флоренцию. Мы погуляли по городу, осмотрели достопримечательности, затем пошли в галерею Уффици, которая обладает богатейшим в мире собранием итальянской живописи - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Дюрер, Тициан и другие выдающиеся художники. Мы увидели подлинные шедевры, в том числе одну из моих любимых картин - "Рождение Венеры" Боттичелли.

          Закончилась наша экскурсия поездкой в маленькое государство на территории Италии, которое называется Сан-Марино. Оно поразилo всех. Горный пейзаж, старинные здания, чистота, уют, приветливые лица.
В Сан-Марино практически не было войн. Одним словом - уголок свободы.

          В Ладисполи наша группа вернулась довольной.

          В конце мая - начале июня в Ладисполи потянулись отдыхающие. Итальянцы заполнили пустовавшие до этого маленькие кафе, ресторанчики, кинотеатры, улицы. Это была доброжелательная, весёлая, шумная публика.
Помню, в июне мы проходили с Денисом мимо многочисленных столиков, выставленных прямо на тротуары.
Итальянцы, сидевшие за ними, ели мороженое, пили вино, шумно переговаривались, смеялись.

          Денис спросил, можем ли мы тоже съесть по порции мороженого. Я обещала ему сделать это, как только мы получим "добро". И этот день наступил. Мы получили долгожданное "добро" и зашли в кафе-мороженое.

          Через несколько дней огромный самолет компании «ПанАм» уносил нас в далёкую и таинственную Америку, к свободе.

          В ноябре-декабре 1989 года из Италии в США прилeтели последние русские эмигранты, в том числе 8-летняя Аня Козлова с семьёй. Аня прожила в Ладисполи в "отказе" около года и хорошо говорит по-итальянски. В Ладисполи мы с Аней и её семьёй не встречались, a пишу я о ней потому что несколько лет назад она познакомилась в Нью-Йорке с Денисом и вышла за него замуж. Одним из последних самолётов прилетели и мои новые друзья из гостиницы "Рояль" киевляне Инна и Гоша Подгорные, с которыми я дружу до сих пор.

          Таким образом, в конце 1989 года закончилась многолетняя история переезда эмигрантов из СССР в США через Австрию и Италию. Следующая волна эмигрантов летела из Союза в США прямым рейсом.    

                Продолжение следует