Лев Максимов Продолжение

Лев Максимов
2. ЧЕЛОВЕК
Нигде ум не встречает таких не
обычных проблем, как в глубине че
ловеческого сердца: нигде ему не
приходится наталкиваться на бо
лее сложные, таинственные, неуло
вимые и страшные задачи. ...Да,
есть нечто более высокое, чем не
бо, - это человеческая душа

В.Гюго

Человек — это материальный носитель «Я», это нечто объек­тивное; существо не только переживающее бытие, но и творящее собственный материальный и духовный мир.

Кажется, что нет более простого дела, чем объяснить и по­нять, что такое человек. Ведь каждый живущий на Земле индивид имеет право называть себя  человеком. Учёным остаётся только на­блюдать за любым из людей, уяснять и объяснять, почему и как он дей­ствует, чего он знает и хочет, и тогда сущностный портрет человека будет готов. К тому же человек может многое рассказать о себе самом и соб­ственном сокровенном.

Тем не менее, в далёком прошлом  и в настоящее время науки о человеке и философия находились и находятся в отчаянном неведении того, что такое сущность человека. К тому же мы не знаем, откуда и ка­ким образом он появился на планете Земля. Мы не можем определить, что он собой представляет как биологический вид: то ли «венец творе­ния», то ли некое переходное к новому животному виду существо. Ницше утверждал: «Величие человека в том, что он мост, а не цель». Мы видим, что человек обладает огромными потенциями, но никак не может понять: во имя блага или несчастья человечества он употребляет и употребит в будущем эти свои бескрайние силы. Мы назвали свой биологический вид красивым именем homo sapiens (человек разумный), и в то же время на каждом шагу сталкиваемся с его действиями, никак не помещающимися в раздел разумных. Он не только творит культуру, но он, прекрасно осо­знавая последствия, занимается тем, что гробит своё здоровье, постоян­но разрушает им же созданный мир, с садистским удоволльствием уби­вает миллионы себе подобных.

Человек мечтает о хорошей жизни и не отдаёт себе отчёта, что же это такое. Он хочет стать лучше, но предпочитает на практике лениться. Он хочет, чтобы его уважали и любили окружающие, но зачастую даже сам себя не любит.Человек полагает, что он знает много обо всём, тогда как фактически не знает даже самого себя. Он хочет быть уникальным, неповторимым, а на деле боится выделиться из толпы. Он хочет властвовать, но на практике предпочитает подчиняться. Он обладает за­мечательными качествами: мужеством, волей, бескорыстием, добротой, доверчивостью, смелостью, разумностью, искренностью, сознательно­стью и тому подобными атрибутами, а в реальной жизни предпочитает скрывать эти черты характера, ведёт себя так, будто бы он их стыдится, похваляясь преимущественно негативными чертами характера: эгоиз­мом, бесстыдством, распущенностью нравов, жестокостью, презрением к другим людям, властолюбием и т. п. Так что же мы такое, люди?!

- - -
Желанием пронизан мир, и даже homo sapiens всего лишь осуще­ствлённое желание сперматозоида и яйцеклетки.

- - -
Самый сильный не тот, кто больший вес поднимает и дальше его бросает, а тот человек, который никогда не сдаётся.

- - -
Не путайте блуждание мыслей с размышлением.

- - -
Мужество — это способность всегда подниматься после падений, и даже смерть встречать на взлёте.


- - -
Не жалуйтесь на учителей, не называйте их плохими, вас никто не сделает лучше, если вы этого не захотите.

- - -
В сложившемся человеке другие люди изменяют лишь несуще­ственное.

- - -
«Всё течёт, всё изменяется», - говорили древние мудрецы. Они не заметили, что постоянного в человеке гораздо больше, чем меняюще­гося. Человек — это тугоплавкий материал.

- - -
Лучший собеседник тот, кто может быть неправым, - он возвышает нас в собственных глазах.

- - -
Хотите чувствовать себя хорошо? Сделайте что-нибудь полезное для других.

- - -
Легче всего в споре убедить себя.


- - -
В разговоре с самим собой человек наиболее красноречив и убе­дителен.

- - -
Совершенство есть ни что иное, как  хорошее без плохого, то есть однобокость, ущербность. Кроме того, совершенство — это финал, конец перемен, а это противоестественное состояние.

- - -
Наше стремление к совершенству только лишний раз подтвержда­ет, насколько велика власть химер над человеком, как безрассудно каж­дый из нас готов подчинить себя и свою жизнь чему-то неопределённому, неясному, надуманному. К тому же С.Моэм писал: «...у совершенства есть один изъян: оно может наскучить».

- - -
Если мы не желаем в ком-либо или в чём-либо сильно разочаро­ваться, не доверяйте собственной уверенности.

- - -
Человек полагает, что должен обязательно знать, что он живёт так, как нужно и должно. Без этого знания он жить не может. И хотя его на каждом этапе жизни подстерегают неожиданности, случайности, небыва­лые обстоятельства и события, которые он не понимает, не ожидает и не знает, он стремиться отвернуться от этих непознанных явлений или логи­чески, рационально их объяснить. Объяснение — это лишь гипотеза, предположение, а не знание. Но оно успокаивает человекаВ этом, вероятно, его (объяснения) основная роль.

- - -
То, что мы постоянно играем роли на подмостках сцены жизни, давно известная истина. А вот когда и где мы не актёры, то есть мы та­кие, каковы на самом деле, - это большой и важный вопрос для каждого индивида. Экзистенциалисты говорят, что люди узнают свою сущность лишь в пограничных ситуациях (на грани смерти, например), и с этим не­льзя не согласиться. Но неужели в обычных ситуациях мы только посто­янно притворяемся? Думаю, что это не совсем так. Ведь где-то и когда-то мы должны проявлять себя такими людьми, какими мы действительно являемся, то есть без притворства, обмана, позёрства, самообмана, ба­хвальства, завышенной или заниженной самооценки. Оглянитесь вокруг, найдите эти моменты жизни, найдите себя в подобных моментах и оце­ните трезво. Только тогда вы сможете полагать, что в значительной сте­пени познали себя.

- - -
Человеческая тяга к объяснению Всего удивительна. А придание огромного значения собственному пониманию Мира поразительно. Мы можем жить в этом мире, не зная и не интересуясь откуда, каким об­разом он образовался и как он устроен. Но мы готовы унизить любого, кто не согласен с нашим представлением и объяснением происхождения и сущности Мира. И хотя у нас имеются только догадки и нет никаких фактов в поддержку нашей точки зрения, мы, тем не менее, стоим на на­шем мнении и презираем любого человека, имеющего другую точку зре­ния на действительность. Как иронично заметил И.Губерман: «Что угодно с неподдельным огнём я отстаиваю в споре крутом, ибо, только настояв на своём, понимаю, что стоял не на том».

- - -
По тому, чем довольствуется человек, можно определить объём его потерь.

- - -
Самый лучший в мире смех — детский.

- - -
Вы обрстили внимание, что в нашей жизни фактически почти ни­чего из потерянного нельзя вернуть: ни дружбу, ни любовь, ни моло­дость, ни честь, ни славу. Потому человеку в первую голову необходи­мо научиться хранить и приумножать, чтобы потом не жалеть.

- - -
Умному нужно много говорить, чтобы все поняли, что он умный. Глупому стоит рот открыть — и большинству ясно, кто он такой.

- - -
Имеется лишь один феномен в человеческой жизни, который не­льзя извне не принудить, ни упросить, ни изнасиловать или ограничить — это наше сознание. Как говорил Сартр: человек — это чистая свобо­да.

- - -
В жизни главное — быть готовым ко всему.

- - -
В обществе нет менее свободного человека, чем голый человек. Нет более свободного человека, чем думающий и увлечённый.

- - -
Человек плохо знает себя. И если он однажды выбрал профессию и совершенствуется только в этой профессии всю жизнь, он тем более не знает и не узнает себя, он фактически преступно не интересуется собой, а следовательно, ему нет дела и до других. Такой человек ограничен. Весь мир перед ним, а он робко откусывает от него крохотный кусочек и жуёт его всю жизнь, боЯсь проглотить и замахнуться на другой. Он гово­рит себе: я целеустремлённый и последовательный, я лучше других,  так как обсосал этот сегмент жизни со всех сторон, я в этой области выше всех, я истинный профессионал. По такому поводу Б.Шоу заметил: «Не­льзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болва­ном».

- - -
Если человек бесконечно глубок и полностью  открыт неизвестно­му будущему, то в таком случае снимается вопрос о его (человека) по­знании, как рациональном, так и любом другом. Человек, следовательно, не поддаётся ни логическому анализу, ни интуитимному уяснению. Он чистая тайна.

- - -
Молчание — золото, но мысли новизна ещё дороже.

- - -
Когда мы злимся, самые тяжёлые удары наносим, как правило, близким (родным и любимым). Может быть, это потому, что они всегда у нас под рукой? Или потому, что чувства затмевают разум?

- - -
В непримиримом споре, чем мы громче кричим, тем нас хуже слы­шат.

- - -
Зависть, как и зверь рождает только себе подобное.

- - -
Издалека мы видим одинаковую серую массу людей. Чем ближе подходишь к этой массе, тем отчётливей начинаешь различать отдель­ные лица необычайно сложных и непохожих людей. Как получается, что многоцветные персоны образуют вместе бесцветную массу? Неужели это проявление законов статистики?
- - -
Каждый человек в отдельности по праву считает себя необычным, исключительным явлением. Но стоит ему оказаться среди множества та­ких же необычных людей, как они все вместе образуют сплочённую по­средственностей.
- - -
С точки зрения З.Фрейда, половой инстинкт является тем мощней­шим источником, который заряжает человека энергией жизни. Но посмот­рите, что движет ребёнком или зверёнышем, разве источник их активно­сти либидо? Ответ давно известен: ими движет ЛЮБОПЫТСТВО.
Любопытство не покидает человека до самой смерти. Его нельзя искоренить и обуздать. Оно источник всех достижений человечества и основная угроза его существованию.
Как дети порой наносят себе травмы и даже гибнут от любопыт­ства, точно так и человечество в целом подвергает себя серьёзным опас­ностям, стремясь заглянуть за пределы возможного и известного. Пото­му, наверное, Б.Паскаль вообще осудил любопытство: «...главный недуг человечества — беспокойное любопытство ко всему, для него непо­стижимому, и уж лучше пусть он заблуждается, чем живёт во власти такого бесполезного чувства». НО вообразите себе человеческую жизнь без любопытства. Любопытно, были бы мы тогда людьми?
- - -
Главный довод в пользу идеи создания человека Богом — истори­ческая неизменность современного человека.
- - -
Уникальность каждого человека делает бесполезными философ­ские поиски человека вообще.
- - -
Интеллектуалы любят говорить о всеохватывающих проблемах и потому полагают себя философами, тогда как в действительности фило­софами являются лишь те люди, кто прилагает большие усилия к нахо­ждению решений подобных проблем.
- - -
Того человека трудно застать врасплох, кто всегда готов к худше­му.
- - -
Часто спрашивают: в чём состоит призвание человека? Мой ответ таков: мы призваны не отступать, а добиваться!
- - -
Хороший нравственный человек в общении с плохим всегда хотя­бы немного, но становится хуже.
24