Гражданин Поэт. На смерть проекта

Александр Хлупин
Грустное торжество.

       5 марта 2012 года в Москве, в Крокус Сити Холле состоялась гражданская панихида по проекту Гражданин Поэт.
       Почему панихида? Ну, потому, что его создатели решили проект закрыть. В своем недавнем интервью для одной из газет, продюсер проекта Андрей Васильев назвал несколько причин для этого, в том числе сложность взаимоотношений трех творческих людей, коммерческая сторона и нежелание доводить проект до состояния естественной деградации.
       Но главная причина, не озвученная, как мне кажется, несколько иная. Но об этом чуть позже.

      О мертвом либо хорошо, либо ничего.

       Для тех, кто возможно не в курсе, я позволю себе краткий экскурс в историю проекта.
Проект основали, придумали, писали и играли три человека – продюсер Васильев, поэт Дмитрий Быков и Заслуженный артист России Михаил Ефремов. По сути, они придумали новый жанр – «ньюзикл». То есть, попытались соединить актуальные новости со стихотворениями известных поэтов, которые Быков переиначивал под эти самые новости. А Ефремов, будучи загримированным, в того или иного классика, читал эти произведения, в манере, максимально им соответствующей. Хотя грим, в общем-то, был минимальным. Просто надо отдать должное Ефремову, он действительно мастер перевоплощения. 
       Кроме того, в нем есть просто необходимая для подобного рода проекта актерская сумасшедшинка. Читал Михаил Олегович стихи Быкова на фоне слегка помятого портрета того или иного поэта. Портрет на фоне и образ исполнителя менялся в зависимости от того, под чье произведение в данном конкретном случае стилизовал свои вирши Быков. Ничего подобного никто еще не делал. Эта идея, как и все гениальное, была проста и вроде бы лежала на поверхности. Но именно эти трое взяли ее и довели до ума.
       Как сейчас утверждает Васильев, проект этот изначально был задуман, как прикольный, а не как политический. Но, согласитесь, что над довольно странными темами эта троица решила приколоться! Взять хотя бы их самый первый ролик, вышедший на телеканале «Дождь» 14 февраля 2011 года. Он был посвящен приговору, вынесенному судьей Хамовнического суда Данилкиным в отношении Михаила Ходорковского. А если быть точным, откровению пресс-атташе этого суда Натальи Васильевой, которая поведала журналистам о том, что этот приговор был привезен из Мосгорсуда и навязан Данилкину против его воли. Быков написал по этому поводу стих «Что-то женское», стилизованный под стих Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская». А Ефремов, в образе Некрасова и прочитал стих Быкова.
       С этого все и началось. Дальше – больше. На сегодняшний день вышло 52 ролика проекта Гражданин Поэт. Все они доступны для просмотра в Интернете. Также была выпущена иллюстрированная книга с приложенным к ней DVD. Готовится к изданию вторая книга. Не чурался проект и концертных выступлений. А всего он вышел на сцену 35 раз. В проекте приняли участие такие поэты, как Есенин, Лермонтов, Пушкин, Высоцкий, Агния Барто, Цой и другие.

      Громкие поминки.

       Концерт 5 марта, в Крокусе, явился апофеозом проекта. И что бы не говорил Васильев, главная причина закрытия проекта – это очевидная победа В.В. Путина на Выборах Президента России. Ведь именно ВВП и Д.А. Медведев, были главными персонажами стилизаций Быкова.
       Но, в конечном счете, политическая сатира имела место во все времена, при любом режиме. А то, что этот проект сатирический – очевидно для всех, кто смотрел хотя бы несколько роликов. Как и любая другая сатира, эта балансирует на грани дозволенного. Хотя, кем дозволенного или не дозволенного? Как известно демократия немыслима без соблюдения прав человека, без свободы слова, без РЕАЛЬНОЙ свободы политического Выбора.
      Если рассуждать о художественной стороне проекта, то насколько хороши стихи, его составившие? Безусловно, большая их часть является экспромтом. И с точки зрения академической поэзии, наверняка эти стихи не канают. Но кто тут говорит о каком-то академизме? Эти стихи рассчитаны не на высоколобых филологов, а на людей простых, на обывателей. Хотя, конечно, чтобы понять иные пассажи и аллюзии Быкова, желательно все же иметь кое-какой интеллектуальный багаж. И, в общем, даже неважно, что Быков позволяет себе иной раз рифмы весьма кривые и спорные, типа «Джобс-Жопс». В конце концов, кто из нас идеален?
      Кроме того, неоспорим тот факт, что этот проект в некотором роде реанимировал интерес людей к поэзии, как таковой. Он наглядно показал, что поэзия может быть интересной, современной и одновременно может  выступать в роли связующего звена между прошлым и настоящим.

      Все, кто слово попросил.

      В ходе концерта были исполнены все лучшие стилизации, вошедшие в проект Гражданин Поэт. Причем не только в аутентичном исполнении Ефремова. Так, стилизацию «Что-то женское» исполнила Ксения Собчак, представшая в женском альтернативном образе Некрасова.
      «Балладу об удодах» блестяще исполнил Глеб Самойлов, который спел ее в сопровождении рояля в манере А.Н. Вертинского. Для тех, кто, может быть, не знает Глеб Самойлов, экс-лидер группы АГАТА КРИСТИ, ныне лидер группы THE MATRIXX, и ранее исполнял песни Вертинского со сцены, в частности в совместном проекте с Александром Ф. Скляром «Ракель Меллер. Прощальный ужин».
      "Не жалею, не зову, не плачу", исполнил КВНщик Антон Сасин, представший в образе Медведева.
      «Дядя Степа-мильярдер» великолепно исполнил Андрей Кончаловский, представший в образе Сергея Михалкова. Стилизация была посвящена Михаилу Прохорову и его решению возглавить партию «Правое дело». В этот вечер в зале присутствовал сам виновник этого стиха, недавний кандидат на пост Президента России. Ведущий концерта Леонид Парфенов подошел к нему и задал пару вопросов. Прохоров выглядел удрученным и даже грустным. В частности на вопрос  о том, хотелось бы ему, чтобы Быков написал о нем еще какое-нибудь стихотворение, он ответил, что ему вполне достаточно того, что Быков уже о нем написал.
      «Сами с Усамой» исполнил Гарик Сукачев, представший в образе Высоцкого.
      «Задебатый» великолепно исполнила народная артистка России Лия Ахеджакова, которая неожиданно гармонично предстала в образе Агнии Барто.
      «Спектакль года» бесподобно исполнил семейный дуэт Михаила и Никиты Ефремовых.
      «Обкаркались» исполнил блестящий дуэт Михаила Ефремова и Владимира Познера, которые усиленно парадировали английский акцент и, несмотря на небольшие ляпы, этот номер стал одним из лучших в концерте.
       «Хiй» или «Украинский рэп» прочитал и сплясал Вася Обломов при деятельном участии Ефремова, поэта Быкова и приглашенного барабанщика. Этот номер привнес в камерную атмосферу мероприятия всплеск позитива и настоящего хип-хопа.
       «Айпадло» великолепно исполнил Леонид Парфенов.
       «Спасибо, что бухой» исполнил Никита Высоцкий.
       «20 лет – ни хрена нет» исполнили все участники концерта, в том числе Собчак, Никита Ефремов, Обломов и Михаил Ефремов в образе Маяковского.
        Кроме того, в концерте принял деятельное участие поэт Орлуша, который написал и прочитал целую поэму. Она была посвящена заданной из зала теме «Все на митингах. А мы здесь». Дмитрий Быков также не посрамил свою поэтическую честь и за время концерта написал и исполнил два новых злободневных стиха, также на заданную из зала тему.
        Завершился концерт новейшей стилизацией «На смерть проекта». Ефремов предстал в образе Сталина, который (так уж совпало) умер 5 марта.

        Вместо эпитафии.

        Необходимо отметить, что в этот вечер в более чем шеститысячном зале Крокуса, не было свободных мест. Полный аншлаг! По информации организаторов, билеты были раскуплены задолго до концерта. А спрос на проект бешеный. Поэтому был назначен еще один, дополнительный поминальник на 11 марта. Так что если кто еще желает успеть видеть Гражданина Поэта живьем – стоит поспешить!
        Правда, есть одна конфузная деталь. 5 марта концерт совпал с митингом на Пушкинской площади, который закончился арестами и конфликтами. На 11 марта вроде бы митингов в Москве не намечено. В связи с этим, есть опасение, что как бы власти не восприняли концерт в Крокусе как митинг оппозиции и не переключили свое Всевидящее Око в том направлении. Но… Будем надеяться, что до этого не дойдет! Удачи всем тем, кто идет в Крокус 11 марта! Вас ждет незабываемое, без всякой иронии зрелище!  А с Васильевым, Быковым и Ефремовым мы не прощаемся. Быков в своем новом интервью пообещал, что на смену Гражданину Поэту придет новый проект. Дай-то Бог!

     P.S. 
      
     Невозможно писать о поэтическом проекте и обойтись лишь прозой. Поэтому автор статьи решил завершить материал своей стилизацией в духе Гражданина Поэта.
     «На смерть проекта Гражданин Поэт». Стилизация по мотивам стиха Юрия Шевчука (поэта, безусловно, яркого и знаменитого, но который так и не принял участие в проекте) – «Русский рок».

     Хоронили Гражданина, хоронили!
     Ели пряники и «Путинку» пили!
     А он лежал в гробу хороший-пригожий!
     И на труп совсем не похожий!

      И летели строки Поэта,
      Через весь край этого света!
      Эпитафией они проступили
      На условной его Ё-могиле!

      Хоронили проект, хоронили!
      Кол осиновый в крышку гроба забили!
      А он в цифре навек растворился!
      Как батька Гамлета тенью явился!

     По вопросам возможной публикации данной статьи или ее отдельных частей в печатных изданиях и на интернет-порталах, просьба обращаться к ее автору в личку!