4. Наводнение на Ононе

Тамара Белова
Наводнение на Ононе.

Коль зашла речь об Ононе, то расскажу, как я уже взрослой женщиной сама спасала детей младшего брата Анатолия во время наводнения.
«Посчастливилось» мне это пережить в 1982 году.
В 1961 году наша семья уехала из Забайкалья на Урал, где шла стройка века: Качканарский горно-обогатительный комбинат. Родители и  старшие братья, сестра, племянники в Забайкалье. Скучаю. Через 2-3 года еду на родину. Мама и сестра жили на курорте Дарасун. Я взяла курсовку на лечение: как не воспользоваться случаем и не подлечиться? Лечение, ванны по воскресным дням не проводят. Младший брат Анатолий только недавно переехал с Енисея в Акшу. Я ещё не была у него. И вот на выходные два дня я поехала на автобусе в Акшу. Акша – районный центр в 150-180 километрах от курорта.
Сколько сопок и хребтов надо перевалить, чтобы в Акшу попасть. Подъёмы, повороты и спуски. Даже один подъём носит название «Тёщин язык». Уж больно извилист и затяжной подъём, опасный, при обледенении дороги. Смотришь, смотришь по сторонам, да и задремлешь. Перед Акшой относительная равнина. Автобус идёт ровнее. Дремота берёт. Да уже и устали от дороги. Вдруг слышу: пассажиры заволновались, заговорили все в раз.
- Наводнение! Наводнение! Вот беда! Давно не было!
Я глянула в окно и испугалась. Вода шла валом. Впервые видела, как вода со страшной силой движется вперёд, как будто прыжками, сметая всё на своём пути. Копны сена, лес, скот. Выныривали и исчезали в пучине надвигающейся следующей волны. Прямо как у Айвазовского  картина «Девятый вал».
-Как же быть? Мне ведь надо завтра возвращаться!
-Не беспокойтесь, мост у нас надёжный. Его никогда не сносит. А посёлок весь не зальёт.
Я спросила улицу, на которой мне надо было выйти. Оказывается, эта улица находится как раз при въезде в посёлок. Шофёр меня высадил, показали куда идти.
Брат переехал, как года три. Работал в администрации главным архитектором района. В его ведомстве были все сельскохозяйственные постройки: кошары, амбары и прочее. Ему отвели место под застройку дома. В самой низине от посёлка ближе к реке была выстроена целая улица двухквартирных коттеджей. Но, старожилы предупреждали, что там строить опасно: при разливе Онон  всё здесь зальёт. Только кто их послушал? Молодое начальство района самоуверенное. Ведь при их жизни ещё этого не было. Авось, и не будет.
С автобуса сошла и бегом к дому. А там уже вода валом заливает ограду и в дом.
Анатолий на работе, Валентина уехала к родителям на Енисей. Дома хозяйничает десятилетняя племянница Леночка да с ней двойняшки глупышки четырёхлетки Васёк, да Алёшенька. Мальчишки радостно плещутся, Леночка плачет не знает, что делать. Увидела меня, бросилась ко мне:
-Тётя Тамара, что делать? Мы утонем?
-Леночка, давай вещи выносить на баню.
Мальчишек посадили на баню и стали переносить постель, одежду, всё, что было посильно, подняли. На бане было сено, расстелили постель и стали ждать брата. Он вернулся только под вечер. Вода дошла до проезжей дороги. Брат шёл по пояс в воде. Он, конечно, обрадовался, что всё в прядке. Он не мог приехать раньше, так как спасал государственное имущество и скот.
Он только спросил
-Кто вам эту плаху на баню поставил? Она лежала у стены бани.
Я посмотрела на эту толстенную, широкую доску, будто увидела её впервые. Прошло уж много лет, а я так и не пойму, как это я с ней справилась. Да! Действительно в экстремальных условиях человек на многое способен.
Переночевали на сенной постели, а утром «не солоно хлебавши», брат на резиновой лодке проводил меня на автовокзал. Сейчас при редких наших встречах, мы вспоминаем это наводнение.
Наводнение повторилось ещё через год. Дома стали рассыпаться, печи развалились. Пришлось это место оставить и построить дома в другом месте. Были построены две дамбы.

Фото


Такая река уже не угрожает наводнением.
Послесловие.
Летом 2011 года я вновь побывала в Акше. Так как был июль, и я надеялась, что буду купаться в Ононе. Каково же было моё разочарование. Той мощной реки, смывающей на своём пути всё, просто не оказалось. Были две небольшие речонки. Вернее, река, разделённая на две небольшие протоки. Да и идти до них далековато.
Поехала я на свою родину Оловянную в гости к родственникам и совсем расстроилась. Через Онон построен был  в  те далёкие времена мощный мост. Мост стоит мощнейший. А вот воды в реке «воробью по колено». Опоры оголены почти на полную высоту. Я спрашиваю у местных жителей:
- Что случилось, куда Онон подевался? Где его былая мощь?
-Говорят, что Монголия часть реки направила по другому руслу в сторону Монголии.
Может так, а может, и нет. Так как я видела мосты, названия рек и речушек, но воды в руслах не было. Видимо, всё же засушливые года сказались.
В Забайкалье ведь триста дней ясных. Чаще засуха.
Пожары. человек виновен в изменении климата.
Так что наводнение пока больше не угрожает Акше.