22. Черняевы. Какая была мама. Мои воспоми

Тамара Белова
Какая была мама. Мои воспоминания.

Мама была не высокого роста, крепкого телосложения. Тёмная каштановая коса ниже пояса. Носила её уложенной вокруг головы. Как – то мы мерили косы: у кого длиннее. У меня длина волос была 1 метр, а у мамы 1метр 10 см. Широкоскулая, улыбчивая. Не крупные крепкие зубы. Первые зубы удалили ей примерно, в 80 лет. Было удалено у неё зубов 5.Очень любила обгрызать все косточки, овощи. Говорила, что надо кушать твердую пищу, чтобы зубы укреплялись. Костей мы не обгрызаем (за не имением), овощи тоже не любим погрызть. Результат: с детства без зубов. Тёмный цвет волос просматривался и в 90 лет. Косу я ей подрезала уже лет в 85. Руки не поднимались причесаться. Мама рассказывала, что у неё голова болела от волос. Коса оттягивала голову назад. Доктор ей посоветовал простричь волос или обрезать косу. Что мама и сделала.
У мамы был красивый грудной голос. У папы голос выше. Надо было слышать, как они пели! Слава об их дуэте дошла до Читы. С радио Читы приехали записать их дуэт на пластинку. Организовали комнату звукозаписи, но мама не пошла. Не могли её уговорить. Вскоре отца не стало, и мама пожалела, что не пошла. Так остались стихи папы, песни, которые мама пела даже в последний свой день рождения, в 92 года. Но я горжусь тем, что мы можем услышать и увидеть маму. В Юбилей - 90 лет я организовала видеозапись. Тем более, что приехали братья: Георгий и Пётр. Видеокассету я переписала на современный диск. Но ничего нет вечного: кассеты надо бережно хранить или иметь копии. Копии видео я послала в Тынду двоюродной сестре Любе (Люба и её муж умерли в 2002г), внуку Виктору- сыну Владимира. Копия есть у Ларисы, у Петра, у Зои. 2 диска передала Анатолию.
У мамы была феноменальная память. Мало того, что в 84 года написала о своей жизни, она помнила все фамилии друзей, соседей, с кем, когда то жила.
Сожалею, что поздно хватилась, что - то записать, когда мы ехали с ней в поезде из Забайкалья. Спросит: «Какая это станция?» А потом начинает рассказывать, что тут живут родные, друзья или знакомые. Проехали почти больше половины страны и почти во всех крупных городах, станциях кто – нибудь да живёт из родных. Недаром родни много всюду, говорила мама. Я бы сейчас очень хотела бы с кем – нибудь встретиться, да спросить не у кого.
У мамы хорошо поставленная речь. Хорошая рассказчица. На улице у дома на скамеечке соседкам постоянно о чём - то рассказывала из своей жизни. Никогда не жаловалась, что маленькая пенсия, о своих болезнях.
«Что об этом говорить? Прожила немалую жизнь. Как не болеть? Все болит».


Мама очень переживала за меня: « Как ты останешься одна?»
И тут приехал мой сын из Коршунихи присмотреться. Дети подрастали, пора была подумать, где им дальше учиться? До Иркутска далековато, да с пересадками надо ехать. В общем, приехал решить эту проблему. Мама была рада, что я не буду одинока. Она была уже очень плоха. Внук перед отъездом сказал: « Бабушка, ты меня дождись». И она ждала. Ждала, собрав все свои последние силы. Только
8 марта 1997 г.с внуком Николаем. скажет: « Где же Коля? Сил уж больше нет»..
И дождалась. Николай приехал с семьёй 17 июля. Мама прожить сумела ещё месяц.
За несколько дней до смерти, мама сказала, что надо бы помыться:
« Я скоро умру». Я ей пообещала, что сбегаю на дачу, полью и потом искупаю. Пришла часа через 2, а мама сказала, что она уже помылась. Как?! Уж и силы на исходе. Потом сказала, чтобы я пригласила сына, внуков, подруг, соседей. Я пригласила всех. Она всех благословила и сказала, что она сегодня умрёт. Так оно и произошло. Мама нашла в себе силы и перед кончиной поднялась на горшок оправиться. Умерла она тихо. Просто легла на спину и тихо заснула. Я лежала на другой кровати рядом и проснулась от тишины. Это случилось, примерно, в четвёртом часу утра с 18 на 19 августа в праздник Преображение Господня. Значит, БОГ её взял к себе за её земные муки. Сыновья ей посвящали стихи и оды. Читайте.(
Продолжение  http://www.proza.ru/2012/03/11/626