Яшпай-целитель

Плотников Вячеслав
               


    Между рекой  Волгой и Уральским хребтом,  в основном,  в
маленьких деревеньках живет таинственный народ,  до  сих  пор
поклоняющийся языческим богам, сохранивший пеструю националь-
ную одежду и владеющий могучей народной  медициной,  малоизу-
ченной  и малоизвестной.  Раньше люди этого народа назывались
черемисами,  теперь, почему-то, марийцами. Живут тесно. Часто
в однокомнатном домике уживаются три семьи - три поколения.
     Мне довелось познакомиться с одним марийским  целителем.
По другому и не назовешь: не врач, не колдун, а именно добрый
и бескорыстный целитель. Его звали Яшпай, он жил в предгорьях
Урала в маленькой деревеньке Улу-Теляк.


               Вавилон в марийской деревеньке.

     Мама моя простудилась  и  заболела  воспалением  легких.
Долго  ее  лечили  всякими антибиотиками,  да все безуспешно:
проболела она всю осень,  зиму и весну.  Я в это время был  в
Африке,  для нее это казалось очень далеко,  на краю света, и
она не сообщала мне о своей болезни.  Но  летом  мне  удалось
выбраться в отпуск и я застал ее, охающую, ахающую и измучен-
ную болями,  в общем, еле живую. Любое движение доставляло ей
невыносимую  боль и она сидела или лежала целыми днями непод-
вижно, уже готовая предстать перед Судом Божиим. Мне кажется,
силы ей давала только надежда увидеть меня в последний раз...
     А я не знал, что делать.
     Знакомых в городке,  где живет мама, у меня почти не бы-
ло.  Она переехала туда после моего отъезда из родного  дома.
Интересный, между прочим, городок: стоит на крутом берегу ре-
ки Белой,  на другом берегу - широкая пойма и  цепочка  озер.
Домики в городке, в основном, одноэтажные, перед каждым - па-
лисадничек с цветами,  а за дощатыми заборами наливаются  ру-
мянные  яблоки.  Городок  небольшой,  весь он вытянулся вдоль
длиннющей, по здешним масштабам, улицы с длинным-длинным наз-
ванием:  Интернациональная. По этой улице регулярно ходит ав-
тобус маршрута номер два,  где проходит первый маршрут, я так
и  не  выяснил.  На улице Интернациональной укладывается семь
автобусных остановок:  три - от центра городка в одну сторону
и три - в другую сторону.  Несмотря на то, что любое расстоя-
ние здесь можно пройти пешком за десять, максимум, за пятнад-
цать  минут,  жители  городка  обожают  ездить  на  городском
транспорте:  автобусы всегда переполнены,  А когда они  поче-
му-либо задерживаются, жители стоят на остановках, ожидая их,
и полчаса,  и час. Несколько лет назад, как раз в то время, о
котором я рассказываю,  здесь даже был свой таксопарк. По го-
роду бегали три оливковые "Волги" с шашечками.  Между прочим,
не  простаивали.  Именно шофер такси и сыграл основную роль в
моей истории.
     Первое время  я  ходил  по  этому городку только пешком:
воздух свежий, без всякой там копоти, народ на улицах неспеш-
ный,  никакой тебе суеты и давки. Гуляешь себе по своим делам
и все успеваешь сделать. Но постепенно я стал тяготиться этой
скучноватой, полусонной атмосферой городка и тоже стал подса-
живаться в автобусы, чтобы проехать остановку, другую.
     В автобусе-то  я  и  услышал  про  Яшпая.  Одна  женщина
рассказывала другой, как у нее после простуды разболелось все
тело,  не встать - не сесть. "Ну точно как у мамы",-подумал я
и стал прислушиваться.  Врачи ей не помогли и она  поехала  к
Яшпаю - тот, как рукой снял, за пять минут женщину вылечил. И
живет он не далеко - деревенька в двадцати  пяти  километрах.
Принимает прямо дома.
     Я, конечно, рассказал про этого Яшпая маме.
     -А, шарлатан, наверное, какой-нибудь,-отмахнулась она от
моих слов,- да и как же я поеду - с крыльца не схожу?
     -Ничего, машину   найдем,-  упорствовал  я,  желая  хоть
как-то помочь маме.  Конечно,  я тоже не верил в  росказни  о
всяких  целителях,  но ничего другое маме уже не помогало и я
уцепился за последнюю соломинку.
     И вот я нашел такси.
     -Конечно, знаю Яшпая,- обрадовался мне таксист,- он  мне
дает  заработать.  Вожу к нему почти каждый божий день.  Он и
меня от радикулита избавил.
     Мама долго собиралась. Одела чистое, ненадеванное белье:
"А как же,  смотреть ведь будет",  пальто:  "В машине-то, не-
бось,  дует". Помолилась богу и мы стали ее загружать в маши-
ну.  Непростая это была задача:  довести ее, вскрикивающую от
боли  при  каждом  движении,  до машины,  потом протолкнуть в
тесную дверь кабины и, наконец, разместить ее на заднем сиде-
нии, как на кровати.
     -Ты, милок,  потихоньку поезжай,  не больно-то по кочкам
гони,- попросила она шофера.
     -Ладно,- пообещал шофер и рванул с  места  по  ухабистой
дороге.
     -Недавно я к нему привез молодую женщину с матерью. Жен-
щина убирала в квартире и решила вымыть пол под шкафом. Стала
его поднимать, да сдвинула позвонок,- рассказывал он по доро-
ге.-  Еле довез ее - вся изревелась.  А как же,  больно ведь.
Она ревет,  а я не выношу женских слез:  гоню на всю железку,
чтоб довезти скорее...
     -Я, милок,  не буду больше реветь,- правильно поняла его
мама,- ты поосторожней на кочках.
     Шоферу понравилась такая сообразительная старушка  и  он
поехал аккуратнее.
     -Ну так вот,- продолжил он свой рассказ,- привез я их  к
Яшпаю.  Он говорит:"Они у меня ночевать останутся, ты за ними
завтра утром приезжай". Утром я чего-то задержался в городе и
приехал часам к одиннадцати, а их уже и нет. "Да они рано ут-
ром на шоссе к остановке пошли, на автобусе-то дешевле". "Как
пошли?-удивился я,-она не то что ходить,  сидеть-то не могла,
а тут четыре километра пехом топать надо". "Не переживай, те-
перь  бегом  бегает,  я ей позвонок на место поставил,  она и
пошла".  "Ничего себе,  не переживай,- расстроился я,- машину
туда-сюда  за здорово живешь сгонял.  Да как ты ее поднял-то,
корову такую?"- удивился я.  "А я и не поднимал,  я жилку  ей
вправил - позвонок сам на место встал".
     -Я тоже слышал о костоправах,  на  Украине  Касьян  этим
искусством  прославился,  только маме вроде как кости не надо
выкручивать, и так еле ходит. Зря, наверное, едем, маму муча-
ем,- поделился я с шофером своими сомнениями.
     -Да нет,  он всех лечит.  У него такие там бывают...,  в
страшном сне не увидишь.
     -А руки-то он моет после того как таких страшных посмот-
рит? - забеспокоилась мама.
     -Нет,  не моет, - успокоил ее шофер.
     -Да как  же  так?- испугалась мама,-еще заразу подцепишь
какую-нибудь?
     -Он никого  не спрашивает что болит,-продолжал между тем
шофер,  оставив маме самой додумывать какую заразу она  может
подцепить от такого целителя.- Щупает пульс и по пульсу опре-
деляет болезнь.  Он, говорит, двести болезней по пульсу может
определить.
     -Давно он лечит?- спросил я.-Почему-то в  городе  о  нем
мало знают? Я вот случайно услышал.
     -Ну, ты приезжий...  Знают..,  кому надо - знают. К нему
долго народ не пускали, милиция машины останавливала, его са-
мого забирали - нетрудовые доходы "пришивали".  Да только  он
денег не берет...
     -Ага, не берет?- не поверила мама,- я слышала,  не берет
с тех, кому уж в могилу пора. Ты, сынок, дай ему денежку.
     -Со всех не берет,- повторил шофер,- говорит:"За  деньги
мое лечение не помогает". Люди, конечно, дают, жене суют, сы-
новьям, кто одежду привозит, но больше водкой расплачиваются.
Привык народ к твердой валюте. Только он водку не пьет, гово-
рит:  "Стопку  выпью  -  сила  уходит,  два  дня  больных  не
чувствую".  А вот сыновья его разбаловались...  Он их пытался
учить,  да они не хотят, пьют запоем. Теперь он сразу спраши-
вает у кого водка, тех не принимает. Старший сын его избил за
это.
     -Вот ведь сыночек..,- возмутилась мама.
     -Ну,  а  сейчас милиция не останавливает?- спросил я.
     -Сейчас не  останавливает.  Тут первый секретарь райкома
заболел,  к операции готовился - почку  надо  было  вырезать.
Хоть и партийный,  и сам на Яшпая науськивал, а к нему поехал
- не под нож.  Вправил ему Яшпай почку, до сих пор нас к ком-
мунизму ведет. С тех пор кордоны и сняли.
     -Ну, а что врачи? Кто-нибудь интересовался как он лечит?
     -А как же.  В Уфу его возили, профессора всякие обследо-
вали, электроды к нему подсоединяли. Ничего не поняли, только
измучили его...
      Так за веселыми разговорами мы и проехали двадцать пять
километров.

      Въехали в деревеньку, дорога разбитая, видно, много ма-
шин сюда ходит. Избушки кособокие.
      Во дворе у Яшпая настоящий цыганский табор,  нет, лучше
разноязыкий Вавилон.
      -Когда же  мы  попадем  к  нему?- Забеспокоился я,- тут
очередь на неделю.
      -Да нет к нему очереди, он выходит во двор и всех попе-
ременно осматривает.  Не бойся - долго ждать не придется. Тут
многих он уже смотрел, они ждут следующей процедуры.
     И в самом деле скоро из дома вышел небольшой мужичек лет
пятидесяти в старой крестьянской одежонке. Вокруг него тут же
"зароились" люди.  Не прошло и десяти минут как он подошел  к
нам.  Мама  стала раздеваться,  чтобы он ее послушал,  начала
объяснять что у нее болит, он ее остановил:
     -Рассказывать мне ничего не надо,  я лучше знаю,- и взял
ее за руку,  погладил кисть,  потом пощупал пульс и...  через
пальто надавил в паху какую-то точку.
     -Так, что и смотреть не  будешь?-  удивилась  мама,-  мы
ведь  на такси к тебе ехали,- укорила она его за наши пустые,
по ее мнению, расходы.
     -Я все уже, доченька, посмотрел,- ответил он семидесяти-
летней маме,- жилочку  вправил,  таперь  здоровая  будешь.  Я
ведь, бывает, только посмотрю на человека и то он выздоравли-
вает.
     -Вы не сомневайтесь,  он вас действительно вылечил,- за-
тараторила вдруг кругленькая румяная молодуха.- Мы вот с  Ук-
раины приехали, я пятилетнего сына привезла. У Сашеньки пара-
лизована правая сторона тела.  Где только не были с ним:  и у
нас  на Украине,  и в Болгарию ездили,  и в Казахстан - никто
ему не помог,  а Яшпай три раза посмотрел - и  Сашенька  стал
правой  ручкой шевелить.  Уж я так рада,  так рада...  Только
он,- показала она на Яшпая,- устает очень.  Лечит нас, лечит,
а потом и сам "с лица сходит", видно, все наши болезни на се-
бя берет...
     Я стал благодарить Яшпая, совать ему деньги, он не взял.
     Мама забеспокоилась,  опять вспомнила чью-то байку,  что
деньги  он  не берет только у безнадежных больных,  стала его
упрашивать.
     -Ладно,- сдался он,  наконец, чтобы успокоить маму,- от-
дайте шоферу, я ему должен.
     Так мы и сделали.
     -Посмотрите и меня,- попросил я,  желая заодно,  раз  уж
пришлось приехать,  проверить и свое здоровье. Иногда пошали-
вало сердце, хотя я и знал причину: лишняя рюмка водки, сига-
реты.
     Он взял мою руку...  Я поразился его мягким  шелковистым
пальцам, невероятной для крестьянина, нежности. Ростом Яшпай,
как я уже говорил,  был не высокого,  от силы -  метр  шесть-
десят, но кисти рук у него были раза в два больше моих. Широ-
кие пальцы,  раза в два шире,  чем у обычных людей,  мягко  и
тепло обвили мое запястье и замерли, чутко улавливая движение
моей крови во всех, во всех без исключения, органах тела.
     -Приедешь ко мне позже.

     Поехали домой. Мама возмущалась шарлатаном, который и не
послушал ее как следут,  а так, ткнул куда-то в пальто, чтобы
только отвязаться.  Другое дело в больнице: там тебя и послу-
шают, и таблетки пропишут...
     Недалеко от деревушки находится село,  где мы жили рань-
ше.  У мамы там в сберкассе лежали какие-то деньги.  Оказыва-
ется, она не забыла взять с собой сберкнижку: "Когда еще даст
бог выбраться?" Ну что же, мы сделали небольшой крюк и заеха-
ли в сберкассу.
     Я со страхом думал какие потребуются усилия,  чтобы изв-
лечь маму из машины и довести до сберкассы.  Но она...  сама,
не спрашивая никакой помощи,  вышла из машины,  поднялась  по
крутым ступенькам крыльца и пошла в операционный зал. Там она
сняла деньги, строго проверила правильно ли ей насчитали про-
центы, встретила старую знакомую и долго с ней с удовольстви-
ем разговаривала...
     Шофер ухмылялся, я тоже ее не торопил.


                Таня-грешница.

     Таня была доброй,  веселой хохотушкой, но однажды совер-
шила грех и Бог наказал ее за это.
     Ровно пятьдесят лет своей жизни Таня прожила в маленьком
селе, работала библиотекарем. Все жители села ее хорошо знали
и любили за доброжелательный,  отзывчивый характер, за особое
природное умение выслушать чужое горе и чужую радость,  посо-
чувствовать горюющему человеку или порадоваться вместе с тем,
кому хорошо.  Это ведь большой талант - слушать других людей.
Помогала другим, чем могла.
     У нее была хорошая семья. Муж Иван работал учителем, вы-
росли  и вышли замуж две дочери,  сын Сережа закончил хороший
институт и жил в Прибалтике.  Таня с Иваном  держали  большое
хозяйство: корову, поросенка, кур, приусадебный участок двад-
цать соток. В общем, скучать было некогда, работы было много,
но Таня успевала везде.  Все она делала хорошо и весело,  как
бы играючи...
     Но случилось  несчастье:  покончил самоубийством ее пле-
мянник Генка.  Парень был очень впечатлительный,  не  перенес
измены своей девушки и полез в петлю. Валя, мать Генки, хоте-
ла во что бы-то ни стало отпеть его в церкви,  но поп отказал
наотрез:"Хоть  озолотите  - не буду,  это самый великий грех:
отпевать того,  кто сам на себя руки  наложил.  Богом  дается
жизнь и только Бог ее вправе отнять,  мы не можем ей распоря-
жаться в угоду своим капризам".
     Таня, добрая душа,  взялась помочь сестре. Она уговорила
врача в больнице, все, ведь, ее уважали, и получила справку о
том,  что Валин сын умер от болезни.  Генку отпели в соседнем
городке и похоронили как положено по-христиански.
     Видно, бог принял Генку? Мама моя во время очередной бо-
лезни увидела сон: будто явилась она на небо, а там много лю-
дей  и  Генка  среди них во всем белом."Как врач",- объясняла
она привычным сравнением. Генка ее встретил неприветливо:
     -Опять пришла? Надоела. Уходи, не время тебе еще.
     Генку-то Бог,  выходит, помиловал, а вот Таню - наказал.
Случилось это на сороковой день после генкиной смерти.  В тот
день Валя устроила поминки.  Помянуть двоюродного брата прие-
хали  танина дочь с зятем.  Помянули,  ночевать пошли к Тане.
Зятю дали парное молоко,  а он увидел в чашке волосинку, да и
побрезговал. Таня расстроилась, ночь не спала, все переживала
из-за этого.  Никогда с ней не было, чтобы она так переживала
из-за пустяков.  Утром встали,  а Таня ничего не понимает. Ей
говорят,  а она, вроде, и не слышит, бормочет что-то себе под
нос.  С тех пор пошло-поехало.  Скоро она перестала сама оде-
ваться, не различала не холодного, не горячего. Иван ее вымо-
ет  в  бане,  а она выскакивает на улицу в чем мать родила и,
хоть по лужам, хоть по снегу босиком шлепает. Вся перемажется
в грязи - и в постель.  Как-то видит Иван: она чиркает спичку
и держит ее пока она совсем не сгорит,  потом другую чиркает.
Отобрал Иван спички,  смотрит на ее руки, а на пальцах нет ни
одного ожога.  Страшно ему стало, с тех пор все спички стал с
собой носить.  Бывает,  забудет дома коробок,  так в холодном
поту с работы бежит, всякое передумает. У Тани пропало ощуще-
ние сытости:  ела и ела,  пока видела, что на столе есть еда.
Желудок не выдерживал, так прямо за столом и "нужду" справля-
ла. Измучился с ней Иван, стал вызывать дочерей на помощь. Да
где там? У каждой - своя семья, дети малые. Один Сережка отк-
ликнулся,  бросил  свою  работу в научном институте и приехал
помочь отцу.
     Возили Таню по больницам, кололи уколами - все бесполез-
но.  Тут вспомнил Иван про Яшпая.  Сам к нему когда-то ходил.
После перелома у него долго болела нога,  процедуры, примочки
всякие не помогали,  вот и поковылял к Яшпаю.  Тот посмотрел,
нажал какую-то точку под лодыжкой и говорит:
     -Иди, сыночек.
     -Как же я пойду? - отвечает Иван,- я ведь пять минут на-
зад к тебе на корячках приполз.
     -Пять минут  назад  на корячках ползал, а теперь ногами,
как и положено человеку, иди.
     И пошел Иван ногами.

     Привезли Таню к Яшпаю. Тот посмотрел и огорчился:
     -Нет, сыночки,  тут я ничем вам не помогу: у нее уже нет
души, одно тело осталось.
     Сережка заплакал:
     -Никогда в Бога не верил, а теперь молюсь, чтобы он заб-
рал к себе поскорее нашу несчастную маму,  чтобы она не мучи-
лась больше.
     -Она не мучается,-ответил Яшпай,- она  не  знает  своего
несчастья.
     Выходит, Бог,  помиловав Гену,  вместо его пропащей души
взял Танину...

     Теперь в прямом смысле я понимаю,  сказанные кем-то сло-
ва: "Если бог хочет наказать человека, он отнимает у него ра-
зум".
     Кем сказано?
    
             Земля оттаяла и он ушел. Часы стоят.

     Яшпай хорошо  помог моей маме:  после поездки к нему она
долго чувствовала себя здоровой.  И мне хотелось сделать  ему
подарок. В Сингапуре я купил для него замечательные часы. Они
не только показывают время,  но еще измеряют частоту  пульса,
артериальное  давление,  температуру  тела и даже меняют цвет
циферблата в зависимости от настроения  хозяина:  при  плохом
настроении - черный, при хорошем - розовый.
     Купить купил, а вот приехать на Родину и вручить подарок
Яшпаю все не удавалось.  То океанографические экспедиции,  то
защита диссертации, то.., в общем, закрутила суета повседнев-
ной жизни так,  что три года пролетели как одно мгновение. Мы
ведь редко ездим к родителям просто так, когда они здоровы и,
вроде  бы,  в  нас  не нуждаются.  К больным-то...  не всегда
удосуживаемся.
     Наконец, после  настойчивых маминых призывов,  я отложил
сиюминутные дела и поехал к ней.
     Про Яшпая она ничего не знала.  Таксопарка в городке уже
не было и нашего доброго таксиста я не нашел.  Соседи про Яш-
пая говорили всякое:  одни -, что он уехал куда-то, другие -,
что умер.  В его смерть не верилось:  уж слишком он нужен был
людям,  да и молодой еще, от силы - лет пятьдесят пять. А мне
хотелось его увидеть, поговорить с ним, узнать: откуда у него
такой  дар  целительный?  Научился  у  кого  или  от природы?
Таксист,  вроде,  говорил что-то об этом.  Будто, в марийской
народной  медицине есть свои тайны,  неизвестные другим наро-
дам,  будто, и отец Яшпая лечил людей... Впрочем, я не расчи-
тывал на особую откровенность.  Если жив, то занят, наверное,
больными и вряд-ли станет терять время на пустую  болтовню  с
любопытным приезжим.  Мало-ли кто у него уже выпытывал секре-
ты?  Во всяком случае, я бы на его месте, конечно, не стал бы
ничего рассказывать постороннему человеку. Такие знания в не-
добрых руках много беды натворить могут.
     Яшпай ничего мне не рассказал.
     Да и не мог уже.
     Осенью прошлого  года  его  сильно  побил  старший  сын:
просил денег на водку, а Яшпай не дал. Не денеги жалел - сына
было жалко. Всю зиму Яшпай лежал в больнице, там у него лечи-
лись не только больные, но и врачи. До последнего дня помогал
людям, а себе - не стал. Весной, теплым майским днем он скон-
чался.  Все не хотел умирать зимой,  чтобы не утруждать людей
рытьем могилы в мерзлой земле.
     Земля оттаяла и он ушел.
     Так и потеряли люди еще одного гения.
     Не слишком ли мы расточительны?

     Замечательные часы лежат у меня в столе.  Давно уже раз-
рядился элемент питания,  но мне не хочется ставить в них но-
вую батарейку. Часы Яшпая остановились.