Стрижка

Наиль Мустафин 2
Стрижка.

1.


Когда я пришел на остановку «Торговый центр «Башкирия»», то ждать транспорт пришлось не долго. Сразу почти подъехали троллейбус 12-го маршрута и два автобуса 17-го маршрута. В последнее время, с тех пор как ввели безбилетный проезд в городском транспорте (с 15 декабря 1993 года), ездить одно удовольствие. Все машины ходят по графику, поэтому и утром выходишь в одно и то же время, зная, что непременно попадешь на нужный маршрут. И после работы, как сейчас, не нужно долго ждать.
Чтобы не толкаться в тесноте, я пропустил троллейбус и вошел в автобус голубого цвета, модели «Мерседес-Бенц» производства Турции, -  такие автобусы появились в городе всего месяц назад. Я несколько раз ездил на таких, поэтому и выбрал этот автобус, ведь он заметно отличается от других моделей. Ход автобуса плавный, мягкий.  А находиться в салоне – одно удовольствие. Вот и сейчас, хотя и народу много, но ехать можно вполне удобно. Чуть фантазии, и кажется, что находишься в космическом корабле каких-то инопланетян, – так действуют на чувства, -  цвета и архитектура салона, при отсутствии тряски и резких дерганий, какие мы привыкли испытывать на автобусах других моделей. Вот с такими впечатлениями, вполне удовлетворенным проведенным в поездке временем, я доехал до своей остановки «Институт Профзаболеваний».
Уже на улице, подходя к магазину, вспомнил, что мне нужно подстричься. В кармане у меня лежала тысяча рублей. В последний раз, в декабре месяце, я постригся за одну тысячу рублей. Но сейчас уже 16 марта.  Цены за три месяца подскочили до 2-х,- 3-х раз. «Хватит ли сегодня тысячи рублей на стрижку? Может быть, зайти вначале домой за деньгами? А, ладно! Узнаю, сколько стоит стрижка. Если не хватит денег, то схожу за деньгами.» - так я успел подумать и взглянул в сторону парикмахерской, которая находится впереди за пустырем, за триста метров от магазина. «Погода приятная, ясная, теплая. Прогулка будет только на пользу» - думаю про себя. И надо же было мне посмотреть на красные  «Жигули». К ней как раз подошла женщина и стала открывать дверку. У нее в руках прозрачный пакет, в котором видно ливерную колбасу. Меня словно что-то кольнуло. «Домашние мои, дети и жена, давно просили ливерную колбасу. Надо посмотреть в магазине. Если есть возможность купить, лучше будет угостить близких, чем постричься. Стрижка подождет.» С такими мыслями я круто повернулся и поднялся по лестнице к проходу в корпусе 10-ти этажного здания. Этот проход в виде арки находится посередине первого этажа здания. Внутрь арки выходят двери двух магазинов. Слева – продовольственного, справа – промтоварного. А неделю тому назад половину прохода с правой стороны начали огораживать кирпичами, оставляя место для входа в промтоварный магазин. Видимо, какой-то кооператив решил устроить здесь свой собственный магазин. Сейчас уже стены подняты. Зияют оконные и дверные проемы. Шустро работают люди!

2.


Итак, я вошел  продовольственный магазин. Не обращая внимания на водочный, кондитерские отделы, сразу иду в колбасный. Здесь стоит очередь человек в тридцать. Занимаю очередь за мужчиной в кожаной коричневой куртке. Прошу его, чтобы предупредил вновь подходящих обо мне, а сам иду смотреть, что продают. Сразу вижу, что ливерная колбаса есть и достаточно много. Цена уже не малая, 720 руб. за 1 кг. Продают кроме ливерной, копченую и полукопченую полтавскую колбасу за пять с половиной, и четыре с половиной тысячи рублей, вареную за три с половиной тысячи, свиное копченое мясо за пять с половиной тысяч. Почти каждый человек, стоящий в очереди в колбасный отдел берет ливерную по два-три килограмма. Некоторые берут и другие сорта колбас. Я вернулся на свое место в очереди. За мной уже заняла одно женщина. С моим приходом и она пошла узнавать, что продают.
Я прикинул, что еще с полчаса, самое малое, уйдет, чтобы купить колбасу и погрузился в свои мысли. «Ну и ладно. Жена все равно до восьми часов на работе. Идти домой не очень охота. Если за полчаса куплю, то в половине седьмого буду уже в парикмахерской. Можно, конечно, сбегать домой и взять сюда сына или дочку, чтобы они встали в очередь. А самому идти в парикмахерскую. А, ладно. Итак успею… куплю полтора килограмма. Этого вполне хватит, потому что ливерную долго хранить нельзя – темнеет и грубеет. Коту Матвейке тоже много не нужно.»

Приближаясь к прилавку, стал наблюдать за продавцами. Стоят двое. Одна, полная и плотная. Среднего роста лет около сорока, видимо привыкла командовать, – она взвешивает. Делает она свое дело довольно скоро, иногда поругивая покупателей за задержку. Тон разговора у нее требовательный, но добродушный, не вызывающий ответных слов со стороны покупателей. Вторая продавщица моложе лет на десять, с черными бровями, более стройная. Она стоит у кассового аппарата и берет деньги. Иногда она отвлекается. Тогда первая сама выбивает на кассовом аппарате стоимость покупки, отдает колбасу покупателю, и начинает взвешивать на электронных весах следующую партию колбасы.
Вот подошла и моя очередь.
- Что вы желаете?
- Мне ливерной полтора килограмма.
- На тысячу шестьдесят девять рублей.
Я складываю колбасу  в полиэтиленовый мешочек и расплачиваюсь со второй продавщицей. Отойдя от прилавка, беру из кармана полиэтиленовый пакет с рисунком на внешней стороне, кладу мешочек с колбасой внутрь пакета.


3.


Домой пришел довольный. Ведь так приятно принести домой гостинцы или новые покупки, особенно, -  неожиданно. Вот и сын тоже очень обрадовался покупке. Как всегда первым делом спросил о цене. Когда я ему назвал цену, он остался удовлетворенным.
- Не очень дорого. Я тоже видел по такой цене, – сказал он.
Я снял свой плащ-пальто черного цвета, серые с желтым ободком сапоги и прошел в ванную. Помыл руки. Вышел на кухню. Взял из пакета мешочек, а из мешочка одну палку колбасы. Палочку разрезал ножом на пять частей. Одну часть разрезал на более мелкие кусочки, величиной с маленькую мышку, и положил под стол для кота Матвея. Один кусочек со стола взял себе. Снял кожицу и начал есть, сев на стул возле газовой плиты. Съев половину кусочка, позвал сына. Одному есть скучно, да и похвастать хорошим вкусом не с кем.
Когда сын пришел на кухню, отложив, видно, делать уроки, я уже съел свой кусочек. А колбаса привлекает своим запахом. «Хватит и дочке с женой, то, что в холодильнике. Придут сами себе отрежут.», - подумал я, и взял еще один кусочек.
- Рустам, ты тоже два кусочка съешь, – сказал я сыну.
Вспомнив, что мне надо подстричься, я вдруг подумал: «А почему бы не дать возможность сыну научиться стричь? В жизни это ему пригодится. А на ком ему учиться, как ни на мне?»
А вслух сказал:
- Сейчас покушаем, и ты меня пострижешь. Хорошо?
- Что, прямо сейчас?
- Нет. Вначале покушаем, чай попьем.
- Ладно. Постригу.
 Я даже не ожидал, что сын так легко и спокойно согласится. Ведь до этого он ни разу даже не пробывал стричь кого-нибудь. Да и я сам не парикмахер. Правда, давно, когда сыну было четыре, я подстриг его. Но получилось очень плохо, – с залысинами и явно заметными неровностями. Тогда жена сама достригла его, но уже наголо.
А сейчас сыну уже 14 лет. Его двоюродная сестра Света, которая учится в строительном институте, умеет довольно хорошо стричь. Сын сам ходит к ней стричься. Вот я и подумал, что было бы не плохо, если сын тоже научился бы искусству парикмахера. Во всяком случае, и это может пригодиться для добывания хлеба

4.

.
Когда мы вышли в зал, я показал сыну, как нужно поднимать волосы для того, чтобы срезать – выравнить прядь волос. Дал ему ножницы, расческу и электрическую бритву «Агидель-3». Поискал, что бы такое взять, чтобы укрыть себя во время стрижки. Ничего не найдя, свернул со своей кровати простыню. Сел у зеркала.
- Накинь на меня простыню как в парикмахерской, – сказал я сыну.
- А как это сделать? – был ответ.
Я сам обернулся в простыню и сказал.
- Верхние концы заткни за воротник. Это, наверное, сделаешь?
Рустам сделал это.
- Теперь бери в руки ножницы и расческу. Вначале хорошенько причеши волосы со всех сторон.
Сын выполнил, делая это боязливо и  медленно.
- Не бойся. Расчесывай смелее, полностью сверху донизу. Вот…   А теперь на висках приподнимай волосы снизу, перехватывай пальцами. Вот…   Правильно. Видишь, какие неровные волосы в пряди. Срежь верхушку пряди, чтобы оставшиеся волосы были ровными….   Хорошо. Теперь расчеши опять… Подними расческой волосы еще раз. Но теперь с самого низа. Первый раз ты взял посередине… Так. А теперь повыше также.

Рустам послушно выполняет. Пальцы его слушаются еще плохо. Одновременно удержать в руке расческу и ножницы трудно. Поэтому ему приходится каждый раз откладывать ножницы на тумбочку трильяжа. А когда, расчесав, зажимает прядь волос между пальцами, тогда берет ножницы и срезает волосы.
- Теперь передвинься дальше, над ухом. Снимаешь, подравнивая над ухом, потом передвинешься дальше. Итак, пойдешь вкруговую до другого виска. Снизу до верхней части головы перехватывай примерно три раза. После каждого срезания волосы расчесывай и смотри ровность.
Сын срезал над ухом первую прядь. Стоит и думает. Хочет взять вторую прядь.
- Сначала расчеши волосы, а потом поднимай расческой, возьми прядь пальцами и срезай. Не забывай расчесать и посмотреть ровность.
Сын послушно выполняет. Но все же каждый раз после срезания ему приходится напоминать, чтобы расчесывал и осматривал результат срезания. Так он постепенно снял – подравнял волосы по бокам головы вкруговую, до другого виска. Отошел чуть в сторону и осмотрел результат своей работы.
- По-моему с правой стороны осталось больше волос.- говорит сын.
Тогда я ему предлагаю:
- Вначале поравняй волосы по периметру.
- Как это? – удивляется Рустам.
- Просто. Снимай волосы над ухом, чтобы они на уши не падали. Снимай до уровня, где они не растут. И так дальше вниз, в сторону шеи. Дальше подравняй на шее и ко второму уху.
Сын начал выполнять. Правда в движениях чувствуется неловкость, неуверенность. Ножницы держит неудобно. Но выполняет  работу все же не плохо, ровно.
По ходу работы  я невольно обратил внимание на свое лицо. Оно было какое-то отрешенное, серое и  усталое.
«Ладно. Не отчаивайся. Все еще впереди. Живи – не тужи, и все будет хорошо» - мысленно подбодрил я себя. Посмотрел в окна. Уже темнеет, сумрачно.
- Рустам. Тебе, наверное, плохо видно. Включи свет. – сказал я сыну.
Он прошел к выключателю, включил свет, вернулся. Уже при свете от электрических лампочек закончил равнять волосы над вторым ухом.
- Вот. Хорошо. А теперь пройдись опять расческой и ножницами. Убери лишние волосы там, где тебе кажется, что много оставил.
Сын стал, не торопясь, подбирать пряди и срезать, вначале с правой стороны, а затем в затылочной части со всех сторон. Я обратил внимание, что он уже не откладывает ножницы, а держит все время в руках. Ухитряется удержать в одной руке  между разными пальцами и ножницы, и расческу. Я ему уже не подсказываю. Он сам смотрит  и делает свое дело.
Сын снял немного волос сверху и спрашивает.
- А теперь что делать?
- Теперь срежь челку. Прикладывай расческу, я скажу, на каком уровне срезать.
Сын показывает расческой уровень среза. Низко, выше, выше.
- Вот, вот. Так и срезай… От челки вправо и влево есть торчащие волосы, что идут от виска к челке. Подравняй их. Срежь, как срезал челку… Вот. Так… Так… Теперь все расчеши… Хорошо. Теперь включи электробритву. Выдвини плоский нож и срезай лишние волосы на висках,– выравнивай.
- А как сделать, чтобы на обоих висках было одинаково ровно?
- А ты замечай по выступающим частям ушей. Видишь. У ушей есть выступающие язычки, – маленькие выступы. По их уровню и срезай.
Сын срезал – подравнял волосы с левого виска. Получилось чуть выше и скос идет от уха кверху, примерно на уровне разреза глаз. Я и говорю:
- Смотри. У тебя получилось на уровне разреза глаз. Тогда уже  и на втором виске, на том же уровне срежь. Выравнивай по уровню разреза глаз… Так… На этом виске  срез у тебя ровный, а на том скос идет от уха к челке. Так уже и на этом виске такой же скос сделай… Вот, вот. Хорошо. Теперь одинаково. Теперь выравнивай за ухом и на шее. На шее растет пушок. Его тоже убирай. Видишь?
- Да. Вижу.
Сын убирает волосы на шее, но чувствую, что очень уж мягко – неуверенно, побаиваясь поранить.
- Не бойся. Плотнее к коже прижимай нож электробритвы. Иначе волосы останутся.
Чувствую, что сын уже водит ножом более уверенно, тверже.
- Все. Что еще делать? – спрашивает сын и осматривает голову.
Я посмотрел качество работы в зеркало поварачивая голову то в одну, то в другую сторону. Кажется нормально.


- Хорошо. По-моему все. Положи электробритву и аккуратно сними с меня простыню, чтобы волосы не рассыпать… Так. Теперь с пола волосы собери в простыню.
Сын начал подбирать волосы с пола, а я сдвинул крайние зеркала трельяжа и стал осматривать качество работы с задней стороны головы. В общем, сделано аккуратно. Но маленькая деталь! В самой нижней части на шее видна ровная прозрачная полоска волос, ободком в пол сантиметра охватывающий основные, густые ровные волосы. Можно подумать, что это по какой-то новой моде так положено стричь. Мне даже нравится эта «ступенька» - так аккуратно и ровно она сделана.
Сын уже собрал волосы и понес простыню в ванну. Я остановил его.
- Подожди. Идем сюда. Посмотри… Видишь, на шее оставил ободок редких волос, словно ступенькой отступающий от основных волос… Мне это даже нравится. Ровно и аккуратно сделано. Но люди не поймут, будут «тыкать». Ты уж убери этот ободок ножом электробритвы.
Сын отложил простыню на пол. Я взял электробритву, включил в розетку и дал сыну. Сам сел на стул. Укрываться ничем уже не стал. Рустам довольно скоро убрал оставшийся ободок волос. Я опять встал и осмотрел шею с помощью крайних  створок зеркала. На этот раз я остался совершенно доволен.
- Молодец. Хорошо постриг – сказал я сыну.
Взял электробритву, стряхнул волосы, лежавшей рядом щеткой ,в простыню.
- Ты положи электробритву в коробку. Я сам отряхну простыню, – сказал я сыну, и пошел в ванную комнату. Там я стряхнул волосы в ванну. Простыню бросил у ванны для стирки. Собрал из ванны все волосы и убрал в мусорное ведро. Включил воду и помыл голову и шею, стряхивая мелкие волосы. Когда обтерся полотенцем, сразу почувствовал себя свежее, бодрее, легче, -  словно вся усталость улетучилась или точнее сказать, – смылась водой.

5.


Когда пришли домой жена и дочь, я сказал им что ходил в парикмахерскую. Попросил осмотреть и оценить качество стрижки. Они осмотрели и сказали, что очень хорошо. Тогда я признался, что это Рустам постриг.
- Доставай деньги и отдавай сыну. Он их заработал.
Она ещё раз осмотрела работу.
- Тысяча рублей, наверное, найдется. Отдавай. Чего-чего, а работа заслуживает этого.
Сын покраснел. Стал отнекиваться.
- Не надо. Не надо. – говорит.
- Не стесняйся. Заработал, – бери. И запомни, что теперь всегда сможешь заработать на хлеб хотя бы ремеслом парикмахера. Ведь в жизни все может пригодиться. – сказал я сыну, вручая ему его первый заработок.
Жена удивилась, как это у сына с первого раза так здорово получилось. Еще раз осмотрела прическу. А потом сказала:
- Видимо, от природы у них это заложено. Ведь они и рисуют хорошо. Вон, какие досочки и калатушки разрисовали. Видимо руки красоту чувствуют.



Весна  1994г.  г. Уфа.