Репортаж. День без вызова?..

Юрий Комболин
В кабинет заместителя начальника управления пожарной охраны Ю. А. Букина входят два офицера. Пожилой с усталыми глазами вскидывает ладонь к козырьку: «Товарищ подполковник УВД, майор Назаров дежурство сдал». И эхом молодой голос: «Старший лейтенант Веселов – принял».
Так для оперативного дежурного начинается день службы, а точнее – сутки. И, заступая, каждый раз думает и он, и вся смена, что пройдёт дежурство без вызова.
…Зазвонил телефон. Длинно, тревожно – кажется, иначе он звонить здесь не должен: ведь даже цвет его – красный – заставляет быть настороже. Вот сейчас раздастся сигнал тревоги! С рёвом рванут на улицу машины и пойдут на вызов, заставляя прохожих невольно оглядываться им вслед…
- Пожарная охрана! – Голос диспетчера В. Г. Тюшевой ровный, спокойный, - балуется кто-то,  - и равнодушно положила трубку на рычаг.
Все разговоры по «01» фиксируются на магнитофонную ленту. Если прослушать суточную запись, то таких никчемных звонков наберётся не один десяток. Хулиганов ловят, наказывают, но, к сожалению, они не переводятся.
Предполагая, что день пройдёт без вызова, пожарные, заступившие на дежурство, буквально по часам, минутам распределяют время. Такая уж работа. Здесь человек должен в любое время быть готовым к тревоге, к опасности. И потому сутки до предела заполнены учёбой, профилактикой техники и оборудования, работой, тренировками. Распорядок этот, как монолит.
Юркий «уазик» с грозной надписью на борту «Оперативная машина» мчит на первый лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Сегодня здесь по графику (разумеется, известному только пожарному начальству) проводится учение пожарных частей.
Дежурного в лесопильном цехе нашли сразу. Показала, где песок, инвентарь, кнопка вызова, и… опешила: «Как так нажать?» Старший лейтенант Веселов втолковывает: «Представьте, что горит межэтажное перекрытие в районе первой и второй лесопильных рам». Это подействовало.

Заработали хронометры. Первой пришла команда гидролизного завода, потом комбинатовские машины, а потом уже шли одна за одной – девять машин приняли участие в учении. Пожарные протянули рукава, установили ответвления, стволы – «боролись» с огнём, «отсекая» его от оборудования, помещений. Рабочие, занятые весенним ремонтом, с уважением смотрели на технику, людей и, когда был дан отбой тревоге, помогли разобрать магистрали и уложить многометровые рукава.
Разбор, сделанный оперативным дежурным Веселовым, был кратким: действия пожарных накануне их праздника (в эти апрельские дни 56 лет назад специальным декретом в стране была создана пожарная охрана) грамотны и согласованны.
Веселов потом объяснил выбор объекта учения тем, что в цехе идёт ремонт, кругом сварочные работы, а значит, и до беды недолго. Учение собрало пожарных близлежащих частей, и они отработали возможную ситуацию.
Такие тревоги – составное звено работы всех пожарных частей города, которые звёздочками разбросаны по карте, занимающей всю стену центральной диспетчерской. Пожарные – начеку. Они учатся, совершенствуя своё мастерство.
Пожарно-техническая станция, коллектив которой ведёт научно-исследовательскую работу, в своих планах учитывает перспективы развития промышленности города, области. Сейчас, например, здесь изучают пожарную опасность завода по переработке побочных продуктов и лесохимии. Заводы такие только строятся, а пожарные уже ломают головы, как защитить их от огня.
Тематику исследований определяет истина: дешевле предупредить, чем погасить. Поэтому станция в своей работе старается опередить развитие промышленности. Так было, например, с проверкой на пожароопасность пакетов пиломатериалов, автолесовозов, древесноволокнистых плит.
Эффект такой работы громаден, хотя порой и трудно его учесть. Как, допустим, подсчитать выгоду рекомендаций, которые разработала станция, изучив импортные бумагоделательные машины на пожароопасность? А тема «Снижение пожароопасности производства древесной муки», которая позволила абсолютно обезопасить работу в мучном цехе Цигломенского  лесокомбината? А всего-то понадобилось установить несколько дополнительных электромагнитов.
Наше традиционное представление о пожарном, как человеке в робе, каске, с топором и стволом в руках, крушащем, ломающем всё на пути к очагу, сбивающем языки пламени, отходит в прошлое. Вот он трясётся по булыжнику на возке, лошади в галопе, колокол звенит – это двадцатые годы. Тогда пожарные расстались с последними лошадьми! Техника пришла им на смену. А сейчас и электроника (система автоматического тушения пожара). Пожарный становится специалистом в строительстве, лесопилении, мореходном деле, химии и… остаётся пожарным – человеком без страха, ловким, сильным, подвижным.
…Длинно звонит красный телефон. Бесстрастно: «Пожарная охрана. Повторите адрес». Взгляд на часы. Выписывается путёвка, и здание гудит от сигнала тревоги. Горит частный гараж в посёлке ТЭЦ. Уже с маршрута машины подтвердили по рации сообщение о выезде. А где-то возле улицы Шубина оперативную машину остановило сообщение о том, что очаг ликвидирован.
Пожар этот, пусть и небольшой, тоже ляжет в статистику, которая утверждает,  что у нас в городе всё чаще и чаще причиной пожаров становятся электроприборы. Что детская шалость с огнём даёт до 30 процентов загораний. Чаще всего пожары случаются в апреле и в тяжёлые зимние месяцы. Но независимо от времени года большинство пожаров приходится на вечернее время суток и на ночь.
Бесстрастную статистику пожарные поставили себе на службу. Анализ времени, причин загораний подсказывает, когда усилить наряды, когда готовить дополнительную технику и держать караулы в повышенной готовности.
И снова тревога. Вспыхивает красная лампочка на карте города. Пришло сообщение: на стройплощадке первой городской больницы замечен дым. Машины идут почти центром проспекта, обходя грузовики, легковые, которые жмутся к обочине. Люди невольно оглядываются, провожая взглядом тревожные машины, в кабинах которых пожарные деловито и спокойно оправляют одежду, готовясь к схватке с огнём.

«Правда Севера», 20 апреля 1974.