Война. Урал. Копейск. Гибель бабушки Анны

Майсурян Людмила
Воспоминания (продолжение – 1943 год)


Подробно ребятню-сверстников не помню.  Один только мальчик Вячик, не из нашего дома - смутное,  лёгкое ощущение дружбы и радости.  И веселящихся взрослых, которых явно забавляла наша взаимная симпатия.

А мне, действительно, очень нравилось ходить к Вячику в гости и нравилось его складное имя: Вячик-мячик.
Дома, где жил Вячик, не помню. Знаю только, что недалеко и налево от наших ворот.

Копейск был тогда, по-видимому,  совсем небольшим шахтёрским городком, скорее – посёлком. В годы войны многие здешние жители, в том числе и моя семья, держали скромное подсобное хозяйство.   Родители работали (отец – горный инженер на шахте, мама- учительница в школе) и моя бабушка Анна, в недавнем еще прошлом
нежная городская барышня, помогала семье – держала чудную кормилицу для меня и полугодовалого братишки Валерика - корову Красулю и поросёнка.
Помню жаркий пустой двор, большой сарай в этом дворе (он звался по-уральски  СТАЙКА). В стайке, кроме поросёнка и Красули, жил Красулин сын, хорошенький бычок по имени Бынька Борька. Помню полумрак этой стайки. Бабушка Анна в шутку сажает меня,  маленькую, на шею Борьке. Борька трясёт головой, возражает, наверное...
 
Позже случится страшное и добрая, смирная Красуля станет причиной гибели моей дорогой бабушки.
Где-то неподалёку от нашего дома проходила железная дорога. Самый первый, беспредельный  какой-то страх,  я испытывала от гудков паровозов. Они всегда возникали так неожиданно и так громко, что я в панике опрометью кидалась к бабушке, охватывала колени и зарывалась в её юбке. Этот момент я живо помню до сих пор. От гудков я всегда «спасалась»  у бабушки.
Летний вечер,  когда случилось несчастье, я тоже помню – открытым настежь в синее уже небо окном и непрерывным, неистовым каким-то рёвом паровоза.
Вот как погибла моя бабушка, Анна Ивановна Суворина.
Она, как всегда, вела свою славную, смирную Красулю из стада. Они были  уже у железнодорожного переезда,  когда подходивший поезд резко загудел. Корова испугалась, вырвалась и оказалась на рельсах.  Бабушка пыталось как-то согнать  животное с рельс, но сама была насмерть сбита не успевшим затормозить составом.
А было моей доброй, красивой бабушке немногим более сорока лет...
И не зря, наверное, я так боялась паровозных гудков.

Помню похороны бабушки. Светлый гроб на белой лошади; меня посадили на ту же телегу, впереди. Скромная, скорбная  процессия. Скромное, не слишком зелёное кладбище.  Бестолковая моя компания катается на калитках голубых оград...


СПРАВКА

г. Копейск
Копейский городской округ
Год основания города - 1907
Статус города имеет с 20.06.1933 г.
Территория округа - 358 кв.км
Население округа - 138,2 тысяч человек

принадлежат www.chelindustry