ХР Человек разумный Золотое правило поведения

Александр Суворый
ХР 2.4.40. Эпоха человека разумного. Золотое правило поведения.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 40. Золотое правило поведения.

Иллюстрации из открытой сети Интернет. Сайт: Кеннис и Кеннис, http://home.kpn.nl/alad/index2.html


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
360 000 до н.э.

Земля. Евразия. Великое межледниковье. Усиление солнечной активности. 360 000 до н.э.
Миндель-Рисское, Голштенское, Лихвинское, Одинцовское, Тобольское, Ярмутское межледниковье (400 000-250 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Миндель/Рисс» (362 000-310 000 до н.э.). Период Среднего Плейстоцена (362 000-310 000 до н.э.).


Африка. Евразия. Повсеместно. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Пищевые обычаи и ритуалы. Первобытная охота. Порядок забоя и разделки животных. 360 000 до н.э.

Повсеместно первобытные люди данного времени используют туши умерших или добытых на охоте животных только для еды и в качестве источника ресурсов жизнеобеспечения.

Если животное маленькое или средних размеров, то его забивает или добывает на охоте один-два человека. Если животное большое – в охоте или забое животного принимают участие до пяти и более человек.

Возможно, раненое, уставшее или больное животное не только загоняют, преследуя его по пятам, но и опутывают, накидывая на него лианы, длинные разветвлённые ветки или даже примитивные веревки, сплетённые из гибких растений.

Без пут трудно справиться ручными рубилами или дубинками с разъярённым или отчаявшимся животным, чувствующим приближение гибели.

Шумом и криками, возможно, путами животного удерживают на одном месте, пока один из охотников-смельчаков не подскочит к животному и не ударит его дубинкой, колом-копьём или тяжёлым камнем по голове.

В процессе охоты и убоя животного никаких ритуальных магических заклинаний, кликов или молитв не произносили, хотя, скорее всего, естественно вспоминали мать (просили благословения и помощи у предков или у Великой Матери-заступницы). Также естественно мужчины-охотники подбадривали друг друга воинственными криками.

Оглушённое животное убивали ударами острых ручных рубил в наиболее смертельно-уязвимые места (висок, носовая перегородка, затылок). С помощью длинного и острого кола-копья или рогатины-остроги крупное животное убивали ударом в область сердца. Иногда каменный или костяной нож выткали в горло, но при таком убое «кровь уходит в мясо», что издревле считается неудачным и недопустимым (непрофессионализмом).

Так как охотились на диких животных, то забивали животное обычно мужчины-охотники, но разделкой туши животного занимались как мужчины, так и женщины. При забое и разделке туши кровь животного неизбежно разбрызгивалась и проливалась на землю.

Охотники-мужчины поочерёдно пили свежую кровь животного, стремились наполнить ею имеющиеся ёмкости. При этом ёмкости смачивали водой, чтобы кровь не приставала к стенкам и не впитывалась.

Алая свежая кровь издревле считается напитком здоровья, жизни и бессмертия, поэтому её старались не проливать и не терять зря.

После забоя с животного сразу же снимали шкуру. Среднее и мелкое животное (кабан) опаливали над костром, горящими ветками, соломой, сухой травой или головешками (углями). Иногда тушу опаливали на костре из сухой травы и соломы, катая её по земле из одного кострища в другое.

Затем тушу обмывали водой и счищали остатки щетины или наростов каменным ножом-скребком.

Если возможно было унести всю тушу животного, то ей связывали ноги и продевали под них толстую палку-жердь. Иногда к каждой паре ног привязывали палки.

После этого тушу разделывали так, чтобы всё добытое можно было унести в стойбище за один раз. Куски мяса, надетые на острые палки, несли в руках, на плечах и спинах. Особо почётно было нести голову убитого животного.

Все съедобные внутренности несли в шкуре, привязанной к двум палкам, наподобие носилок.

Кровь старались сохранить в опорожнённых и промытых кишках, желудке и мочевом пузыре. У мужчин-охотников и их «боевых подруг» ничего не пропадало зря. 


Африка. Первобытное человечество. Развитие голосового аппарата. Моновокалическая членораздельная речь  360 000 до н.э.

Африканские мезоантропы-мезонеандертальцы обладают более развитым голосовым аппаратом, чем их европейские сородичи. Одновременно ближневосточные мезоантропы-мезонеандертальцы уже обладают почти современным голосовым аппаратом человека.

Повсеместно первобытные человеческие сообщества уже обладают развитыми знаково-языковыми системами общения, но их способности к членораздельной речи ограничены возможностями голосового аппарата (строение неба, челюстей, языка, глотки и т.д.).

Возможно, в данное время применяются так называемые «моновокалические» языки членораздельной речи, использующие только один гласный звук, например, нечто среднее между звуками «а», «е» и «и». При этом набор согласных звуков очень большой, вероятно, 70-80 звуков (в современном русском – 20).

Сочетание одной (или двух) гласных и такого количества согласных может дать 130-150 слогов-фонем, которые становятся корневыми фонемами для будущих слов общечеловеческого праязыка.


Весь мир. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытная нравственность и общечеловеческие ценности. Основы культуры поведения. Семейно-бытовая мораль. Типы и оценка поступков. Родовая и клановая мораль. Общественная дисциплина. Устойчивые моральные нормы, понятия и правила. «Золотое правило» поведения. 360 000 до н.э.

Развитие человеческих способностей, реализуемых в совместной жизнедеятельности первобытных людей в местах совместного компактного пребывания, породило первую основную общечеловеческую форму первобытного общества – первобытную доземледельческую общину охотников, рыболовов и собирателей.

Основой новой формы объединения первобытных людей стало не только кровнородственная близость и родство, но прежде всего, необходимость жизнеобеспечения участников (членов) общины посредством коллективной совместной культурно-хозяйственной деятельности – производства орудий труда, охраны и защиты, воспитания детей, охоты, рыболовства и собирательства.

Первобытная доземледельческая община станет универсальной общечеловеческой формой первобытного общества на весь период Каменного века.

Развитие человеческих знаний, умений, навыков, опыта, уровня интеллекта, мировоззрения, правил, способов и форм коллективного общения. Возникновение основных сфер и правил «первобытной нравственности» (360 000-350 000 до н.э.).

Возникновение «первобытной морали» - особой формы индивидуальной духовной деятельности и общественного сознания. Первобытная мораль и нравственность стали особым видом общественных отношений, одним из основных способов регулирования действий человека в обществе с помощью нравственных норм (правил поведения).

Возникновение первых общечеловеческих ценностей – нравственных норм, имеющих «духовное» (разумно-чувственное) обоснование в виде идеалов добра и зла, возможного и должного, свободы и дисциплины, справедливости и порочности, веры и безверия, любви и дружбы (360 000-120 000 до н.э.).

Возникновение основ культуры поведения человека: вежливости и грубости, стыдливости и бесстыдства, добродушия и злословия.

Развитие основ семейно-бытовой морали: любви и секса, целомудрия и распутства, верности и продажности.

Развитие основ трудовой нравственности: трудолюбия и праздности, творчества и потребительства.

Поступки первобытных людей начинают основываться не только на удовлетворении основных и условных инстинктов, естественных потребностей и желаний, но и на основе морального выбора (конфликта), мотивов, намерений, побуждений, свободы воли, цели или целенаправленного воздействия.

Человек научился различать типы поступков: благодеяние и злодеяние, самоотверженность и потребительство, самопожертвование и предательство, подвиг и трусость, проступок (ошибку) и преступление, прощение и месть.

Человек стал проявлять индивидуальную и общественную активность: пример, почин, инициативу, творчество, жизненную позицию, героизм.

Основным фактором общественной морали становится «дисциплина»: авторитет и культ личности, обязанность и обязательство, убеждение и принуждение, доверие и контроль, порицание и благодарность, критика и самокритика, поощрение и наказание, санкция и казнь, единство слова и дела, нравы и обычаи, табу (запреты) и традиции, требования и ритуалы.

Основными элементами выражения индивидуальности личности становятся: автономия (самоопределение), вина, долг, достоинство, духовность, искания, культура поведения, здоровье, навыки, ответственность, пережитки, покаяние, разумность, правота, привычки, раскаяние, самовоспитание, самоконтроль, самооценка, самосознание, свобода, склонность, совесть, сознательность, стиль жизни, страдание, стыд, убеждение, характер, честь, чувства, эмоции.

Возникновение моральных норм и понятий, объединяющих личность и общество, формирующих общественное (коллективное) сознание и индивидуальное самосознание.

Возникновение первых собственно нравственных, мировоззренческих и методологических моральных принципов (будущих религиозных норм).

Возникновение основ моральных качеств: идейно-общественных, волевых, отношения к себе, к другим и к коллективному труду (долгу и обязанностям), моральных чувств и личностных характеристик человека.

Вероятно, в данное время прочно входит в бытовое общение так называемое «золотое правило» человеческого поведения: «Относись к другим людям так же, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе».


Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Архетип первобытной общины. 360 000 до н.э.

Первобытное хозяйство, основанное на присваивающем собирательстве и охоте, имеет естественные ограничения пределов роста численности первобытных семейно-родовых общин. Вероятно, первобытные общины данного времени состоят из 20-30 взрослых особей обоего пола, детёнышей, подростков и нескольких пожилых или даже старых людей.

Ограничение численности первобытных общин зависит от многих причин, прежде всего, от опыта и удачи на охоте, трудностей поиска, собирания и добычи пищи. Голод или угроза голода неизбежно приводит к традиционному жертвенному каннибализму.

Становление архетипа первобытной общины как элементарной ячейки или клетки всего первобытного общества, социального организма. Отныне, как бы ни развивались или не менялись формы общины и других социальных структур человечества, принципы или архетип их организации остаются неизменными (универсальными).

Архетипу первобытной общины свойственны: адаптивность, гибкость и приспособляемость к изменению условий окружающей среды; возникновение универсальной адаптивной динамичной системы внутриобщинных отношений, основанной на сложносоставных безусловных (врожденных) и условных (благоприобретенных) инстинктах; общие основные и развивающиеся культурные традиции, обычаи, ритуалы и иные поведенческие явления; основные социально-экономические элементы первобытного присваивающего и производящего хозяйства, в том числе отношения функционального (трудового) и имущественного распределения.