ХР Человек разумный Рацион питания

Александр Суворый
ХР 2.4.39. Эпоха человека разумного. Рацион питания.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 39. Рацион питания.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
362 000 до н.э.

Земля. Евразия. Великое межледниковье. Усиление солнечной активности. Средний Плейстоцен. 362 000 до н.э.
Миндель-Рисское, Голштенское, Лихвинское, Одинцовское, Тобольское, Ярмутское межледниковье (400 000-250 000 до н.э.). Начало стадии потепления «интергляциал Миндель/Рисс» (изотопная стадия IV 9, 362 000-310 000 до н.э.). Начало периода Среднего Плейстоцена (362 000-310 000 до н.э.).


Весь мир. Африка. Азия. Европа. Первобытное человечество. Усиленный расогенез и мутации. Генетическое разделение первобытных людей на два человечества – человечество неандертальцев и человечество неоантропов, первобытных людей современного вида, кроманьонцев. Генетическое родство и различия. Межрасовая вражда. Борьба за мировое господство. Титаны и боги. 362 000 до н.э.

Генетическое расхождение между предками расы неандертальцев и предками расы неоантропов, первобытных людей современного вида началось около 500 000 лет до н.э. ДНК позднего неандертальца (37 000 до н.э.) приблизительно на 99,5% идентичен ДНК современного человека, а его геном по размеру близок к геному современного человека.

В данное время мезоантропы-мезонеандертальцы и неоантропы-палеокроманьонцы генетически ещё более родственны друг другу. Сотни тысяч лет эти две расы, две ветви первобытного человечества существуют и взаимодействуют друг с другом в относительно компактных и пригодных для проживания местах обитания.

Отличие только в том, что человечество расы неандертальцев пошло по путям и местам миграций стадных животных Мамонтового комплекса, а человечество расы неоантропов-палеокароманьонцев избрало для себя пути и места миграций вдоль речных, озёрных и морских побережий. При этом сосуществование этих двух рас первобытного человечества не было мирным.

На стоянках мезоантропов-мезонеандертальцев, неандертальцев, так же как и на стоянках неоантропов-палеокроманьонцев, кроманьонцев остаются обглоданные кости представителей противоположной расы.

Эти две расы первобытного человечества имеют генетическое родство, живут и действуют по одним биологическим законам, руководствуются одинаковыми инстинктами и потребностями, имеют почти одинаковое телосложение и образ жизни, занимаются одинаковыми видами трудовой и хозяйственной деятельности, но вероятно, враждуют друг с другом, потому что уже в данное время возникло и развивается интеллектуальное, культурное, религиозное и технологическое противоборство двух человечеств, претендующих на мировое господство.

Важнейшее значение в этом противоборстве и соперничестве двух рас первобытного человечества имеет кровное родство или совместимость крови.

Смешение представителей расы неандертальцев и расы неоантропов-палеокроманьонцев несомненно существовало. В мае 2010 года гены неандертальцев обнаружат в геномах многих современных народов.

Практически все современные люди, обитающие за пределами Африки, несут в себе от 1 до 4% генов неандертальцев. Такое количество генов мало, но достаточно для доказательства их получения и передачи по наследству.

Скрещивание генов Неандертальской расы и расы неоантропов-палеокроманьонцев произойдёт на территории Ближнего Востока, Персидского залива или Южной Азии в периоды исхода африканских неоантропов-палеокроманьонцев из Африки (110 000-35 000 до н.э.).

Пропорции генов неандертальцев у современных людей из разных удалённых континентов примерно одинакова, кроме африканцев, у африканских народов южнее пустыни Сахары гены неандертальцев отсутствуют.

Обратный дрейф генов от современного человека к неандертальцам не обнаружен. Такое возможно только в том случае, когда небольшие группы африканских первопроходцев по пути своего следования из Африки в Евразию взаимодействовали с многочисленными родами и общинами неандертальских местных обитателей (аборигенов), населявших Ближний Восток, побережье Аравийского полуострова и Южную Азию.

Вероятнее всего, местным неандертальским аборигенам пришлись по нраву женщины-самки современного вида.

Во все времена «чудовища» влюблялись в красавиц (красивых девушек и женщин) и стремились их украсть, чтобы ими владеть, наслаждаться и давать потомство красивых здоровых детей.

Возможно, в это время возник устойчивый общечеловеческий архетип мифологии и культуры – «красавица и чудовище», мотив обычая «кражи невесты».

Однако наличие у современных людей генов неандертальцев может быть также следствием изначальной кровнородственной близости конкретных предков людей современного вида к расе человечества неандертальцев.

При этом различия в других генах неандертальцев и людей современного вида настолько велики, что классические неандертальцы не могут считаться непосредственными предками современных людей, неоантропов-кроманьонцев.       


Африка. Евразия. Повсеместно. Первобытное человечество. Пищевые обычаи и ритуалы. Первобытная кухня. Будничный рацион питания. 362 000 до н.э.

Будничный или ежедневный рацион питания полностью зависит от того, сколько и чего съедобного смогут собрать женщины, дети и подростки на ближайшей кормовой территории. К обеденному времени или к вечеру все участники поиска пищи должны собираться в одно место, чтобы свалить всё в кучу, «общий котёл».

Вероятнее всего эта куча съедобных продуктов выкладывалась перед старшей женщиной-бабушкой, которая и занималась делёжкой. Если фруктов, плодов, ягод, орехов и яиц было в достатке, то эти рассыпчатые  продукты нужно было в чём-то носить.

Малое количество носили в руках или во рту, большое – в кульках из широких листьев или кусков кожи и шкур животных. Грибы, ягоды и фрукты нанизывали на тонкие веточки или длинные стебельки трав.

Возможно, уже используются различные плетёные из веток и стеблей корзинки, напоминавшие птичьи гнёзда. Вероятнее всего главным источником будничной пищи являются пучки или даже снопы съедобных трав, в первую очередь, салатных и злаковых растений.

Ежедневное в течение миллионов лет употребление съедобных растений неизбежно и закономерно превратили поколения первобытных женщин в ведуний и знатоков растительного мира.

Каждое растение, плод, зерно или цветок были их хорошо известны, в том числе и последствия их различного употребления. Возможно, самыми употребляемыми в данное время в пищу растениями были злаковые, луковые, салатные и щавель.

Эти растения хорошо хранятся в высушенном состоянии, мало весят и относительно легко переносятся на спине или в руках.

Растительную пищу буднично ели с ранней весны и всё лето. К сени в рационе первобытных людей данного времени доминируют грибы.

За грибами в лес ходили практически все обитатели стоянок и стойбищ, кроме старшей женщины-хозяйки.

Ягоды и грибы, вероятно, не сушили, а съедали сырыми. Из ягод собирали землянику, малину, чернику, бруснику и, возможно, клюкву. Из дикорастущих растений в качестве лекарственных растений употребляли тмин, дикий укроп, полевой лук, лебеду, крапиву и полынь.

Самым питательным и обычным блюдом первобытной кухни данного времени является запечённые в золе яйца птиц.

Маленьких детей и стариков кормили «жёвками», тщательно пережёванной и смоченной слюной пищей.

Иногда «жёвки» с добавлением вкусных, ароматных и острых трав заворачивали в листья и поджаривали на угольях. Получались своеобразные вкусные печёные или жареные «пирожки», которые также могли некоторое время сохраняться без порчи.

Повсеместно первобытные люди данного времени едят все вместе один раз в день к вечеру, в остальное время каждый может съесть то, что найдёт или добудет. Воду пьют несколько раз в день.

Дети 5-7 лет уже самостоятельно могут и обязаны искать себе пропитание. До этого возраста продолжается их откармливание грудным молоком и «жёвками».

Женщины-матери грудью кормили детёнышей до года-полутора лет по принципу: «когда заплачет». До года младенец ничего кроме грудного молока не употреблял. Кормили младенцев матери и все женщины, у кого грудного молока было в избытке.

В обыденном рационе первобытных людей данного времени нет никакой обрядовой или ритуальной пищи. Ритуальные блюда готовят только из мяса охотничьей добычи, при брачном дарообмене и при поминовении умерших.

Важную роль в обыденном питании первобытных людей имеют вынужденные, тотемные или запретные посты (воздержание от пищи или определённой пищи).

Постятся, обычно, старшие женщины-бабушки.

Мёд и медовые продукты являются только лечебным средством, его дают только роженице.


Восточная Европа. Кавказ. Пещера Кударо (Осетия). Первобытное человечество. Кавказский азыхантроп. Тотемный культ пещерного медведя. 362 000 до н.э.

Зарождение среди обитателей пещер Кавказа «культа пещерного медведя». В пещере Кударо III (Осетия) остался череп медведя с отшлифованными клыками.

В Верхней пещере Цуцхватской горной системы сохранились черепа и кости пещерных медведей, сложенные в кучу.

Тайник с черепами медведей оставили обитатели Азыхской пещеры. Кости пещерного медведя захоронены в пещере Кударо I.

В пяти высокогорных карстовых пещерах Кударо на правом берегу среднего течения реки Джорджори на горе Часавалихох (Южная Осетия) остались следы поселения первобытных охотников, изготавливающих ашельские орудия. Объектами их охоты являются местные животные, птицы и рыба в реке.

Первобытные люди в пещерах Кударо будут жить во все будущие эпохи вплоть до современного средневековья.


Весь мир. Африка. Азия. Европа. Первобытное человечество. Первобытная община – форма социальной адаптации к условиям окружающей среды. Первобытнообщинный строй. Первобытный предметный тотемизм. Тотем – символ духа-покровителя. 362 000 до н.э.

Выживание человечества после всемирного катастрофического «Светопреставления» подтвердило живучесть, гибкость, подвижность и необычайную устойчивость первобытной общины как формы социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.

Именно организация и сплочение людей в первобытные общины позволили им сохраниться в самых неблагоприятных природных условиях, в кризисах голода, болезней массового и вымирания людней и животных, пережить катастрофы и неизбежную борьбу за выживание.

Первобытная община становится единственной универсальной формой социальной адаптации к условиям окружающей среды, ведущей формой первобытнообщинного строя.

Развитие предметных форм первобытного тотемизма (362 000-360 000 до н.э.). В качестве тотемов – духов-покровителей используются: животные, растения, луна, солнце, реки, камни, только что родившиеся дети, духи, участки территории, пещеры, священные предметы (черепа и кости скелета), стихии (вода, ветер, огонь, холод, дождь), болезни и стихийные явления природы (ураганы, грозы, землетрясения, наводнения).

В пещере Амброна (Сория, Испания) используется один из первых известных тотемов – целый слоновый череп рядом с большими костями и бивнем (380 000-362 000 до н.э.). Эти и другие кости, и разбитые слоновые черепа выстроены в одну линию.


Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытные проторелигиозные верования. Тотемизм и шаманизм. 362 000 до н.э.

В периоды катастрофических природных стихийных бедствий (например, в период «Светопреставления» 399 000 до н.э.) главной и первостепенной жизненной ценностью является еда (пища), средства для поддержания жизни, выживания и существования в бурно меняющейся агрессивной и беспощадной окружающей среде.

Если непогоду можно переждать в укрытии, то от голода спастись невозможно. Поэтому закономерно для первобытного человека стабильный (постоянный или регулярный) источник пищи приобретает наивысшее значение в иерархии жизненных приоритетов-потребностей.

Радость, сытость и гордость от добычи какого-либо животного, ставшего на некоторое время источником благополучия родоплеменного объединения, неизбежно порождает чувства благодарности и почитания этих животных, их доминирование в системе жизненных приоритетов человека разумного.

Однако, подарив ценой своей жертвенной смерти сытость и благополучие человеку, животные сопротивляются человеку, вызывают чувство вины и жалости за отнятую жизнь.

Предсмертные крики, визг или хрипы убитых животных еще долго снятся и грезятся их убийцам, вызывают желание задобрить их структуры-образы в человеческой памяти. Останки убитых и съеденных животных – черепа и кости – превращаются в носителей этих структур-образов, объектами уважительного почитания и проторелигиозных верований.

Грозный оскал зубов и таинственная пустота глазниц черепов животных страшит неопытные и неокрепшие души и воображение молодых охотников, пугает детей и женщин.

Однако без этих животных никому не выжить и не прокормится, поэтому неизбежно в данное время повсеместно возникает тотемизм – вера в кровную взаимосвязь человека и животного, от которого зависит выживание человека, его сытость, здоровье, безопасность и благополучие.

Исследование охотниками характерного поведения животных (повадок) и подражание им с целью их привлечения (приманки) к месту засады (охоты) привело к возникновению ведунов – знатоков мира животных, обладающих даром охотничьей дрессуры животных.

Их мастерское подражание животным, воспроизведение характерных звуков-сигналов, поз, мимики и жестов, вероятнее всего, производили неизгладимое (гипнотическое) впечатление на зрителей, обладающих эйдетическим воображением и интеллектом.

Такие мастера перевоплощения человека в животное стали первыми шаманами – властителями духов животных и стихий.