ХР Человек разумный Первые культуры

Александр Суворый
ХР 2.4.37. Эпоха человека разумного. Первые культуры.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 37. Первые культуры.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
380 000 до н.э.

Земля. Евразия. Великое межледниковье. Усиление солнечной активности. 380 000 до н.э.
Миндель-Рисское, Голштенское, Лихвинское, Одинцовское, Тобольское, Ярмутское межледниковье (400 000-250 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Миндель II» (383 000-362 000 до н.э.). Стадия древнего Среднего Плейстоцена (493 000-362 000 до н.э.).


Весь мир. Африка. Евразия. Формирование новых географических зон. Первобытное человечество. Первобытная духовность. Понятия духа и души. Человек – индивидуальная личность. Первобытное мировоззрение. Первобытные культуры. 380 000 до н.э.

Продолжение формирования новых ландшафтных зон после всемирной литосферной катастрофы («Светопреставление», 399 000 до н.э.). Потепление климата в Северном полушарии.

Возрождение природы и животного мира после всемирной катастрофы. Земля «дышит» и содрогается, поднимая или опуская значительные участки суши и дна моря. Вулканы выбрасывают в небо чёрные клубящиеся тучи, которые борются с солнцем, приносят удушье, жар огня и смерть.

Возникновение «первобытной духовности» и понятия «души» - нематериальной сущности внутреннего мира человека, животного или иного объекта природы.

Возникновение «второго Я», «внутреннего голоса», «дыхания жизни», «тени человека», «независимой от тела человека сущности (субстанции)». Душа стала неотъемлемым признаком жизни, которая после смерти «отлетает» и превращается в «дух».

Человек из «индивида», представителя вида, стал «индивидуальной личностью» - субъектом сознательно-чувственной деятельности во взаимодействии (общении) с окружающим его миром и людьми (380 000-350 000 до н.э.).

Мозг человека из органа, обслуживающего жизнедеятельность организма, превратился в орган-личность, обслуживаемый организмом (телом). Человек впервые стал воспринимать всё вокруг, как мир, наделённый «душами» - многочисленными проявлениями жизнедеятельности.

Возникновение «первобытного мировоззрения» - системы обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности (380 000-120 000 до н.э.).

К физическим и нравственным действиям, страданиям или удовольствиям индивида, добавились духовные искания, муки или наслаждения личности. Наследование усреднённых трансферных условных рефлексов теперь сопровождается «духовным» наследием, передаваемым из поколения в поколение.

Возникновение первых человеческих первобытных «культур» - сфер духовной жизни людей, типов и форм организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных объектах (380 000-350 000 до н.э.).

Для первобытных общин данного времени характерны бытовая гибкость, подвижность, приспособляемость и исследовательское стремление к познанию окружающего мира (поиску лучшего места).


Африка. Евразия. Повсеместно. Первобытное человечество. Пищевые обычаи и ритуалы. Костёр – кочевой очаг. Первобытная кухня. 380 000 до н.э.

Пищевой рацион первобытных людей данного времени повсеместно состоит из съедобной растительной и мясной пищи от личинок насекомых до плоти животных и человека.

Во все времена эпохи Каменного века первобытные люди были каннибалами, хотя людоедство практикуется либо только во времена жестокого голода, либо при ритуальном каннибализме (поедание умерших родных и родственников или  жертвоприношения).

Издревле человекообразные обезьяны, приматы, гоминиды и человек отличаются всеядностью, что позволяет им выживать в самых суровых условиях жизни. Эта всеядность помогает первобытным людям путём подражания и инстинктивной любознательности пробовать на вкус всё новые и новые растения: грибы, фрукты, ягоды, орехи, корнеплоды, а также мясо любых животных, в том числе насекомых, улиток, пресмыкающихся, моллюсков, рыб и птиц.

Любая собранная или добытая первобытными людьми еда и пища обычно потребляются в сыром виде, но огонь и угли костра или кочевого очага кардинально изменили вкус и рацион питания первобытных людей.

Традиционная первобытная кухня данного времени основана на приготовлении пищи на огне костра или углях кочевого очага.

Без сомнения растительная и мясная пища моется или отмачивается в воде, которую, возможно, носят или переносят в мягких сосудах, сделанных из кишок, мочевых пузырей, кожи и шкур животных, а также используют полые крупные кости и рога животных.

Со времён освоения огня возникла и закрепилась привычка готовить пищу на открытом месте на костре. Зимой костры или очаги обустраиваются в гротах, пещерах и иных укрытиях для одновременного обогрева и приготовления пищи.

Очаг, обложенный камнями, позволяет надолго сохранять тепло нагретых камней, а также освоить «женский» способ приготовления пищи на раскалённых камнях. Так легче жарить яйца, мясо, плоды и листья.

В полевых или кочевых условиях используется «мужской» или «охотничий» способ приготовления пищи – в золе, на углях или в пламени костра с помощью ветки-палочки. Обычно такая пища – без применения «посуды» - типична только для охотников-мужчин.

Вероятнее всего, первым настоящим блюдом первобытной кухни стало печёное мясо по типу шашлыка.

Кусочки мяса нанизывали на обструганные палочки и для вкуса добавляли-нанизывали всякую растительность (грибы, траву, плоды).

Наиболее нетерпеливые мужчины-охотники клали куски мяса прямо на угли и часто переворачивали их палочкой. Когда мясо пропекалось, его вынимали из костра, при этом почерневшие обуглившиеся куски выглядели как головешки.

Когда мясо (мас – мяс) жарилось, то издавало характерные шипящие звуки вырывающихся пузырей пара (пэк – пук).

До наших дней цыгане сохранили этот способ приготовления мяса и в шутку называют это блюдо «пэкно мас» - «головешки».

На углях также жарили рыбу и грибы. В горячей золе пекли яйца и плоды. Всё, что жарилось, иногда заворачивали в большие листья или обмазывали глинистой землёй, чтобы пища не обуглилась, а лучше пропеклась. Но не все и не каждое мясо употреблялось в пищу.

На некоторые горькие и ядовитые части, например, желчный пузырь, желудок и кишки животных, особенно рыб и птиц, налагался запрет (табу).

Не употреблялось в пищу мясо тотемных животных. Обычно на любых хищных зверей специально, выборочно и целенаправленно не охотились, но когда случалось их добыть или победить, то это было значительное событие и праздник с ритуальной делёжкой и чествованием охотника-победителя.

Так, например, празднично, со значением и ритуальными почестями съедали пещерных медведей и львов.

На рыбу, раков и иные речные или прибрежные морские животные, как правило, охотились пожилые мужчины и подростки.

Рыбный промысел не считался достойным и серьёзным занятием. Рыба в рационе первобытных людей данного времени весьма редкое блюдо.      


Южная Европа. Терра Амата (Франция). Первобытное человечество. Одухотворение антропоморфных творений природы. Мобильное первобытное искусство. 380 000 до н.э.

Местонахождение мобильного первобытного искусства в Терра Амата (Ницца, Приморские Альпы, Франция, «древний Ашель (II)», Миндель I/II, 380 000-370 000 до н.э.). Возможно, впервые каменные естественные «скульптурные» образования, напоминающие или похожие на людей и животных и тем самым вызывающие страх и уважение, начинают одухотворяться и восприниматься, как живые.


Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытная мораль. Психотипы первобытных людей. Циклотимики. 380 000 до н.э.

Циклотимики – личности с психотипом периодической смены состояний возбуждения и депрессии, смены настроения, чётко выраженной смены биоритмов.

В возрасте полового созревания у циклотимиков формируются и закрепляются чёткие смены настроения от возвышенного, подвижного и отзывчивого до депрессивного, вялого и замкнутого. Только что жизнерадостный, возбуждённый и игривый подросток вдруг становится угрюмым, угнетённым и тоскливым.

Получая желаемое от окружающих, участвующих в его таких состояниях, циклотимик формирует свой циклический стиль поведения, либо умело пользуется своим настроением, либо становится рабом своих перепадов настроения.

Патологически частые смены настроения переходят у циклотимиков в маниакально-депрессивный психоз.

Однако чаще всего циклотимики имеют внешний вид и черты личности нормостеников (пикников). Они внешне симпатичные, привлекательные, обаятельные, отзывчивые, правдивые и разговорчивые.

Циклотимики-нормостеники обычно бывают хорошими, надежными и преданными друзьями и соратниками.

Циклотимики-нормостеники, как правило, общительные люди, они открыто, бурно и соответственно (адекватно) реагируют на действия, события и явления окружающей среды, имеют склонность к творческому восприятию окружающего мира и к творческой деятельности.

У циклотимиков-нормостеников, как правило, живое и приветливое выражение лица доброжелательная мимика, умный, мягкий и лукавый взгляд. Они изначально выказывают дружеское расположение, душевность и добросердечность.

Практически сразу с первого мгновения общения циклотимики-нормостеники завоёвывают симпатии и доверие окружающих.

Циклотимики-нормостеники непревзойдённые рассказчики, сочинители и выдумщики, они могут самые обычные события преподнести в форме интересных, необычных и увлекательных историй, баек, анекдотов. При этом их истории без горечи сарказма, с юмором, без издёвки.

У циклотимиков-истериков истории либо бурно фантазийные, фееричные, либо тяжко трагедийные, жуткие. Однако практически все циклотимики отличаются полярно противоположными личностными качествами: принципиальностью и свободомыслием, честностью и безответственностью, требовательностью и самоотдачей, строгостью и чуткостью, решительностью и неуверенностью, настойчивостью и безволием, общительностью и сдержанностью.

Их манера и стиль поведения зависит от их циклического (периодического) настроения.

Многие из циклотимиков в периоды жизненной активности отличаются целеустремлённостью, подвижностью, живостью, отзывчивостью и аналитическим подходом к окружающей среде. Такие циклотимики проявляют себя очень активными, трудолюбивыми, неутомимыми, целеустремлёнными. Они всегда получают удовольствие от выполненного задания, урока или сделанной работы.

При этом циклотимики готовы сформировать свою собственную идеальную модель окружающего мира, стремятся к неким высшим абстрактным целям, отвечающим их настроению.

Природная общительность и отзывчивость (хорошая адаптивная деятельность), дополненная личностными качествами и способностями,  позволяет циклотимикам легко завоёвывать друзей и покровителей, занимать соответствующие места в системе отношений доминирования. Из них получаются хорошие специалисты, помощники, товарищи, войны, но не высшие командиры или руководители.

Циклотимики редко становятся максималистами и чаще довольствуются тем, что есть. Они наполнены эмоциональной теплотой, умением отзывчиво понимать других, быть ненавязчивыми, тактичными. Они лишены карьерного эгоизма, но их тонкая наблюдательность, отзывчивость и лёгкий юмор позволяет им быть лидером в любом состоянии окружающей среды.

Циклотимики, как правило, являются «душой компании», совестью и зеркалом человеческого общества.

Жизнедеятельность циклотимиков насыщена событиями, явлениями и деяниями окружающей среды (энергией), поэтому периодически у циклотимиков наступает либо энергетическое (информационное) пресыщение либо голод, они становятся флегматичными меланхоликами, пассивными, ограниченными в своих потребностях и интересах, равнодушными.

В такие периоды меланхолии циклотимики опускаются, меньше внимания уделяют себе, своему здоровью и своей внешности, своим занятиям и своим близким. Такие периоды длятся, как правило, день-два, редко несколько дней, но запоминаются циклотимиками надолго.

В такие периоды спада настроения, жизненной активности и воли, циклотимики склонны к праздной бездеятельности, к употреблению тонизирующих веществ или к порочным занятиям.

Необычные, экстремальные и часто преступные деяния оживляют их, побуждают к прежней активной деятельности, возвращают угасшую жизнерадостность.