ХР Человек разумный Первобытный интеллект

Александр Суворый
ХР 2.4.26. Эпоха человека разумного. Первобытный интеллект.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 26. Первобытный интеллект.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
460 000 до н.э.

Земля. Евразия. Глобальное оледенение. 460 000 до н.э.
Миндельское, Эльстерское, Окское, Днепровское, Демьяновское, Канзасское оледенение (500 000-400 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Миндель I» (493 000-459 000 до н.э.). Стадия древнего Среднего Плейстоцена (493 000-362 000 до н.э.).

Весь мир. Повсеместно. Первобытное человечество. Каменная технология обработки орудий. Изготовление типичного рубила-бифаса. 460 000 до н.э.

Повсеместно представители первобытного человечества изготавливают разнообразные каменные, деревянные, костяные и роговые орудия труда. Количество их видов и типов весьма широко: от крупных до мелких, от простых до совершенных.

Универсальным, традиционным и древнейшим орудием-инструментом является простое ручное рубило-бифас.

Двустороннее скалывание отщепов является главным приёмом для изготовления практически любых каменных орудий.

Для этого человек брал в одну руку (как правило, левую) заготовку-ядрище, а в другую (правую руку) – камень-отбойник.

Сначала от заготовки-ядрища резким скользящим ударом откалывался крупный осколок-отщеп. Получалась площадка-скол с острыми гранями.

Затем заготовку-ядрище поворачивали так, чтобы ударами камня-отбойника можно было оббить края этой площадки-скола с целью её заострения.

Если нужен был острый выступ, то он оббивался двумя ударами вокруг одной точки, если острая грань – то несколькими ударами вдоль кромки. Получалось орудие-ядрище с двустороннм острым краем.

В разрезе в профиль такое орудие напоминает современный токарный резец или лезвие топора-колуна.

Отбойником, как правило, служит обкатанная водой крупная овальная галька из твёрдой горной породы.

В зависимости от количества сколов-отщепов получаются олдувайские односторонние чопперы, двусторонние чопперы, многосторонние полиэдроны, скребловидные орудия-отщепы, дискоиды, небольшие скребла и разнообразные отщепы-осколки-резцы, возникшие как отходы производства. Эти острые «щепкообразные» отщепы вскоре будут использоваться как самостоятельные или составные орудия.

В результате более тщательной работы отбойником получаются более совершенные орудия ашельского типа: овальные ручные рубила-бифасы, заострённые ручные рубила, ручные рубила-колуны с широким каменным лезвием, тяжёлые пики в виде сильно зауженного и острого ручного рубила.

Из небольших по размеру заготовок-ядрищ делают сферические, возможно, метательные камни-ядрища, скребла и подручные отщепы-лезвия. Все перечисленные орудия можно эффективно использовать при разделке и свежевании туш крупных животных, в том числе слонов и носорогов.


Весь мир. Повсеместно. Первобытное человечество. Система звукового общения. Звуковой алфавит. Звукоподражание. 460 000 до н.э.

В отличие от человекообразных приматов и обезьян у первобытного человека и современных людей в результате эволюции сформировались коммуникативные способности и системы общения.

Человек научился звукоподражанию, его коммуникативная система является открытой, человек ей обучается. Человек может научиться издавать звуки и сигналы как хищные или иные звери, птицы и животные.

Звуковая система становится главной среди других знаковых систем общения гоминид и людей.

Знаковые системы общения гоминид и людей имеют уровневую иерархию, знаки строятся из системы стандартных знаковых единиц (фонем) и комбинируются в знаковые формы (структуры-образы или комбинации звуков, мимики, жестов, поз).

Любое сообщение гоминид или людей теперь строится из комбинации знаков, сообщения комбинируются. Практически, ещё не обладая хорошо развитой речью, гоминиды и люди могут «без слов» понимать друг друга, передавать свои чувства, желания и мысли, отдавать команды и проявлять волю.

Звуковые системы гоминид и человека обеспечивают все сферы их деятельности, связаны с мышлением. При этом структуры означающего (знака) и означаемого (явления) построены по принципу замещения (изоморфно).

Возникновение первого звукового «алфавита» - фиксированного набора звуков-знаков, исходных единиц знаковой системы, будущего естественного человеческого языка общения (460 000-350 000 до н.э.). Этот набор звуков-знаков ещё весьма напоминает «язык» общения обезьян (рёв, визг, скулёж).

Звуками выражаются: недовольство, гнев, страх, нетерпение, отчаяние, удовлетворённость. Однако звуки, издаваемые первобытными людьми, имеют коренное отличие от звуков обезьян и животных. Первобытные люди передают друг другу и окружающему миру звуки-сигналы (сообщения, информацию).

Вертикальное хождение изменило голосовой аппарат гоминид. Они стали произносить чёткие резкие звуки с более тонкими оттенками. Человек научился подражать (копировать, пародировать) звуки и шумы окружающего мира.

Общеизвестно, что только что рождённый детёныш первый раз вдохнув лёгкими жгучий воздух, издает либо визгоподобный и тонкий громкий плач, либо внутриутробный басовитый рык-рыдание.

Диапазон врождённых естественных звуков человеческих младенцев от ультразвука до инфразвука.

Возможно, человеческие младенцы и дельфины могут общаться на языке и звуками речи первого человечества.

Средняя продолжительность жизни человека на протяжении всего Палеолита – Каменного века составляет 19 лет.


Восточная Африка. Озеро Эяси. Южная Африка. Центральный Трансвааль. Первобытное человечество. Раса человечества архантропов-питекантропов. Homo erectus – африкантроп. Пользование огнём. 460 000 до н.э.

По берегам озера Эяси обитает Homo erectus – африкантроп - человек близкий по облику к китайскому синантропу.

Недалеко от современного Макапанстага (Центральный Трансвааль) в известняковом карьере погибла взрослая особь женского пола, обликом очень похожая на синантропов из китайского Чжоукоудяня (400 000 до н.э.). Представителей этого вида древних людей Homo erectus назвали «прометеев австралопитек», так как они уже могли пользоваться огнём.


Восточная Азия. Пещера Чжоукоудянь (Китай). Первобытное человечество. Раса человечества архантропов-питекантропов. Homo erectus – китайский синантроп. Призмы из кварца. Первобытная охотничья и бытовая магия. Протошаманские приёмы и ритуалы. 460 000 до н.э.

На стоянке синантропов в Нижней пещере Чжоукоудянь (Китай) остались древнейшие гипотетические инструменты первобытной магии – неутилитарные призмы из кварца (рубеж Миндель I - Миндель I/II, 460 000-459 000 до н.э.). Подобные кристаллы кварца – типичный инструмент магии в магических обрядах, например, австралийских аборигенов.

Развитие технологии изготовления и употребления орудий труда, среди которых возникли первые предметы общественного бытия гоминид. Эти предметы трансформируются из орудий труда в орудия сверхъестественного воздействия человека, знаки отличия, украшения (предметы первобытной магии, маски, знаки, амулеты, будущие «чуринги»).

Возникновение обрядов (ритуалов) первобытной охотничьей и бытовой магии – будущего шаманизма (460 000-410 000 до н.э.).

Возникновение в человеческом первобытном сообществе будущих шаманов (ведунов, ведьм, знахарей, колдунов, магов, волшебников, экстрасенсов и т.д.).


Земля. Первобытное человечество. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытная мораль. Разумность (интеллектуальность) личности. 460 000 до н.э.

Интеллект – это способность к разумному познавательному ощущению, восприятию, памяти, представлению, мышлению и воображению. Кроме этого, интеллект – это способность анализировать варианты, выбирать и эффективно решать какие-либо жизненные задачи.

Именно интеллект или разумность личности позволяет методом сравнения инстинктивных естественных потребностей и познавательных устремлений ставить и выбирать цели в жизни, планировать свои действия и поступки, прогнозировать результаты и последствия, рассчитывать свои силы и возможности.

Интеллект – это способность разумного формирования сложносоставной структуры-образа последовательно-параллельной программы (стратегии, алгоритма, пути) достижения какой-либо цели. Именно эта способность влияет на эволюцию животных и человека.

Интеллект – это способность разумно планировать, организовывать и контролировать свои и чужие действия на пути достижения какой-либо цели.

Интеллект выражается способностями логического мышления личности: обучения; открытия причинно-следственных связей и закономерностей; отличия, сравнения, анализа и определения применимости (классификации) событий и явлений.

Основными качествами интеллекта или разумности личности являются любопытство, пытливость, глубина анализа, широта взглядов, гибкость и подвижность, логичность и доказательность мышления.

Эти качества позволяют интеллектуальной личности: разносторонне познать любое событие или явление окружающей среды; отделять главное от второстепенного, закономерное от случайного; широко использовать свой и чужой жизненный опыт, знания и умения; преодолевать шаблонность мышления и делать свои открытия; последовательно рассуждать и исследовать объект познания во всех возможных его взаимосвязях с другими объектами, событиями и явлениями окружающей среды; подтверждать правильность рассуждений и выводов фактами и закономерностями; критически сравнивать варианты и результаты мыслительной деятельности, выводов и решений; всесторонне (объёмно) исследовать объект мыслительной деятельности.

Основным условием развития интеллекта является способность личности к восприятию нового, актуального, соответствующего изменившимся условиям окружающей среды и направлениям развития ситуации (пассивного и активного приспособления, адаптации). При этом в биологической основе интеллекта, как во всех других жизненных проявлениях индивида, находится инстинкт личного и видового выживания (самосохранения).

Отсюда существенное качество интеллекта и разумности личности – предвидение возможных последствий каких-либо действий, поступков или бездействия, способность предупреждать и избегать опасных или ненужных конфликтов (стрессов).

Совокупность древнейших сложносоставных генетических и врождённых инстинктов, условных или трансфертных инстинктов, а также всех свойств личности, в том числе интеллекта, составляет основу содержания интуиции.

Человек данного времени (питекантроп-неандерталец, человек разумный) в полной мере обладает интеллектом и развитыми способностями личности, присущими современному человеку.