ХР Человек разумный Естественная самоорганизация

Александр Суворый
ХР 2.4.21. Эпоха человека разумного. Естественная самоорганизация.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 21. Естественная самоорганизация.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
500 000 до н.э.

Земля. Евразия. Стадия древнейшего Среднего Плейстоцена. Стабилизация и похолодание климата. 500 000 до н.э.
Постепенное завершение Гюнц-Миндельского, Кромерского, Вильнюсского, Артонского межледниковья (730 000-500 000 до н.э.).

Земля. Северное полушарие. Европа. Север Азии. Северная Америка. Начало среднеплейстоценового оледенения. 500 000 до н.э.

Начало Миндельского оледенения в Альпах, Эльстерского оледенения в равнинной области Средней Европы, Окского и Днепровского оледенения на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины, Демьянского оледенения в Сибири, Шайтанского оледенения в Северной Азии и Канзасского оледенения на равнинах Северной Америки (500 000-400 000.до н.э.).

Продолжение стадии потепления «интергляциал Гюнц/Миндель IV» (523 000-493 000 до н.э.). В Европейской части будущей России оледенение распространится на юг до 52-54 с.ш., а в Сибири («Демьянское оледенение») границы его не установлены.


Весь мир. Повсеместно. Похолодание климата и оледенение. Homo heidelbergensis или гейдельбергский человек. Палеоантропы-палеонеандертальцы и мезоантропы-мезонеандертальцы. Сообщества первобытных людей. Заболевания и высокая смертность. Женщина-мать – высшая ценность человечества. Матриархат. Способ массовой охоты. Ашельские каменные орудия. Коллективное сознание и мировоззрение. Охотничьи и бытовые ритуалы и обряды. Жертвоприношения духу огня. Одухотворение огня, света, тепла и Солнца. Небесный дух-громовержец. Предвидение и предсказание. Одухотворение мысленных образов, видений и снов. Начало мифотворчества. 500 000 до н.э.

Несмотря на оптимальную приспособленность к ледниковым условиям, слабость генетически-иммунной системы Homo heidelbergensis или гейдельбергского человека – палеоантропов-палеонеандертальцев и мезоантропов-мезонеандертальцев приводит к частым (возможно, простудным) заболеваниям.

Очень высока смертность мужчин-охотников, детёнышей и беременных женщин. Женщина-мать становится высшей ценностью человечества (500 000-28 000 до н.э.).

Изобретение Homo heidelbergensis или гейдельбергским человеком способа массовой загонной охоты с использованием естественных и искусственных ограждений-преград (цепочки загонщиков с факелами, возможно, изгороди). В результате коллективного гона группы и стада животных подгонялись охотниками по определённому маршруту к обрыву и сталкивались вниз.

Изготовление из кремня, песчаника и известняка каменных орудий «ашельского типа» более совершенных форм.

Формирование коллективного сознания и мировоззрения на основе массовой охоты и борьбы с соплеменниками при делёжке добычи. Возникновение первых охотничьих, боевых и бытовых ритуалов и обрядов (500 000-450 000 до н.э.).

«Приручение дикого огня» привело к возникновению обряда жертвоприношения духу-огню в виде горючего материала (дров, хвороста, животного жира, костей животных и себе подобных). Одухотворение (обожествление) огня, тепла, света и Солнца (1 000 000-500 000 до н.э.).

Огонь людьми воспринимается как всеобъемлющее начало, первичное состояние окружающего мира. От взаимодействия огня и воды, тепла и холода возникает жизнь, происходит окружающий мир.

«Дикий огонь» несет гибель человеку и окружающему миру (степной или лесной пожар, взрывы метеоритов, палящее всё иссушающее Солнце).

«Грозовой небесный огонь» становится универсальным мотивом противоборства огня и воды (молнии и дождя). Грозовые небесные молнии и гром воспринимаются как гневные крики старшего (буханья главного на небе) и «искры из глаз» при ударах-наказаниях. Отсюда возник образ сильного небесного божества-громовержца.

«Солнечный огонь» воспринимается как источник света, животворящего тепла, податель радости, здоровья, дневной безопасности и благ.

«Прирученный огонь» становится даром солнечного небесного огня, средством общения людей с небом, светом, Солнцем, богами. «Прирученный огонь» воспринимается как «живое существо», очищающая, целительная, объединяющая, защищающая одомашненная природная стихия. «Прирученный огонь» становится охранителем и покровителем семьи, олицетворением устойчивости общины людей.

«Жертвенный огонь» объединяет мир людей и богов, становится средством вознесения даров Солнцу и небесным богам (силам).

«Погребальный огонь» становится средством приобщения людей к миру богов, сил и стихий, вознесения к свету, Солнцу – подателю жизни.

«Подземный огонь» лесных пожаров или извержений вулканов воспринимается как проявление хтонических сил и связь с недрами, будущим адом.

Огонь становится воплощением мужского характера: легкого на подъем, изменчивого, горячего, страстного, гневного. Тепло и свет, пахучий дым, запах жареного мяса (еды, пищи) и связанные с ними ощущения, исходящие от огня становятся воплощением духовной энергии, души, духа. Огонь воспринимается как чистейший элемент, очищающий тело от паразитов и болезней, страха и несчастий.

Огонь становится воплощением праведности, правдивости, честности и чести, а также средством выявления и наказания воровства, лжи и инакомыслия. Огонь становится оружием в борьбе людей с хищниками и себе подобными.

Возникновение генетической памяти о героях будущих мифов, похитивших огонь у богов или других людей (выхвативших горящую ветку из пожара или принесших тлеющие уголья). Развитие мира индивидуального и коллективного сознания – мира образов, представлений, впечатлений и памяти о былом. Зарождение вербальных (устных) способов сохранения и передачи информации. При этом формирование языка общения людей осуществляется по образцу генетического кода человека.

Отдельные звуки объединяются в гармоничные звукосочетания (символы, знаки, будущие слова) и закрепляются в сознании людей трансферными условными рефлексами методом дрессуры, примера и тренинга. Возникновение четвёртого уровня разумного поведения человека – предвидения (500 000-100 000 до н.э.).

Возникновение поведения личности, основанное на предчувствии, предвидении и предсказании возможных последствий от действий и поведения, как индивидуума, так и окружающей его среды и других субъектов.

Развитие предыдущих трёх уровней разумного поведения – инстинктивного, естественного биологического саморегулирования и координации – привело к возникновению способности осмысливать ощущения, результаты проб и ошибок (опыт), результаты самообучения и обучения опыту других индивидуумов.

Возникновение мыслительных образов – «вещих снов», видений, представлений.


Центральная Европа. Стоянка-поселение Вертешсёлёш (Венгрия). Homo heidelbergensis или гейдельбергский человек. Палеоантроп-палеонеандерталец. Кострища. Грубые каменные отщепы. Охота и собирательство. Каннибализм. Охраняемые охотничьи угодья. 500 000 до н.э.

В 50 км к западу от будущего Будапешта (Венгрия) возникла стоянка-поселение Вертешсёлёш (500 000- 400 000 до н.э.). Здесь остались следы костров, кости животных, убитых человеком, несколько тысяч примитивных каменных изделий (отщепов) и мелких галечных орудий. При этом ручные рубила отсутствуют. Среди костей обломки черепа человека – архантропа Homo erectus.

Обитатели Вертешсёлёш в основном занимаются охотой и собирательством. Вероятно они живут по понятиям и нравам «первобытного человеческого стада». Вероятно, их речь и язык общения находятся на начальной стадии развития.


Северная Африка. Средиземное море. Расселение Homo erectus mauritanicus – питекантропов-архантропов. 500 000 до н.э.
Средиземноморское побережье северной Африки заселили Homo erectus mauritanicus, представители древнего рода Homo erectus leakeyi. На территории современной африканской Капской провинции обитают Homo erectus capensis (питекантропы).


Восточная Африка. Стоянка-поселение Бодо–д'Ар (Эфиопия). Homo erectus – питекантроп и Homo sapiens – архаичный неоантроп, человек современного вида. Командная самоорганизация. Звуковой сигнальный язык окриков-команд. Каннибализм. Охотничьи угодья. 500 000 до н.э.

Обитание в  Бодо–д'Ар (Аваш, современная Эфиопия) Homo sapiens – архаичного человека разумного (500 000-300 000 до н.э.). Трансформация Homo erectus – питекантропа, человека прямоходящего в тип африканского примитивного Homo sapiens – неоантропа, человека разумного (500 000-300 000 до н.э.).

Самоорганизация человеческих семей, групп и сообществ в первобытные общины для проведения коллективной охоты и борьбы с соплеменниками. Появление общепризнанных вожаков человеческих групп и стай.

Начало управления членами групп или стай методом команд - окриков (приказов). Возникновение кличей, возгласов одобрения и радости победы, а также кличек – будущих прозвищ и имён. Возникновение первого оклика – приветствия: «Эй!» («Гэй!», «Гой!», «Хай!»).

Возникновение первого общечеловеческого универсального звукового сигнального языка общения (500 000-350 000 до н.э.). При этом Homo erectus (питекантроп) и Homo heidelbergensis или гейдельбергский человек – палеоантропы (палеонеандертальцы) ещё не располагает способностью тонко координировать мышечные сокращения, производимые языком и глоткой и дыхательные действия, регулирующие силу выдоха под произносимые им окрики, кличи, возгласы. Они чаще всего попросту рычат, кричат, вопят, скулят или орут хором в зависимости от ситуации.

Первый общечеловеческий сигнальный язык ещё не является человеческой речью, так как состоит из нечленораздельных звуков – щелчков, свистов, выдохов, однако имеет ограниченный набор сознательных звуков – команд и сигналов.

Сообщества первобытных людей обитают на уже охраняемых ими кормовых территориях – охотничьих угодьях. Кроме растительной пищи, первобытные люди употребляют мясо убитых животных, главным образом оленей и диких свиней, а также умерших и (или) убитых людей.


Восточная Азия. Китай.  Ляньтянь. Пещера Чжоукоудянь. Sinanthropus pekinensis или Homo erectus pekinensis – синантроп. Азиатский питекантроп – ланьтяньский человек. Культура Ланьтянь. Использование огня.  500 000 до н.э.

Расселение на территории будущего Китая прямоходящих гоминид - Homo erectus pekinensis (питекантроп, синантроп, пекинский человек) – потомков Homo habilis yuanmovenis. Объем мозга у «пекинского человека» составлял в среднем 1055 куб. см, рост – до 1,6 м.

Возникновение на реке Янцзы (провинция Шанси) культуры «Ланьтянь». «Ланьтянский человек» - одна из ранних форм питекантропа. Ранее их называли «синантропами». Ланьтяне изготавливают каменные орудия пока не имеющие чётких очертаний и детальной обработки краёв.

В пещере Чжоукоудянь (в 54 км юго-западнее Пекина) остались следы использования огня первобытным человеком (синантропом). «Приручение» человеком огня и поддержание его в кострищах дало толчок к развитию культуры общения, обучению и воспитанию азиатских Homo erectus (питекантропов). Развитие у питекантропов зачатков речи, пения и ритмических танцев.


Юго-Восточная Азия. Остров Ява. Катастрофическое извержение вулкана и лесные пожары. Вымирание яванских питекантропов и животных. 500 000 до н.э.

Катастрофически сильное извержение вулкана на острове Ява. Вымирание на острове Ява многих видов животных и питекантропов. Причиной их вымирания явились последствия извержения вулкана.

Во время извержения вулкана поросшие густым лесом склоны возвышенностей были засыпаны и обожжены массой раскалённого вулканического пепла. Тысячи животных погибли от огня пожаров, задохнулись газами и вулканическим дымом. Затем дождевые потоки вынесли их останки вместе с рыхлым вулканическим пеплом в долины. Реки острова вздулись и высоко поднялись. Их воды стали совершенно чёрными и несли массу спалённого леса, трупы животных, смешанные с вулканическим пеплом и пемзой. Среди жертв вулкана буйволы, обезьяны, черепахи, крокодилы, тигры и первобытные люди (яванские питекантропы).


Земля. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытная мораль. Индивидуальность личности. 500 000 до н.э.

Каждый человек обладает генетической, биологической (физической) и психологической индивидуальностью (особенностями) личности. Индивидуальность выражается в своеобразии свойств личности.

Индивидуальность человека имеет основные (базовые) и направляющие свойства. Основными врождёнными и благоприобретёнными свойствами индивидуальности являются: темперамент, характер, способности, талант, манеры поведения, динамические стереотипы поведения, эмоциональность, быстрота и темп реакций, активность и чувствительность.

Развитие индивидуальности личности определяется направляющими свойствами – целевой необходимостью, интеллектом и самосознанием.

Индивидуальность личности всегда является внутренним миром, внутренней средой обитания – отражением внешней среды обитания человека, соответствующей его инстинктивным и осознанным целевым потребностям.

Взаимодействие индивидуальности личности с другими индивидуальностями (личностями) человеческого объединения неизбежно приводит к саморегулированию внешнего поведения всех и каждого. Таким образом, индивидуальность человека, в том числе человека данного времени, складывается из свойств индивида, субъекта любого вида деятельности и личности.

Питекантропы-неандертальцы и человек разумный данного времени уже полностью обладают всеми свойствами современной личности: темпераментом, характером, способностями, направленностью, интеллектуальностью, эмоциональностью, волевыми качествами, способностями общения и передачи сведений, самооценкой, самоконтролем и саморегулированием, а также способностью к групповому взаимодействию, поддержки, помощи и любви.

Индивидуальность личности ярко проявляется в раннем детстве (3 года) и продолжает развиваться всю жизнь человека.