Призвание слепого

Андрей Тюков
В Библии есть много "подарков" атеистам и вообще людям критического склада ума. Вот, один из таких.

Евангелие от Иоанна (9:1-7) рассказывает, как однажды Иисус Христос исцелил слепого от рождения. Ученики спрашивают: "Равви! кто согрешил, он (интересно, как это мог согрешить нерождённый?! - А. Т.) или родители его, что родился слепым?". Иисус отвечает, дескать, не согрешили ни сам незрячий, ни родители его, "но это для того, чтобы на нём явились дела Божии". Дела явились, слепорождённый прозрел.

"Надо же было ни в чём не повинного человека подвергнуть такому страданию, как слепота от рождения... единственно для того, чтобы бог-сын мог потом продемонстрировать на нём свои возможности целителя!" - возмущается в книге "Библия: историко-критический анализ" (г. Москва, 1985 г.) доктор философских наук И. А. Крывелев (И. А. - это Иосиф Аронович). Мол, какая жестокость.

Вообще-то, замечания советских Иосифов бывали остроумны. Да и дела свои они знали хорошо. Но что-то всегда задевало меня в этой евангельской истории, какая-то подспудная несообразность, что ли...

И попробовал я тогда взглянуть на исцеление другими глазами. Не слепыми. Иначе говоря, отойти от буквы и вглядеться в содержание. Ведь, если этого не сделать, то рассказ о чуде, хотя сам по себе и содержательный, можно счесть лишённым смысла. Смысл - вот второе содержание. Его и лови дырявой сетью словесной...

И вот, что мне подумалось. Не в "демонстрации возможностей" тут дело. Даже и не в собственно исцелении.

Ведь, каждый человек в жизни находится на каком-то месте. Сознаёт он это сам, или не сознаёт, но для чего-то он стоит именно здесь, а не там. И на этом своём месте он выполняет некую функцию (играет роль, если угодно). Он может о своей миссии знать, подозревать и догадываться, а может и ничего такого не видеть, будучи от рождения слепым. Эта функция, она может совпадать с его личной мотивацией, а может ей противоречить; приносить удовлетворение и лавры, или дарить только тернии по большим праздникам... У всех по-своему. Академик, герой, мореплаватель, а может, плотник (из Назарета?), - ты такой, какой ты есть, потому что задуман таким, а не иным.

Не об этом ли известные слова, которые проронил Павел в Первом послании Коринфянам: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван" (7:20)?

Плотник или Морж... а так ли важно? Ведь, большая разница: бытие и "провозглашение" (Ж. Бодрийяр).

Звание - и призвание.