Фотостудия

Игорь Афонский
В одном славном литовском городке, на самом берегу Балтийского моря, ещё в советские времена жила и работала одна женщина, она была фотограф. Так получилось, что за продолжительный период своего рабочего стажа, она стала достопримечательностью своего города! Через объектив её фотоаппарата прошли выпускные классы всех школ города!Она была Мастером! А в том, что она являлась настоящим мастером своего дела, сомневаться не приходилось. Все поколения местных красавиц считали своим долгом сфотографироваться у неё. В том, что они красавицы, в этом девушки не сомневались.
Приходило время и очередная красавица появлялась на пороге этой мастерской. Она готовилась к такому дню заранее, через парикмахерский салон, через ателье и другие мастерские. Приходила, садилась на старый стул, или специальную стремянку. За спиной у них возникали матовые светлые экраны, или тяжелые бордовые шторы. Мастер, назовём её так, вертела "материал" так, как считал нужным. Долго выставляла софиты, поправляла подбородок, если надо, что - то требовала. И делала Она это так непринуждённо и весело, что когда заканчивала своё действие, то очередная красавица не могла понять, что уже всё, и пора уходить.
Потом за работу принималась её ассистент. Это была пожилая женщина, она отвечала за ретушь. Она тоже была Мастером, Художником. Сидела в своём уголке, скрипела стулом, выводила кисточкой и тампоном нужные места с негативов. Так выправлялись изъяны, морщины, прятались вторые подбородки, мешки под глазами. А впрочем, этого у молодых красавиц ещё не было в наличие, но ретушь была необходима. Женщины всегда громко разговаривали между собой, ведь это была семья! Мать и Дочь. Место работы являлось мастерской фотографией Дома Офицеров Флота, но сама студия находилась не в здании культуры ДОФа, а рядом на той же самой улице.
Итак, женщины громко разговаривали, делали свою работу, как бы не замечая клиентов. Надо заметить, что тут была какая то пренебрежительная нотка к другим. Нет, совсем не презрение, нет! Отнюдь! Мастера уважали своих клиентов! Но они были, как бы выше всего остального!
После выдачи фотографий, Посетительница смотрела на полученные снимки, они ей нравились, или нет, но самое главное было попасть таким дубликатам на стенд данной студии. Был там такой широкий экран со множеством фотографий, на котором оседали фотографии других красавиц города. И если Мастер считал снимок достойным этого стенда, то очередная красавица могла считать, что добилась своего.
"Доска Почёта"! Так её ещё называли между собой все барышни.
Ещё один постоянный человек присутствовал при такой  работе, это дочь Мастера. Тогда, когда я увидел её, она была совсем крохой, и это позволяло ей быть невидимкой во всех начинаниях и процессах. Нельзя сказать, что девочка была тихоней, но её громкий голосок не часто оглашал стены студии.
Красавицы, которым не повезло, вскоре возвращались вновь, чтобы с новыми силами покорить данный "Олимп". Мастер считала, что это всё пустяки, но любила рассказывать о тех или иных  моделях. А ведь она много помнила из прошедших дней, знала имена некоторый  женщин, которые у неё снимались давно, потом приводили своих дочерей и сыновей. И тут не влияла на этот факт разность в национальности! Как то, национальный вопрос не возникал. Все говорили на русском языке, литовцы часто с акцентом, но никто не перегибал палку!
Постоянными клиентами всё же оставались солдаты, матросы, офицеры флота местного гарнизона. Стоимость услуг позволяла обслуживать всех желающих. И не редко, посетители приходили туда повторно, приводили других людей.
Ещё одна категория посетителей, это курсанты местного мореходного училища! Эта особая статья, ведь многие были выходцами из других городов и республик. А те, кто родился в этом городе, они соблюдали традиции, шли сниматься в мастерскую ДОФа! А ведь были другие городские студии , конкуренция была большая! Школы буквально прочёсывали предприимчивые фотографы, они набирали заказы, делали фотографии, получали свои деньги, а потом оказывалось, что класс снимался на память в студии ДОФа!
Замечательное время! Две матери и две дочери, втроём, колдуют над стареньким увеличителем, скрепит резак, ломая кипу бумаги, кислый запах фиксажа пропитывает всю атмосферу!
Где то очередная красавица спешит привести себя в порядок, чтобы покорить недоступный пока ей "Олимп"....
Где теперь это время? Где теперь этот Мастер?