Н. Чудин. Михаил Коробко. Глава седьмая

Владимир Пузиков
НА ФОТО: 1. Перезахоронение тел партизан Коробко Михаила Андреевича и Гриценко Федора Федоровича в селе Благодарном Ставропольского края 30 января 1943 года. Фото из архива Сидорова Николая Ивановича.

2. Мемориальная плита на могиле партизан М.А. Коробко и Ф.Ф. Гриценко. Город Благодарный Ставропольского края. Мемориальный комплекс в центре города. Фото В.И. Пузикова - автора. Август 2011 года.

***

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
(Заключительная)


                1.
 
В доме Шарониных сквозь ставни всю ночь светился огонь. Гремели стульями, что-то заколачивали. С тех пор как смертельно раненого Шаронина отправили в Петровское, жена его потеряла покой. Перепуганная, она ещё до заката солнца запирала на все крючки и засовы дверь, куталась в одеяло и не показывала носа до белого дня.

Утром вставала измученная, красноглазая. Все это время, до недавней катастрофы, в доме Шарониных гудела пьяная разгульная жизнь. Потом все сразу покатилось под откос. И жена начальника полиции не видела, за что можно было зацепиться. А в последние дни она окончательно убедилась, что находится на краю пропасти.

Вчера дежурный из полиции пришел и под строгим секретом объявил ей, что уходить надо, уходить скорей, через два-три дня будет уже поздно. Комендант предупредил, что в первую очередь будет эвакуировать военное имущество, его сопровождают немцы.

Русские, если они желают последовать за немцами, должны сами изыскать транспорт. Дальнейшая безопасность им в пути немецким командованием не гарантируется.

Предатели бежали, чуя гибель. К Шарониным зашел Кувардин. Жена начальника полиции, согнувшись, сидела в нетопленной хате на связанном узле.
- Значит, едете? - спросил Кувардин.
- Ехать - на погибель. И не ехать – пропадать.

Кувардин всю ночь заколачивал ящики, увязывал шаронинский скарб. На следующий день он посадил в телегу бледную осунувшуюся Щарониху, и они поехали на запад, пытаясь скрыться от неминуемой гибели.

Кляча плелась в ту сторону, куда, перегоняя одна другую, шли немецкие машины. Они черным караваном тянулись день и ночь.
Немцы бормотали в непреодолимом страхе:
- Сталинград... Кавказ… Котел...

Котел клокотал, выплескивая грязную накипь – «завоевателей».

В Благодарном заканчивали свою страшную работу немецкие подрывники. Над селом висело тяжелое облако дыма. Взлетали промышленные предприятия, склады, горела мельница.

Взорваны типография, школа, горела электростанция, горели торговые помещения. Подрывники дубинами высаживали окна в домах и, скрываясь за дымовой завесой, бежали на Запад.

                2.

Анна переживала неописуемую радость. С каждым днем приближался счастливый час возвращения в родной край.

Более четырех месяцев прошло с тех пор, как она получила письмо от Михаила. Теперь она жила горячей надеждой на встречу с ним. Но вот прошло полмесяца после того, как в сводке Совинформбюро упомянули о занятии нашими войсками Благодарного, но весточки от Михаила все не было.

Дети ждали, спрашивали:
- Скоро папа приедет?
Однажды во двор въехала грузовая машина. Анна бросилась к кабине. Оттуда вышел один шофер.

- Где Михаил?
- Разве мало у Михаила делов, - не глядя в глаза Анне, ответил шофер.

- Грузиться будем? - с нескрываемой тревогой спросила Анна.
- Да! Готовьтесь, заправлюсь и поедем…

Машина мчалась по снежной, туго накатанной дороге. Семья Михаила Коробко возвращалась в родное село.

                3.

Село ещё пылало, когда вошли первые части Красной Армии. Чуть забрезжил рассвет. Бойцы, пригибаясь, шли негустыми цепями. Улицы оживали, наполняясь радостным шумом.

- Наши! Русские!
- Немцы где? - спрашивал автоматчик.
- Черт-ма, немцев, драпанули все дочиста.
Бойцы, закопченные в боях, обожженные морозом и ветрами, быстро накоплялись на улицах.

- Наши, наши! Сыночки! Родные!

Вслед за первыми воинскими частями вошли партизаны. Все, почти все пришли.

Не было среди них лишь разведчиков Михаила Коробко и Федора Гриценко. Узнав об их смерти, друзья обнажили головы.

На востоке пламенело небо. Солнце поднималось над просторами освобожденного края. Земля тиха. Нет здесь больше немца.

Село ликовало. По улицам везли пушки, двигались автомашины, танки, конные и пешие части. Грохот пушек удалялся.

Бойцы идут, идут, идут без конца. Идут туда, где ждут их истомленные фашистским пленом русские люди, где гремит бой. Идут на Запад.

***

ИСТОЧНИКИ:

Чудин Н. Михаил Коробко. Ставропольское книжное издательство. 1945 год.

Тект отцифровал: Владимир Ильич Пузиков.
5 – 7 января 2011 года. г. Благодарный.

6 марта 2012 г.     г. Благодарный