Мемуарный рассказ

Юрий Кротов
                М Е М У А Р Н Ы Й    Р А С С К А З

    Август 1963 года. Приморье. Цепочка японских дотов невдалеке от границы с Китаем:
озеро Ханка - посёлок Посьет (у границы с Кореей).Моя армейская служба проходила в рай-
оне Гродеково под Уссурийском...

    Трудно себе представить ту давнюю ситуацию,но памятливо-напряжённое состояние с соседями-китайцами было таково,что могла возникнуть война с ними. Китайцы вдруг возымели
в себе рвение занять Приморье,думая о каких-то древних картах,готовя к этому армию,как говорили,до 300-т тысяч пехоты.

    Я служил в элитном подразделении - в развед.дивизионе,приданного артиллерийской диви-
зии,кончая второй год службы,был уже сержантом, а прибыл в эту линейную дивизию после окончания разведшколы годичного обучения в Московском военном округе невдалеке от известных Гороховецких лагерей.

    Школу окончил с отличием,поэтому в порядке исключения мне был дан свободный выбор
для дальнейшей службы любой военный округ страны. Естественно,выбор пал на Дальневосточный,так как я должен был проехать через Красноярск (свою родину) и,конечно
же,встретиться на вокзале с родителями,что и счастливо получилось...

    Школа была резервом Ставки Верховного Главнокомандующего,поэтому подготовка велась
в прообразе современных спец.школ.Общефизическая подготовка была почти ведущей (кроме
специализации по одной из разведок),образовательный ценз был очень высок того времени:
средняя школа,выпускники техникумов,студенты начальных курсов институтов (я взят был
из лесотехнического,ныне технологическая академия).

   Пребывая в линейные части советской армии,мы,питомцы этого разведкомплекса были на
голову выше рядового,да и порой офицерского состава различных соединений.

   Наш дивизион был придан 75-й гвардейской артиллерийской дивизиии,состоящей из пяти
полков,хотя относился каким-то служебным распоряжением к 5-й Особой армии со штабом в
Уссурийске...

   Так вроде бы шло по накатанной плоскости,много дум и прикровенных мечтаний оказыва-
лось с мыслями о третьем годе службы и скором "дембеле".Уже впору было заводить чемодан и по воскресеньям брать из каптёрки и "чистить углы чемодана".

   Но как это водится в реальной жизни,тем более солдатской срочной службы,вдруг,о,это
вдруг (любимое слово у гениального Ф.Достоевского!) всё изменилось в одночасье...

   - Кротов,зайди ко мне в канцелярию, - с астматической хрипотцой,с едва заметным при-
дыханием в голосе проговорил командир дивизиона подполковник Рабинский.
   - Товарищ подполковник,сержант Кротов по Вашему приказанию прибыл.
   - Ты чем занимаешься сейчас? - поинтересовался бывший честный вояка Второй мировой войны 1-го и 2-го Украинских фронтов.
   - Да,вот,после занятий с молодыми по уставам,буду готовиться к караулу в штабе ди-
визии,надо выписку на котловое довольствие заказать...
   - Пришла,Кротов,зверь-команда:комплектовать гарнизон срочного размещения в бывших японских дотах в Красной Пади. Ты будешь там за главного в головном доте,где сейчас
морпехи с Русского устанавливают две корабельные 120-мм пушки-гаубицы,завозят стеллажи,
снаряды...

   - Ну,как прикажете,товарищ подполковник,так и будет, - я был у него в доверительной группе личного состава,поэтому и нотный тон разговора всегда был несколько дружески-
вальяжный,но с всегдашним оттенком искренности.

   - Ну,пока иди,занимайся по плану,а завтра после караула снова зайдёшь ко мне.
   - Можно идти? - с лёгкой готовностью в голосе проговорил я,повернувшись кругом,по-
спешил к двери. В дверях столкнулся со своим непосредственным командиром - старшим
лейтенантом Баталиным,высокорослым детиной из московской прописки.
   - Кротов,ты потом меня найди,надо кое о чём переговорить...
   - Баталин,давай быстрей ко мне,что ты копошишься? - всё с тем же придыхательным с
хрипотцой голосом бросил полный,небольшого роста в годах Рабинский.

   За мной дверь захлопнулась,и я уже был во власти новых дум,с которыми и решил на па-
ру минут покинуть казарму и чуть побывать на влажном тёплом воздухе бесконечных сопок
Приморья.

   Проходя мимо дневального у входных дверей,механически,как-то без участия бросил:
"Ну,как служба,Семяриков?" - "Да,всё нормально,командир!" Голос большелицего солдата,
заканчивавшего 1-й год службы,был бодр и будто бы даже светел.Что между прочим его все-
гда отличало от остальных."Вот его нужно рекомендовать в гарнизон дота - будет годным
для заряжающего,даже на два расчёта!"

   ..."Господи,да какие мы артиллеристы!?" - внутренним голосом продолжал рассуждать я...
Время было нехитрое:это годы,когда поколение молодых после войны было малочисленным,
едва-едва Совдепия набирала на три четверти новобранцев для своей многомиллионной ар-
мии с трёхлетним сроком службы (в морфлоте - с четырёхлетним!);особенно на Дальнем Востоке части были кадрированными: больше офицеров,нежели солдат. А тут момент сбора
урожая - соя,рис... резервистов набрать неоткуда.

   ...Вот уже пришлось суетиться возле дотов.Висит зелёная камуфляжная сетка перед го-
ловным 4-х этажным дотом,на "голове" его автокран опускает станины пушки к зеву дота,
кругом люди в рабочем обмундировании.Мне с ребятами нужно было устроить палати для отдыха
на верхнем этаже. А тут носят массивные деревянные ячейки стеллажей под снаряды.
Пребывают и убывают на "уазиках" управленцы,штабисты,спецы: из дивизии,из 5-й Армии,из
Москвы. И тут среди лампасных фигурантов промелькнул с маршальскими звёздами И.Паршиков-
маршал тыла с худощавым,изрезанным глубокими морщинами пожилым лицом.

   ...Но было мне не до него,вот,только что проложили телефонный кабель с катушек к нижним (по обе стороны от головного) пулемётным дотам... ведут линию в тыл к штабу диви-
зии в Пограничном.

   Некоторые солдаты и радовались,всё же житуха "вольная",без муштры,без заматерелой
повседневной то там, то здесь службы,наконец,без казармы.Хотя кое-кто из них служил по
третьему году - впереди маячил декабрьский "дембель",а тут,на,вот,тебе,будь пока
смертником...

   Утихло,присмирело в ожидании неизвестного - всё то,что окружало нас- двенадцать человек.Хотя постоянными были звонки телефона с разных командных инстанций:и нужно было,
умно,где с хитринкой и с лукавством отвечать то своим,то "чужим" отцам-командирам.По-
чему-то никого из них на службу в доты не назначили..Кто по семейным делам не может,у ко-
го личное горе,кто "срочно" заболел или занемог,да мало ли что было у них...

   А было всё,ах,как непросто!Нам решили дать своё личное оружие - автоматы АК-47,но...
без патронов.(Сказано было - вскоре подвезём).Только у меня извечно притороченным к ре-
мню был армейский пистолет ТТ в потёртой,видавшей виды брезентовой кобуре,правда,с дву-
мя обоймами.Вот поэтому-то мне каждый раз приходилось (через день)ходить с водоносами
(при заплечных термосах) вниз через мелкий густой дубняк к ручью и брать там воду.

   Дело в том,что китайцы-провокаторы (особенно босиком!) притаивались в кустах и нападали в удобных случаях на солдат и даже на пикеты пограничников.Ведь,могли уловить
и нас (к счастью,этого не произошло). Хотя я и готов был к нападению: ТТ всегда в эти моменты был в руке наготове...

   Неожиданно как-то приехала кавалькада "газиков" и остановилась вдалеке в тылу от до-
тов.У "пулемётных" дверей в глазок рядовой Барабаш увидел, как к нам идут люди. Дне-
вальный Вася Титенков тут же мне глухо,с хрипотцой,с каким-то белорусским акцентом
крикнул: "На-а-чальство и-дет!"

   Это была свита Командующего 5-й Особой армии генерал-лейтенанта Ракитина; шёл высокий
черноволосый импозантный мужчина...
   - Ну,как,сержантик,служба? Ха - ха - ха! - раскатистый голос гулко зазвучал в доте.
   - Ха - ха - ха! - откликнулось сразу учтиво-умело несколько голосов из окружающих.
   - Всё нормально,товарищ генерал! - с готовностью выкрикнул я привычную фразу.
   ...Он сел за панараму белокрасочной пушки,навёл на стоящий (специально для него выставленного) старый комбайн "Коммунар",и,повернувшись к сопровождающим,возгласил:
"Ну,что пальнём?!"

   Сразу же его подручные приказали мне: "Чего стоишь?Заряжай!" Я уже было хотел обра-
титься к расчёту,как Ракитин сказал: "Нет,не надо,а то мы китайцев возбудим к нападе-
нию... и нам здесь сейчас не сдобровать,ха-ха-ха! - с ним в такт рассмеялись и присут-
ствующие.
   -Ну,ладно,сержантик,неси службу,- вставая с сиденья,похлопал меня по плечу...

   Всё зашевелилось,закопошилось,с завидной скороспелостью,с какой-то нервозной суетой к быстроте отсюда исчезнуть.Вскоре моторизованная кавалькада в видимом порядке удали-
лась.(Это уж я после,недели через три, в казарме,в газете округа "Суворовский натиск" прочитал о том,что генерал Ракитин погиб на маневрах под Уссурийском.)

   Тот же всезнающий ст.лейтенант Баталин мне через месяц сообщил,что Ракитин давая при-
казания,или отчитывая кого-то с грозными словами,удаляясь к своему вертолёту,стоявше-
му на плохо выровненной площадке с медленно вращающимся винтом,которым задело голову...

   ...Да,страшно надоели сухие пайки,да чай,хотелось котлового.Была железная печурка,
кое-что из пайков и варили.А мне всё было тревожно,ведь,предо мной 11 солдат,которые не вседа робки и безмолвны,можно было всего ожидать,особенно от тех,из полков дивизии,которые по четыре человека жили в дотах у подножия сопки...Да мне ещё приходилось
и отлучаться в посёлок по приказаниям своего начальства (правда,оставался за меня мл.
сержант Баранов,служивший второй год и последний,так как взят был в армию после инсти-
тута - кончил московский институт иностранных языков,впоследствии работавший миссионе-
ром СССР в Сомали - я с ним несколько лет переписывался...)

   Но я дважды умудрялся ребятам сделать сюрприз: приносил на наш ужин два раза бутыл-
ку "Солнцедара" в 0,7л! Обычно я шёл с солдатским вещмешком,всё с тем же ТТ,поэтому меня ни патруль,ни комендатура посёлка не останавливала, - зная,откуда я,кто я: даже всеми презираемый гродненский лейтенант-особист...

   А ночью было жутковато,ночи с плотной теменью,с какими-то случайными звуками,шороха-
ми... ну,что толку от ощетинившихся пулемётов у двух входных бронированных дверей без
патронов...Тут уже "дембеля":Колесников -уже 4-й год у него пошёл,Санька Слепов - хок-
кеист из Пензы,ефрейтор Акимов,его земляк,который был разжалован год назад из младших
сержантов за пьянку в увольнении - начали роптать: за месяц-два до демобилизации,а тут
явная возможность отдать жизнь почти ни за что.Вон,сколько молодых,да "фазанов" (вто-
рой год службы) "сидят в казармах" - всё на нас надеются...

   Да,сложно мне было коротать это время,ох,как сложно... Но,вот,незадолго до ноября (уже
становилось холодно и в дотах)вдруг неожиданно пришла команда свёртываться,собирать-
ся в казармы. В верхах с Кмтаем пока решили вопросы с миром,нам предложено демонтировать
начинку в дотах,Китаю - отвести солдат вглубь страны...Мне пришлось сдавать морпехам
пушки,снаряды,стеллажи,лотки пушек.

   Всё прошло как давний,давний сон,а реальный казарменный на своей привычной койке как стал приятен и уютен! Как снова,вот,встречаешь "нашего" почтальона Комендантова,закан-
чивавшего первый год службы - общительного полуеврейчика с письмами и газетами!Как
легка гарнизонная и караульная служба,кухонные наряды...Позже,на следующий год при
отъезде в конце июля для поступления вновь в институт,мне было присвоено звание младшего
лейтенанта.Тогда это разрешалось и практиковалось в расчёте 2-х человек с полка (т.е. из
700 человек).

   Да - а...как в жизни всё может быть минутным и кажущимся вечным: и в этом растре
жизни коловращения необходимо какое-то,чувствуемое подспудно,но раскрывающееся реально,
нечто равновесное разума человеческого,подстать мудрствованиям больших людей истории.
Только,вот,чисто русское "авось,да небось" и сохраняет мужественное отношение к казусам жизни.

   Но только воспоминания долгих лет,порой,обращают человека в придельно осторожного
и нежно обращающегося с толщей времени! и каков бы ни был ты: смерд или патриций -
одинаково с философской фундаментальностью оценивает прошлое: своё и чужое - безымён
ным,но всеохватно-всеобъемлющим словом "да-а-а".

   "Да - а - а..."


                -------------------