БРАК втроем

Спекулянтка Ру
                ЖОРЖСАНДИСТСКИЙ БРАК


     "Поздняя осень. Грачи улетели"...  "Буря мглою небо кроет"... Мокрый колючий снег...
     Дороги развезло.  Лошадей не меняют. Постоялый двор. Трактир. Двое: Некрасов и Незнакомец.


                Желал бы я, чтоб сонное забвенье
                На долгий срок мне на душу сошло,
                Когда б мое воображенье
                Блуждать в прошедшем не могло...
               
                ************
 - Прошу прощения, сударь, не возражаете, если я сяду с вами за столик?
 - Отчего же? Буду рад даже.
 -  Далеко ли едете, позвольте полюбопытствовать?
 - Да как вам ответить?.. По нормальной дороге, при хорошей погоде и свежих лошадях через 3 часа был бы уже на месте. Еду в свое имение.
 - Это значит, в соседней губернии? Я тоже уже не далек от цели. Погода все спутала.
 - Живете здесь или только служите?
 - Теперь уже могу сказать, что живу. Когда-то приехал сюда на год, на врачебную практику и вот уже несколько лет здесь...
 - Значит, все удачно сложилось, если не захотели уезжать.
 - А можете ли вы сказать, сударь, что такое удачно?
 - Есть какие-то нормы что ли, условные очень, но приходится им следовать.
 - Можете сказать, что именно так сложилась ваша жизнь? Удачно?
 - Как раз нет. Все вопреки представлениям света об удачной жизни.
 - Вы же молодой человек, все еще не поздно переменить.
 - Да не очень молодой я уже, скоро сорок мне, только не в возрасте дело, обстоятельства давно оказались сильнее меня.У Некрасова хорошо об этом:
                Мы разлучились до разлуки
                И думали: не будет муки
                В последнем роковом "прости".
                Но даже плакать нету силы.
 - Печально... Этим обстоятельством, наверное, оказалась женщина, смею предположить?
 - Вы угадали. Имеете опыт? Хочу надеяться, не очень печальный?
 - Для меня очень печальный, к сожалению.
 - Обычная история. Сколько примеров кругом, только смотри и не повторяй чужих ошибок, нет, нам непременно свои нужны..
  - Безответная любовь?
  - Не совсем так. Любовь взаимная, сумасшедшая... Я так ее добивался, я столько ждал, был так счастлив, когда она ответила мне взаимностью. Все начиналось как в сказке... Только это чужая жена...
Красавица, каких мало, умница, не понимаю,зачем она меня полюбила?
Если бы ни это ее ответное чувство, я бы смог справиться со своим...Я бы отошел.Когда я увидел ее впервые, я не поверил своим глазам, я и не знал, что такими могут быть живые женщины, я думал такая красота бывает только на полотнах великих мастеров. А когда ее муж, мой партнер, предложил мне поселиться у них, я был просто счастлив, что смогу ее видеть каждый день, больше я ни о чем не мечтал... Если бы я мог предположить тогда, какие испытания, какие душевные муки ждут меня впереди... Я превратил в ад не только свою жизнь, но и близким невыносимо видеть наши отношения... Мы страдаем все...
  - Это не просто. Понимаю. Но, как я догадываюсь, она сделала выбор в вашу пользу, вы должны быть счастливы?
  - Если бы так... Она не сделала своего выбора до сих пор...
  - И как давно длится ваша история?
  - Почти десять лет...
  - Да, сударь, даже не знаю, порадоваться за вас, что столько лет вы живете со своим чувством или посочувствовать вашему положению...
  - Когда я сам задаю себе этот вопрос, не могу на него ответить. Столько счастья я испытал за эти годы и столько горечи пережил, не знаю, чего оказалось больше. Тоже у Некрасова мне близкое:
                Одним прошедшим я живу -
                И то, что в нем казалось нам страданьем, -
                И то теперь я счастием зову...
                Я вспомнил всё... одним воспоминаньем
  - Не пытались ли полюбить женщину свободную, не обременную семьей? Столько достойнейших рядом?
  - Все испробовал. Пытался флиртовать с молодыми красавицами, изменял, только чтобы забыться, вызвать ее ревность, но вот разлюбить ее так и не смог, а значит и полюбить другую оказался не в силах.Только еще более мерзким казалось мне мое положение и я сам.
                Безумец! для чего тревожишь
                Ты сердце бедное свое?
                Простить не можешь ты ее -
                И не любить ее не можешь!..
  - Да... Сейчас принято уезжать за границу, чтобы вдали все переосмыслить...
  - В моем случае и уехать надолго невозможно. Она жена моего друга, к тому же, партнера, у нас общие дела. И чтобы довершить картину моего счастья - мы всё ещё  живем под одной крышей...
  - Как сложно все закрутилось.
  - Да уж, нарочно не нафантазируешь такого, что жизнь иногда преподносит.
  - А сейчас вы едете к ней? Она ждет вас?
  - Нет, я еду в пустое имение, меня никто не ждет. После очередной ссоры с обвинениями, слезами и обещаниями уйти от меня совсем, она ушла к мужу и перестала со мной общаться. Со мной случилась очередная депрессия, мне уже в который раз показалось, что жизнь моя абсолютно беспросветна и бессмысленна.
                Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
                Я счастия тебе желаю и молю,
                Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
                Души моей смягчает муки...
  - Я тоже люблю Некрасова... И что вы решили?
  - Ничего нового придумать не сумел, как часто это делал, решил уехать в имение.
  - Как уездный доктор, скажу вам, что это не самое плохое решение
  - Да, там в глуши, на охоте, мне обычно становится лучше. Вот погода теперь подвела...
  - Похоже, что заморозки вот-вот будут и охота состоится. И настроение ваше поправится.
  - Никогда не думал, что так много будет значить для меня мнение света. Некоторые друзья отвернулись. Партнеры предпочли не иметь со мной дела.
  - Сложная ситуация, ничего не могу сказать. И не смог бы ничего посоветовать.
  - Если б вы знали, как я когда-то не мог по молодости лет  понять Жорж Санд в ее истории с Шопеном, как я осуждал их обоих. Вот уж воистину - не судите, да не судимы будете. Если б я знал, что совсем скоро судьба преподнесет мне такой подарок.
  - Похожая история и у нас есть - Некрасов и Панаева. Слышали, наверное?
  - Да,  слышал, весь Петербург судачит, хорошо понимаю его состояние...
  - А Тургенев? Влюбился как мальчишка, так и уехал за своей Виардо в Париж.
  - Знаю. Незавидная судьба. Жить из милости, даже не из сочувствия... У меня похожая история. Только еще прибавляется постоянное любопытство  света. Одиночеству Тургенева там завидую даже.
  - Неужели любовь может быть такой почти болезненной, когда понимаешь двусмысленность своего положения, а изменить что-то не в силах?
  - Со мной вот именно так. Да еще ревность, почти безумная. К чужой жене...
Представляю, как я бываю смешон... Когда она с законным мужем и я оказываемся в одном обществе, при одном ее появлении все взоры устремляются на нее. Все замолкают в восхищении. Потом глазами отыскивают меня, на лицах появляются усмешки, начинают перешептываться. Я так ненавижу себя в эти минуты, кажусь себе таким ничтожным, смешным, я презираю себя, хочу всем крикнуть, что это моя женщина, что мы любим друг друга, и ночью мы будем вместе и не будет на земле людей, нас счастливее! Но только от ревности бледнею, сжимаю зубы и смотрю, куда бы отойти, чтобы меня было не видно...Хочу, чтобы меня просто не было в такой момент. Хочу провалиться сквозь землю... Характер, никогда не бывший легким, окончательно испортился, я вижу, как трудно со мной общаться...
Я становлюсь злым, высмеиваю близких, дружбой с которыми очень дорожу. Я и ей желаю своих страданий...
                Что ж, если сбудется желанье?..
                О, нет! живет в душе моей
                Неотразимое сознанье,
                Что без меня нет счастья ей!
  - Да, сударь...
  - Однако, поздно уже, пора ложиться. Если завтра и сможем уехать, то только рано утром...

 
   - Какое утро! Даже не верится, что вчера только на наши края обрушилось небо с дождем и снегом
   - Да, вчера казалось, что настоящий Покров на дворе и вот-вот он укутает землю белым одеялом.
   - Надеюсь, сейчас  нам заложат лошадей, не будут ждать, когда пригреет и снова развезет.
   - Позвольте задать Вам один вопрос, сударь. Не отвечайте, если он покажется Вам бестактным.
   - Слушаю вас, мой друг, спрашивайте.
   - Не имею ли я честь познакомиться с поэтом Некрасовым?
   - Да, друг, это я. Не хотел быть узнанным, но раз так случилось...
   - Мне с самого начала лицо ваше показалось знакомым.И стихи, что вы цитировали, мне хорошо известны. Я очень давний ваш поклонник. И история ваша уж очень похожа на необычный роман втроем, о котором судачат. Лицо Авдотьи Яковлевны и мне кажется неземным по своей красоте.
   - Если бы наш роман был только необычным, он еще и мучительный...
   - Я видел, как хочется вам высказаться, потому и не сделал  своего предположения.
   - Премного благодарен вам за вашу деликатность. Действительно хотелось кому-то исповедаться что ли. Мерзко было на душе.
   - Что я могу пожелать вам на прощанье?
   - Спасибо уже, что имели терпение выслушать меня. Пожелайте моему сердцу выдержать все
   - Да... "Такое пережить и чтобы сердце на клочки не разорвалось?.."
   - Согласен с поэтом... Мое сердце, кажется, уже растерзано. Рад был с вами познакомиться. Спасибо за участие.
   - Прощайте, сударь. Едва ли еще свидимся...