1963г. Школа физики

Юрий Фейдеров
Юрий Павлович Грехов – физик, учитель «от бога». Небольшого роста, светловолосый, подвижный, можно сказать, «заводной». Его любили все. Ему доверяли всё. Ему поверяли свои тайны, он знал, кто в кого влюблён. С ним обсуждали вопросы, о которых не говорили с родителями. И он любил каждого, разговаривал доверительно. 

Мне он рассказывал, что никогда не собирался становиться учителем. Он учился на физмате, когда им объявили, что весь их выпуск пойдёт учителями в школу. Он хотел переводиться, но на третьем курсе была практика в школе, и ему понравилось.
- А теперь, я не мыслю себя без школы, - сказал он однажды, доверительно беседуя со мной в кабинете физики после уроков.
 
Каждый год за сто дней до окончания занятий в школе, объявлялась «стодневка», сбор учеников прошлых лет. Так вот все, кто приходил или приезжал из других городов страны, первым делом, шли в физ. кабинет к Юрию Павловичу, который находился в конце здания школы на втором этаже. И только после этого возвращались в фойе, где был кабинет директора, которого тоже все любили, и уж потом шли в учительскую и к завучу.
 
Юрий Павлович справедливо ставил мне тройки и редкие четвёрки. Я любил физику, но мой «скудный багаж» подводил меня. И всё же он выделял меня за мои способности. Однажды, я решил задачу по физике тремя действиями, которая стандартно решалась пятью, и только Сашка Приходько решил её четырьмя, за что мы с ним получили по пятёрке.

 И ещё я поразил его своим самодельным радиоприёмником размером со спичечный коробок.
  Видимо всё это и подвигало его посылать меня на физические олимпиады. А однажды отправил меня на физический факультет Крымского университета, где набирали молодые таланты в группы, где нам преподавали основы физики, готовя к учёбе в ВУЗе по разным направлениям.

Я попал в группу ядерной физики.  Туда тоже не всех подряд брали. Я сдал экзамен и прошёл. Экзамен был необычный. Надо было за час ответить на двенадцать вопросов. По пять минут на вопрос. Где треть вопросов были на сообразительность, треть на знание школьной физики и треть состояла из задач, которые надо было решить уравнениями. На задачи катастрофически не хватило времени, но вопросов на восемь я ответил правильно.
 
Учёба была необыкновенно интересной. Я не пропускал ни одного занятия. Каждое занятие было, как захватывающий спектакль, и как открытие нового, неведомого мира частиц, атомов, ионов. Никогда я не испытывал такого интереса к учёбе, к знаниям.  Жаль, что с моим отъездом из Симферополя, возможность поступить в Крымский университет через такую группу исчезла