Заметки выжившей

Екатерина Щетинина
«Стань тем, кто ты есть»
(Франциск Ассизский)
   
…Она металась по комнате - посаженной в клетку тигрицей - зверем, знающим вкус свободы, неограниченного пространства, воздуха, наполненного тысячей запахов, ощущений и волнующих неожиданностей. Знающим (откуда?!) слишком хорошо, чтобы забыть это ни с чем не сравнимое пьянящее чувство и ограничиться лишь домашними делами - традиционными занятиями жены, матери, хозяйки - протирания зеркал и стекол, колдования над очередным популярным рецептом, поисков нового платья нужного размера и цвета и так далее и тому подобное.
 Нет, она всё это могла делать (она вообще могла ВСЁ!) и делала - может быть не столь совершенно, как другие, без упоения и самозабвения. Но делала. И даже иногда ощущала удовлетворение - например, от приготовленного ею полноценного обеда из трех блюд (первое, второе и компот). Она даже прикидывала на глазок степень сбалансированности этого обязательного компонента семейного благополучия. И у нее имелись свои неписаные правила :”Если в супе наличествует макаронное изделие, то во втором блюде его быть не должно”. Однако ей всегда хотелось справиться с этой почетной, но неблагодарной обязанностью как можно быстрей. В самом процессе она не находила большого смысла. Словно какая-то сила мешала ей погрузиться целиком в это необходимое, но явно недостаточное для жизни занятие; эта сила звала куда-то - к чему-то гораздо более важному, что необходимо успеть понять, сделать, оставить или передать. Успеть сделать что-то, для чего она вообще  явлена на этот свет - именно это неповторимое сочетание генов, клеток, веществ и прочего человечьего строительного материала. Хотелось пробить, проткнуть, раздвинуть какую-то невидимую, но прочную стену, за которой прячется нечто - на сколько Неизреченное, настолько же и жизненно необходимое…

 Наверное, ей мешал философ, который жил (снимал квартиру?) внутри нее, причем обосновался он, по-видимому, прочно и надолго. Этот философ периодически напоминал ей о ее неповторимости (значит - не повторюсь, значит, шанса больше не будет никогда!), заставлял обобщать и систематизировать всё вокруг, искать связи, чтобы успеть понять главное. Какая уж тут лазанья или холодец, когда речь идет о макрокосме!  Хотя, надо сказать, что связь она видела и между этими несопоставимыми вещами, как впрочем видела ее  абсолютно во всем. Вернее, не видела, а знала=чувствовала.

А может быть, у нее, как сказала однажды подруга, была отягченная карма. То бишь, больная совесть. Как у Высоцкого. Или Сахарова. Карма как сочетание определённых энергий – сколь противоречивых, столь и могучих. Такая карма обязывает к чему-то большему, чем просто хорошо выполнять типичные социальные обязанности – дочери, матери, жены, работника  какой-либо «отрасли народного хозяйства». Карма такого рода не дает спокойно жить – просто есть и спать, сеять и копать – этого слишком мало. Это как лежащая на тебе вина, долг, повелевающий твоей жизнью. Она жжет  внутренности и возбуждает мозг, нервы, всё существо, заставляет искать нужную дверь и биться о камень стен, она требует выхода.

В чем этот выход? Какова его форма? Это, наверное, вопрос вопросов (особенно для психологов и психотерапевтов, «душеведов»), ибо эта форма может быть очень разной – от гиперположительного до гиперотрицательного, от белого до черного, от благого созидания до тотального разрушения... Вот отчего эти безумства одаренных людей, их странности и сумасбродства, мало понятные обывательскому способу мышления и осуждаемые ими. Наверное, эта, кармически данная тебе, титаническая энергия часто проявляется в гиперсексуальности... нет, не так - в жажде вселенской любви – любви на пике всех чувств, на предельном накале напряжения, которая есть прорыв в иное измерение, иную реальность, в тотальное совершенство, которое может дать понимание бездонных глубин мироздания вообще и маленького человеческого мирка - в частности.

Такая любовь – это уже  и не любовь в традиционном смысле, или желание обладания одним человеком, а точнее – его телесной оболочкой. Это, как мы знаем, низшая ступень Любви. Более высокая ступень - еще и поделиться собой с ним, любимым, отдать ему всё лучшее, что есть в тебе, и значит, соединиться с ним (частичный сплав). И высшая ступень Любви -  стремление к обладанию универсумом, форма любовной власти: над всеми людьми, всеми знаниями, всеми потенциальными возможностями, точнее – соединением всего этого в одно. Жалением... Обниманием...  Эта ступень – под силу лишь немногим, слишком немногим, чтобы быть изученной, понятной, поддающейся людскому обсуждению. Эта ступень – на грани безумия, ведь умный – в обычном смысле слова – это умеющий ограничивать себя и свои желания, ставить им рамки. И вот здесь лежит принципиальная разница между понятиями умный и гениальный. Гений не ограничен рамками, они для него не существуют – ни в чем. И это бывает страшно, так как ведет к разрушению – или окружающей гения среды, или его самого. А чаще одновременно. (Впрочем, иногда и разрушение полезно, если что-то уже отжило) Весь мир существует в тебе, ты его чувствуешь, его тяжесть, величие и беспредельность,  несешь это в себе, как будущая мать свой плод, но при этом и ты полностью открыт миру, ты не защищен, у тебя нет оболочки, а значит, целостности тебя как организма. Ты не можешь, да и не хочешь защищаться. Зачем? Ведь он весь твой – этот макрокосм, твой – потому, что ты стремишься его понять как целое, охватить, объять своим разумом и душой. Рано или поздно плод должен родиться, пусть и ценой твоей физической смерти… Выходит, карма – это своего рода беременность. И наоборот.

Простой (хотя простой лишь на первый взгляд) пример: проституция - сколь древнейшее, столь и живучее явление человеческой цивилизации, даже почитаемое в отдельные времена. Не потому ли, что она может (не всегда, безусловно) порождаться тем же стремлением всеобщей любви, безмерного познания, пусть однобоко понимаемого, через физическую любовь, но ведь ЛЮБОВЬ.  Если отвлечься от ее материальных корней, вторичных, как всё материальное, не содержит ли она в своей глубинной основе стремления отдать себя ВСЕМ, принадлежать всему миру, делать его своим, помещая его в себя и значит – больше понимать его.  И тем самым – неосознанно – служить его единству. Не к этому ли стремится испокон века человек, даже примитивный, мало развитый, но думающий? Хоть раз в жизни, но он задается сакраментальным вопросом о смысле жизни, о своем месте в мире, пытается хоть немного проникнуть в тайны его создания и существования.
Наверное, способ познания мира через проституцию – самый простой, «детская болезнь» человечества на пути его восхождения к Истине, это примитивный, но естественный по своей сути способ постижения тайны человеческой сущности. (По аналогии – первоначальная ступень познания Земли – через «ковыряние» в ней, примитивную добычу ископаемых, чем мы и сейчас с упорством идиотов продолжаем заниматься). Во всяком случае, специалисты утверждают, что «женщины для всех» реже страдают от неврозов и душевных расстройств, чем так называемые приличные женщины (особенно, жены новых русских, где каждая вторая – клиентка психушки  или патологоанатома), загоняющие себя в искусственно созданные обществом рамки и потому не реализующие себя, испытывающие муки непонятости, одиночества, собственной ненужности. Они пытаются объяснить происхождение этих мук – и себе,  и другим - разными причинами, чаще всего поверхностными и являющимися лишь следствием отсутствия той самой высшей, универсальной Любви. Следствие – бесплодие в высшем смысле слова. Утешение (слабое для тех, кто отрицает реинкарнацию) – порождение кармы, возвращающей их к новой жизни и заставляющей всё же «плодиться» -
не сейчас, так потом, ибо от закона кармы уйти невозможно. Возможно, что люди, пережившие высочайшую ступень Любви, давшей свой (наивысший в условиях грубого плана земли) плод, уже не возвращаются на Землю. Переходят на другой план, где будут свои плоды. И так до бесконечности, до богочеловеческого состояния, до возвращения к Нему.
                На своих полях – свои плоды,
                и бесплодье разное, и муки
                от него – с творцом своим в разлуке
                оставляем жалкие следы
               
...Позже, много позже,  она пришла к выводу, что в своей реальной жизни люди могут испытывать и испытывают в основном любовь более низкой ступени - вся великая мировая литература тому подтверждение, и эта любовь приносит только страдания, поскольку зиждется (замешана) на любви к себе и потому ограничена – и во времени и в пространстве. Пространство тонкого мира недоступно такой любви (вот почему так часто при анализе драматических любовных употребляется расхожее выражение о несовместимости любви и грубой реальности), между тем, дело не в характере реальности, а в характере любви. (Виноваты ли в этом люди – интересный вопрос. По гамбургскому счёту – да, если брать тысячелетние масштабы. В рамках отдельной жизни, может быть, и нет. Поскольку в «темные века» любовь в её высшем смысле была заведомо обречена. Но виновен-то в наступлении Кали-Юги сам человек – пресловутый Адам Кадмон (адамическое человечество)...
Но не менее ограничена и жертвенная, самозабвенная, фанатичная  любовь, ибо она направлена только на ОДНОГО человека и к тому же в ущерб собственной личности, что также разрушительно для нее, как и эгоизм. Это любовь-болезнь, и подобно тому, как физическая болезнь приводит к ущербности тела, так любовь-болезнь приводит к ущербности души. Калеча душу, делая ее асимметричной, разъятой, слепой и глухой, такая любовь препятствует полноте восприятия жизни, сужает возможности личностного развития, не дает прорыва в новое качество мышления, знания, не дает движения к истинной человеческой сущности. И потому она терзает, мучает, не удовлетворяет душу, порой приводя к трагическому исходу.
              Понять это почти невозможно. Кажется, что виной тому объект любви, не отвечающий идеалу, разбивающий иллюзии, приносящий жестокие разочарования, единство с любимым всегда оказывается неполным, не таким, как рисуется в идеале, кратковременным, гармония не достигается. Мы говорим: не тот человек, это была ошибка. Но на самом деле  это только видимость. В основе – всё та же слепота, непросвещенность и непросветленность разума и души. Высшая же Любовь не может быть несчастной, приносить страдания (ах, он не мой, ах, он меня не любит, ах, я хуже других и т.п.). Наоборот, она восстанавливает вечно желанную подсознанием целостность человека со всем миром, а значит, открывает путь к бесконечности, свободе мысли и души, так как в ее основе – любовь не к себе и даже не к одному человеку, а ко всем сразу, ко всему высокому и светлому, что есть в человеке. И главное - желание увидеть и увеличить это светлое. Только такая Любовь помогает постигать непостижимое, а значит, испытывать высшее, непреходящее счастье. При этом не столь важно число объектов этой любви, и, видимо, по большому счету нельзя считать смертным грехом полигамию, когда в ней отсутствует чувство собственничества и она не сопровождается насилием над другой личностью. Гораздо больший грех – в незнании, точнее,  в нежелании познавать смысл бытия и назначение в нем человека. К такой любви люди стремятся, называя ее обычно «настоящей», подразумевая, что она будет вечной, неизменно сильной, приносящей радость, а не муки. Они и правы и неправы. Правы потому, что она действительно может быть такой, а не правы потому, что  это совсем не та любовь, которую обычно испытывают люди и именуют данным словом.  Сводя любовь к ее низшей ступени, люди между тем требуют от нее того, чего она не может дать в принципе – вечности, бесконечности и гармонии - того, что может дать только высшая Любовь.

О любви  не пишутся стихи -
Стала эта тема мне не близкой,
В прошлом мои страстные грехи,
Что порой входили в группу риска

И в душе, как семя тех грехов,
Прорастала лирика травою
Буйною, зеленою, живою -
Сердце вырывалось из оков.

Думы были только о тебе,
И душа от боли разрывалась
Гибло существо мое в борьбе –
Там, где нет тебя, там жизнь кончалась.

Но иные времена пришли,
И любовь рассеялась по свету.
Хоть ругай меня, а хоть хвали –
Я влюблен теперь во всю планету.

Постигаю мудрость древних слов,
То, что раньше недоступно было:
Истинной является любовь
Та, что движет солнце и светила.

Одной из форм такой любви, во всяком случае,  приближающейся к ней, выступает любовь к Богу. Ох и неслучайно существует заповедь – не возлюби человека больше, чем Бога. Что есть религия, если не высшая Любовь, любовь-познание, любовь-мироощущение, "пропускающая" тебя к сущему? Или, по крайней мере, пытающаяся объяснить эту суть. Любовь как властно-подсознательное желание слияния твоего Я со всеми остальными…»         
……………………………………………………………………………
Это размышления той женщины, которая все-таки выжила после катастрофы, катарсиса, шоковой терапии низшей формы любви, со всеми ее терзаниями и пропусканием через мясорубку – дикой ревности, смертной тоски, невозможности (хоть головой о стену) быть всегда рядом с любимым, соединиться с ним, леденящей боязни, что разлюбил, что увидел некрасивой, стареющей, нежеланной. Видимо, новая особь оказалась всё же значительно сильнее, жизнеспособнее своего двойника – самой себя прежней...
"Аще не умрёте, не родитесь".