Лев Максимов

Лев Максимов
Лев Максимов




ТО, О ЧЁМ ДУМАЮТ ВСЕ
(КРАТКИЕ МЫСЛИ И ДОГАДКИ)




ВСТУПЛЕНИЕ

Жизнь человеческая — удивительная вещь. Она включает в себя саму жизнь и размышления о ней. Многие полагают, что их жизнь состоит главным образом из отношений с кем-то или чем-то, событий окружаю­щего мира и зависит исключительно от внешних обстоятельств. В какой­-то степени это верно, но мой жизненный опыт говорит  о другом. Он (опыт) убедительно и настойчиво показывает, что главное в жизни не столкновение с реальными фактами и обстоятельствами, а её (жизни) переживание личностью.

Как индивид воспринимает внешние события и влияет на них, как к ним относится, как он их оценивает, сколько времени уделяет им в своих размышлениях, в какой цвет раскрашивает, то есть какое значение им придаёт — всё это и есть жизнь как таковая каждого человека. Жизнь человека — это то, что он воспринимает, знает о себе и реальности и как оценивает это воспринятое и узнанное, как воплощает себя в этом мире.
10
А знание, как известно, это личная собственность каждого челове­ка. Вот мы и несём по жизни наше знание и отношение к нему, которые вместе и образуют сущность «Я» каждого из нас. Внешний же мир и со­бытия в нём — это всего лишь источники знания, некие толчки, побудите­ли нашего «Я», и вряд ли разумно полагать, что только этот внешний мир формирует наше «Я».

До определённого момента влияние окружающей среды на лич­ность, скорее всего, является решающим или хотя бы равнозначным с влиянием наследственности. Но у каждого человека наступает момент в развитии, с которого начинается уже саморазвитие. Я полагаю, что таким моментом, такой точкой отсчёта бывает возникновение «самосознания», то есть отделение себя в сознании от других людей, даже противопостав­ление собственного «Я» остальному миру.

“Я»  - это не только  продукт чего-то, а открытая, не прямолиней­ная, само формирующаяся необратимая система. С момента возникно­вения такой системы (что случается исключительно индивидуально) жиз­ненная траектория любого человека, то есть кем он станет, чего добьёт­ся в будущем, начинает зависеть главным образом от него самого.

Беда наша в том, что слишком долгое время мы оглядываемся по сторонам, придаём очень большое значение внешним обстоятельствам и мнениям окружающих, тогда как лучше было бы в возможно раннем воз­расте заглядывать повнимательнее в самих себя, в свою душу и пытать­ся оченить непредвзято именно её.

Идея важности самопознания стара как мир, но каждому человеку нужно дойти до неё, дожить, то есть осознать важность самопознания для него лично. Чтобы это произошло, необходим некий внешний толчок.    Им может быть какое-либо сильное потрясение, из которого человек вы­ходит уже другим (обновлённым).

Чаще всего нас потрясают крупные личные несчастья, связанные с крушением надежд, или большие удачи. Но к самосознанию могут под­толкнуть и другие явления действительности, в частности глубокие мыс­ли философов, писателей, потрясающие работы художников, выдающие­ся достижения учёных, строителей, инженеров, конструкто­ров, побуждающие нас к размышлениям.

Данная книга представляет собой попытку вызвать Вас, читатель, на раздумья о самом себе и окружающем Вас мире. К каким выводам Вы придёте — это исключительно результат Ваших размышлений.


1. ЧТО ТАКОЕ «Я»?
                Каждое «Я» - враг и желало бы               
                быть тираном всех других.
                Б.Паскаль

«Я» - это непосредственное наше ощущение. У взрослого челове­ка с «Я» всё начинается, продолжается и им же заканчивается. «Я» - это бесспорная истина для личности, это единственное явление, в существо­вании которого индивид нисколько не сомневается. Наше «Я» хочет, тре­бует, беспокоит, побуждает завидует, трусит и гордится. Мы озабочены его значимостью для других людей, его действительной сущностью и способностями.

Именно «Я» должно найти себя, развиваться, совершенствовать­ся, расти в собственных глазах и глазах окружающих, быть самодоста­точным, прочным и надёжным, уверенным в собственном будущем. «Я» - это всё, что человек отстаивает, о чём заявляет, ради чего живёт, борет­ся, творит и страдает.

И в то же время, несмотря на то, что «Я», бесспорно, присутствует в каждом индивиде, человек всю жизнь ищет собственное «Я», пытается уяснить, что же оно такое, на что способно, какими необходимыми каче­ствами и потенциями обладает. Чувствуя собственное «Я», человек за всю свою жизнь так и не может ответить на вопрос: что оно такое? Жизни всего человечества не хватает для того, чтобы познать «Я» любого отдельного человека и тем более сущность человека вообще.

Но «Я» - это не химера. Оно существует, взаимодействует с Миром и этим взаимодействием меняет окружающий Мир, в то же время отгораживая его от человека, не позволяя рассмотреть и понять действи­тельность саму по себе, то есть без нашего «Я».

Больше того, оно угрожает действительности разрушением, а че­ловеку и человечеству — гибелью. Не разобравшись в себе, не сумев разглядеть себя самого, человек, обладающий властью, постоянно пыта­ется изменить других людей, их образ жизни и окружающую среду. Полу­чается, что по сути дела слепой ведёт человечество вперёд. Куда? За­чем? Он сам не знает и не видит, а только предполагает и просит всех ему верить.

Так что же такое «Я»? Лично я не нахожу ответа, а лишь подме­чаю некоторые, с моей точки зрения, важные его черты. Может быть эти черты характерны и для Вас, читатель? Может быть мы вместе хотя бы немного продвинемся в понимании каждым из нас собственного «Я»?


- - -
Ощущаем ли мы собственное я? В действительности возможно чувствовать своё тело, но «Я» можно только осознавать! Не путайте «Я» и тело, не так-то часто они гармонично сочетаются, хотя и нерезрывны. В прекрасном теле может находиться «гнилое» «Я». Прекрасное же «Я» совместимо с любым телом. Совершенствуя своё «Я», мы делаем себя красивыми в целом.

- - -
Покопайтесь в своей душе, взгляните пристально на себя как бы со стороны, уясните, чего вы больше всего хотите, и вы увидите, в ка­кой степени вы лжец и лицемер.

- - -
Человека можно научить разным наукам, способам совершен­ствования тела, быстроте и силе, но его невозможно сделать душевным, ласковым, усердным, сознательным и сострадающим, если он сам это­го не захочет.

- - -
Очень хорошая память — верный проводник в плен чужих идей.

- - -
Просветители хv111 века утверждали, что природа наделила чело­века двумя стремлениями: к самосохранению и к удовольствиям (сча­стью). Человек сегодняшнего дня плутает среди навязываемого ему об­ществом многообразия удовольствий. Большинство оглядывается вокруг в поиске наивысших удовольствий, и мало кто прислушивается к себе. Если же мы обратим свой взор во внутрь себя, то со всей отчётливостью увидим, что в мире нет ничего лучшего, чем общение с нравящем­ся тебе человеком и с природой. И. Как отметил Будда, нет большего страдания, чем не быть с теми, кого мы любим.

- - -
Человек наделён массой потребностей. Первоначально он ищет внешние средства (деньги, людт, природа) удовлетворения потребно­стей, потом — внутренние (знания, умения, воля). А когда появляются внешние и внутренние средства, зачастую оказывается, что потребно­стей -то очень мало, что главные из них — это потребности в средствах. Так что же мы ищем? Наверное, самое правильное искать себя как меру и средство удовлетворения потребностей и как главную потреб­ность.

- - -
Нам нравится слышать от других людей лишь то, что мы желаем услышать, а в книгах находить то, что нам знакомо и близко. Потому-то мы имеем мало друзей и недовольны литературными произведениями, написанными не про нас и не для нас. Как заметил Гёте, говоря о театра­ле: «Что в сердце у него, то в пьесе видит он».

- - -
Можно сказать, что мы все шизофреники, ибо разделили в созна­нии своём мир на реальный и на воображаемый. Только мы ещё видим некоторую разницу между этими двумя мирами, а полные шизофреники — нет, и подобное видение делает нас дееспособными.

- - -
Глух и слеп не тот, у кого поражены уши и глаза, а тот кто, их об­ращает только на себя. Моё Я и есть то дерево, за которым не видно леса.

- - -
Смотреть — это ещё не означает видеть. Открыть глаза — не зна­чит пробудиться. Глазам и ушам доступны свет и шум, лишь знание в них нечто различает.

- - -
Быть лучшим хочется, но тяжело.

- - -
Когда человек рассказывает о причинах собственных достижений — это полуложь, рассказы же его о причинах поражений — почти всегда полная ложь.

- - -
Человека преимущественно волнует не то, что с ним случается в реальной жизни. Беспокоят его, а то и сводят с ума, лишь размышле­ния по поводу произошедшего.

- - -
Не так важно событие, сколько впечатление или след от него в сознании человека. Ведь Я — это лишь то, что хранит моя память.

- - -
Человек из любой ситуации хочет выйти победителем, но это не всегда получается, и потому он расстраивается. Разумеется, все мы тще­славны и думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Но ведь точ­ный расчёт собственных сил и основанное на нём поведение и есть на­стоящая победа, ибо главный наш враг не вне нас, а мы сами.

- - -
Успех в борьбе с самим собой невозможно скрыть от всех, тогда как о вашей победе над отдельным человеком или обстоятельством по­мнят только несколько свидетелей (да и то недолго).

- - -
Вы хотели бы оставить о себе память следующим поколениям? Оглянитесь на свою жизнь и найдите в ней хоть что-нибудь, что отличало бы ваши дела и мысли от дел и мыслей массы других людей. Если вы за­трудняетесь найти что-либо неповторимое, признайтесь себе, что вы прожили бесполезную незаметную жизнь, что вас можно было бы заменить другим человеком. Это и передайте своим детям.

- - -
Люди отличаются не потенциями, а степенью их реализации.

- - -
Кто убеждён, что не ошибается в других, ошибается и в себе.

- - -
В каждого из нас заложены огромные силы, но слишком слаб си­лач, чтобы их раскопать.

- - -
Взрослый человек мало и медленно меняется потому, что он — это вся совокупность его прошлого, которое уже невозможно исправить.

- - -
Только в совместной работе с другими узнаёшь, каков ты: лучший, худший, никакой.

- - -
Я вышел из себя (разозлился), следовательно, в этот момент я другой? Значит, только в себе я настоящий? Но кто видит и оценит меня, когда я в себе?

- - -
Жизнь нашего ума — это бесконечный внутренний спор с кем-то (любимым, авторитетным, враждебным человеком) о себе самом и своих поступках.

- - -
Нужна большая храбрость, чтобы взглянуть не предвзято на себя со стороны.

- - -
Вы ищите место, чтобы укрыться от всех. Самый тёмный угол на­ходится в глубине вашей души.

- - -
Почти каждый человек знает, что он способен на большее, но ред­кий индивид откликается практически на это собственное знание. Мы хо­тим стать лучше, но пугаемся дороги к совершенству.

- - -
Стать взрослым в полном смысле этого слова — значит суметь выпрыгнуть из окружающей толпы.
10
- - -
Если я люблю только себя, кому я нужен?
- - -
Жадность только обедняет.

- - -
Жадность лишает человека возможности ощутить блаженство удовлетворённости.

- - -
Впадать в крайности — значит терять всю панораму бытия.

- - -
Вдохновение невозможно объяснить. Известно лишь, что это самочувствие человека вне времени, причин и обстоятельств.

- - -
Спросите себя: что для вас самое дорогое в жизни и на что вы способны, чтобы это отстоять? Ответ покажет вам, кто вы такой (такая).

- - -
Трудней всего найти себя среди цитат, чужих идей и требований моды.

- - -
На людях человек не такой, каков он есть на самом деле. И в то же время индивид может узнать свою сущность только в общении с другими. Таков не единственный парадокс бытия.

- - -
О свободе не нужно много говорить, её можно лишь ощущать, как огромный набор реальных возможностей.

- - -
Вы не хотите, чтобы вас опекали и за вами следили? Это вас унижает? Тогда следите за собой сами!

- - -
У вас имеется кумир. Если вы нормальный человек, пытайтесь превзойти его.

- - -
Мы полагаем, что сегодня большинство кумиров ушли в мир иной, живут же лишь калифы на час.

- - -
Произносите вы правду или ложь, знайте, что вам всё равно не поверят.

- - -
Быть самим собой и трудно, и необходимо. Потому первая задача личности — найти саму себя. Вторая задача — отстоять себя в борьбе с внешней необходимостью.

- - -
Всегда находится такой человек, который первым плюнет на чистый пол или в душу замечательной личности.

- - -
Нам слишком часто кажется, что неприятности настигшие других людей никогда не случаться с нами.

- - -
Даже для тех, кто ждёт проблем, они приходят неожиданно.

- - -
Аргументы разума бессильны перед доводами поступка.

- - -
Нытьё и жалобы — заразная болезнь. Сторонитесь нытиков и неудачников.

- - -
Если вокруг все кричат: Я. Я, Я, то с кем же я буду МЫ?

- - -
Я — мой плацдарм. Я — точка, из которой озираюсь вокруг, даже когда люди полагают, что у меня нет собственной точки зрения.

- - -
Каждый человек может утверждать: «Я не микронная частица вращающегося Космоса, а центр, вокруг которого вращается мир и это исключительно мой мир». Такое утверждение справедливо.

Продолжение следует.