19. Осиповы

Тамара Белова
Саватеева Глафира Нефёдьевна
 (Фомина Осипова)Моя бабушка- мать моей мамы.

Бабушка родилась в 1882 г. в Забайкалье седо Бура, что стоит на реке Аргунь. Умерла 12 апреля 1946 г. Покоится в Забайкалье Читинская область станция Оловянная село Ононское.
Бабушку Глафиру Нефедьеву я помню, хотя была небольшая. Она была высокая, стройная. Волос тёмный, прямой. Лицо широкоскулое. Все говорили, что я «копия бабушка». Да, волос у меня светлее немного, чем у бабушки, и темнее немного, чем у мамы. На голове у меня можно обнаружит все три цвета волос.
Бабушка вышла замуж за Леонтия Андреевича Фомина.
Какой была у них жизнь, я уже рассказала в главе о Леонтии Андреевиче .Умер он в 32 года.
Через год Глафира вышла замуж за Осипова Николая Андреевича.

Осипов Николай Андреевич.

Николай Андреевич был моложе Глафиры на 10 лет
Родился в 1892 умер 20 июля .1952г.Покоится в селе Ононском, что находится не далеко от станции Оловянная, где жили Осиповы.
От второго брака родилось ещё четверо детей. Александр, Татьяна, Иван, Алексей.
Дедушка был высокий, худощавый. Волос у деда, наверно, был чёрный, потому что все его дети были черноволосыми и кудрявыми. Дедушка был из местных. В нём что – то было не русское. Впрочем, я уже говорила, что чисто русского человека в этих краях не найти. Сколько помню, он был седой. Николай Андреевич прошёл Гражданскую войну. Воевал вместе со своими братьями Максимом и Иваном.
Осиповы перед войной уехали под Москву в город Ногинск. Бабушка работала на Апрелевском заводе граммофонных пластинок. Началась война, и они вернулись в Забайкалье. Жили на ст. Оловянной, на окраине, на левом берегу реки Онона. Бабушка работала в совхозе птичницей. Двор был большой и полон всякой птицы: куры, гуси, утки. В разлив р. Онона птицу уносило водой. Бабушку за это совхоз штрафовал. Домик, в котором жили Осиповы, был маленький в две комнатки и сенцы. Двор был большой. Так как они жили на самом берегу, на склоне к реке, то в этом склоне была вырыта землянка. Там велись все хозяйственные работы. В землянке была большая русская печь. Я не редко спала с бабушкой на этой печи. О! Какое это было блаженство. Всю свою жизнь мечтала пожить в собственном доме. И чтобы была вот такая же печь. Но не судьба!
Бабушка угощала гусиными, утиными, куриными яйцами. Я же предпочитала куриные яйца.
Бабушка вынуждена была носить калоши, так как у неё на ногах росли на большом пальце кости: подагра. На здоровье она не жаловалась, крепкая была. Умерла не от болезни: её забодал племенной бык в стаде, когда она утром. провожала корову на пастбище. Бык был огромный и свирепый. Как бабушка не убереглась? Пастуха ещё не было. Бык повалил её на землю и стал катать по земле.
Иван и Татьяна

Стадо коров двинулось на него, а бабушка подумала, что коровы тоже будут её топтать. Но стадо глухо мычало. Бык оставил её. Пастух пришёл и нашёл бабушку всю в пыли, грязи полуживой. У неё было сломано несколько рёбер и все внутренние органы повреждены. Мама с маленьким Анатолием была при ней до самой смерти. Анатолию бабушка предсказала долгую жизнь: «У него крутые пяточки». Мы жили на руднике Оловянный. Бабушка на ДОКе (что это такое я не знаю).
 Мама, снаряжала какой - нибудь подарочек для бабушки, и отправляла меня к ней. Расстояние для пятилетнего ребёнка было не малое –километра 2 – 3. Но я бежала с радостью: ночевать буду с бабушкой на печи! Мне было лет 6, когда наша семья переехала на рудник Спокойный, с тех пор я бабушку больше не видела. Вот такой мне запомнилась бабушка Глафира Нефёдьевна.
Надо рассказать про Николая Андреевича

фото: Папа с братом Николая Иваном Андреевичем.(Иван и Николай были очень похожи).

У дедушки был ещё брат Максим. Максиму в 1919 году было 14 лет. Максим и мамин брат Евгений украли у японцев патроны. Японцы схватили Николая Андреевича и Максима, их пытали, приговорили к наказанию - ударами шомполами: Николаю Андреевичу - 75 ударов, а Максиму - 25. После того, как они оправились, ушли в Красную Армию. С ними ушёл другой брат Иван. Воевали под Волочаевском. Попали в плен к японцам. Пленных посадили в сарай. Ночью Максим и Николай проделали дыру в потолке и бежали. Наутро японцы просто взорвали тех, кто не смог уйти. Максим был ранен в ногу. Ногу ампутировали. Он всю жизнь проходил на деревянной ноге.
Николай Андреевич был грамотный. В совхозе работал агрономом. Я с подругой приезжала на ст. Оловянная в1950году в гости к деду. Он нас угощал такими помидорами, каких ни когда и нигде впоследствии не видела. Это были огромные, почти как арбузы, ярко – красные помидоры. Дед нарезал помидоры и посыпал сахаром, рассыпчатые, крахмалистые. Вкуснятина! С тех пор помидоры я ем только с сахаром. Дед засаливал по-особому огурчики. Не крупные, все ровные, аппетитные! Бочки он выдерживал в Ононе. А весной вёз на базар, там его ждала длинная очередь.
Николай Андреевич много читал. У него были подписные издания. Помню, как много книг стояло в шкафу. От деда осталась большая библиотека. Она перешла к младшему сыну Алексею. Алексей также много читал. Дедушка работал (не знаю, как правильно сказать), но он 3 раза в сутки измерял температуру воды в реке Онон, а также уровень воды, скорость течения и давал эти сведения для метеосводок.
Дедушка прожил 62 года. Умер в 1952 году. Покоится рядом с бабушкой в Ононске.

Осипов Алексей Николаевич

Родился 30 марта 1927 года в Забайкалье в селе Бура. Красивый жгуче чёрный брюнет с густой шапкой волнистых волос Рост выше среднего. Женился до армии. Родились две дочери – Людмила и Лариса.
Мать этих дочерей Чеснакова Нина. Я слышала, что она не дождалась Алексея из армии. Алексей работал после армии в Свердловске. Работал на заводе. Там и нашёл себе верную подругу, тоже Нину. Чухланцева Нина Ивановна (1 мая 1931 г. р.) прошла с ним рядом по жизни. Воспитала его дочь Людмилу, как собственную, ни чем не ущемляла. Людмила уже стала бабушкой, но они до сих пор дружат, хотя Алексея уж нет..У Алексея с Ниной родились дочь Марина и сын Андрей.
Алексей проработал в Свердловске только на одном предприятии СИЗ - Свердловский инструментальный завод. Завод выпускал продукцию на экспорт.
Алексей был лучшим старшим мастером. Лучшим! Одновременно был и заводским фотокорреспондентом. Опять же специалистом в своём деле. У него был спокойный характер. Они оба с Ниной – гостеприимные. Мы все находили приют по приезду на Урал, только у них. Жаль, Алексей прожил всего 55 лет. Умер он от лимфогранулематоза. У него не было даже амбулаторной карточки. Почувствовал слабость, обратился в заводскую поликлинику. Болезнь очень быстро прогрессировала. Сказали, что поздно. Нина добилась приёма в областной больнице, но и там сказали, что уже поздно. Умер Алексей 14 августа 1992 года. Покоится на кладбище в Свердловске, ныне Екатеринбург.
Сын Андрей скончался от сердечной недостаточности в 40 лет. Покоится рядом с отцом. У Андрея осталось два сына Артур и Кирилл.
 Марина вышла замуж за Вячеслава Банных, с которым они дружили с детского садика. У них родилось пять сыновей: Сергей родился 24 марта 1976 года, Андрей – 28 марта 1978 года, Дмитрий - 23 февраля 1981 года, Алексей - 17 декабря 1986 года, Роман - 13 декабря 1984 года.
Теперь Марина уже бабушка. Внучка Вероника родилась 26 февраля 2001 года.
Осипов Иван Николаевич

Родился в 1923- умер 23.мая 2008 года. Покоится на кладбище вОловянной. Родился Иван в селе Бура.
Дядю Ивана я знаю хуже, чем Алексея Николаевича. Я встречалась с ним только в раннем детстве. Какой он был в молодые годы, я не помню? Он ушёл на фронт, когда мне было всего 4 года. Вернулся с фронта раненый и контужен. Изуродованное лицо, весёлый характер - вот и всё, что помню из детства. У меня есть семейное фото. Жена Герра. У них трое детей: сыновья Яша, Саша и дочь Зоя. На фото маленький мальчик Яша. О семье ничего не знаю. Дядя Иван вместе с тётей Таней находились в Доме Ветеранов Войны .
Кто- то говорил, что жена у него пила. Умерла. Где дети не знаю 
Связи нет. Иван приезжал к нам в гости на рудник Спокойный.
Но меня тогда вопросы родства нас мало интересовали, к сожалению. Знала, что это брат мамы. И всё..
Осипова Татьяна Николаевна

 Татьяна Николаевна родилась 26 января 1919 года. Место рождения Забайкалье село Бура.
В молодые годы тётя Таня была очень красива. Шикарная коса жгучечёрного цвета. Одета она была также шикарно: меховое манто, через плечо чернобурка – лиса. Татьяна Николаевна никогда не бедствовала, по сравнению с нашей семьёй.

 (фото) Марина ,я Андрей. Сидят мама и Татьяна Николаевна.

Татьяна работала в продовольственном магазине заведующей.
До войны она была замужем за Мадорным Владимиром. Дядя Володя погиб в начале войны. От него осталось двое детей: Галочка, Владимир. Дети были все красивые.
Михаил Куприн.

Галочка похожа на мать, а сын был беленький, в отца. После войны тётя вышла замуж за Куприна Михаила. Родились две дочери Люба и Лида. Только Лида была не желанным ребёнком. «Мозги набекрень». Много пришлось матери пережить от неё, пока она росла. А к старости тётя Таня ушла в дом интернат из дома.
Дочери тёти Галочка и Люба жили в Тынде. Обе были замужем. У Галочки две дочери. У Любы два сына. Мы дружили с детства, переписывались, перезванивались. Только жаль, нет больше у меня двоюродных сестер: умерли от страшного заболевания –рак.
 . Умерли за ними и их мужья. Где их дети, я не знаю.
 Владимир живёт на станции Жерекен, что недалеко от Нерчинска. .Лида осталась в доме матери. У неё двое детей. Только с ней связи ни у кого нет.
Осипов Александр Николаевич

Год рождения 1921. Погиб в конце войны под Берлином.
Был призван в армию впервые дни после начала войны с Германией. Дядя Саша был женат. Жену звали Анна. Перед войной Осиповы жили в Подмосковье. Но до начала войны вернулись на родину. Дядя Саша работал завмагом в продовольственном магазине, а Тётя Таня продавцом. Когда Александр ушёл на фронт, Татьяна осталась вместо него. Мы жили с д. Сашей в одном двухквартирном доме на руднике Оловянный. У них был один сын Юрий. Мы с ним ровесники. Но может быть Юра на год меня старше. Припоминаю такой случай: нам лет по 5. Мы катаемся в огороде толи на санках, толи на тележке в огороде. Огород имеет уклон в сторону дома. И мы въехали прямо в окна Юриной квартиры. Тетя Аня устроила нам разнос и не велела нам больше вместе играть, так как считала, что в этом я виновата. Вскоре наша семья переехала на рудник Спокойный, и мы с Юрой уже никогда не встречались.
Позднее мама дала Юрин адрес: 660016г Красноярск улица Семафорная № 191 кв. 76. Я писала, но ответа не было. В настоящее время пытаюсь разыскать через ОУФМС. Мама говорила, что Юрий Александрович получил хорошее образование и работал председателем горисполкома в одном из районов г.Красноярска. Только с поиском двоюродного брата Юрия я запоздала. Оказывается,  он  уже  умер.
          Осипова Нина Ивановна
 Родилась 1 мая 1931 года. По отцу Чухланцева.
 Нина Ивановна в настоящее время живёт в Екатеринбурге вместе с внуком, одним из пяти. Ведёт активный образ жизни. Участница хора Ветеранов. Помогает воспитывать внучку Веронику. Мы с Ниной Ивановной дружим. Я её считаю скорее своей подругой, чем тётушкой Надеюсь, что она продолжит родословную. Ведь я не могу знать о её родителях.
Всё, что могла, вспомнила, написала. Теперь идёт линия Чухланцевых и Банных.
Приложение.

(фото)
Бабушка с Татьяной. На руках Галочка, Володя,- дети т. Тани. Мадорные (фото)
Галина Мадорная (фото)
Марина,дочьНины и Алексея
На 70-летии у Нины Ивановны
Фото из моего альбома

 Андрей, Марина, мой брат Пётр и тетя Таня.
 
 Приезд Владимира с Севера в отпуск. Марина и Пётр.
 
 Анатолий, Марина, Нина Ивановна, Борис и Андрюша.

ФОТО ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО МЫ ОЧЕНЬ ДРУЖИЛИ.Хотелось бы, чтобы эта дружба поддерживалась нашими детьми и внуками.
             
Борис и Анатолий с Татьяной и Михаилом

ЛЮБА Куприна и Людмила Осипова 
 
Брат Владимир с Галиной Мадорновой.. Январь 1959 г

Нина,мой сын Коля, Андрей, Валя и я. Нас провожают.

На курорте в Дарасуне Нина Ивановна с племянниками Борисом и Петром.

Иван, Татьяна, Юрий.

Я с Андреем 1963 год

Послесловие.(Об Осиповых)
23 сентября 2010 года мы с братом Анатолием навестили в доме ветеранов тётю Таню в Ясногорске. Сделали изрядный крюк, свернули с нашего главного маршрута, ночевали в степи на въезде в Ясногорск. В 2 часа ночи мы не могли кого – то беспокоить, чтобы узнать адрес этого дома. В 8 часов утра мы постучались в двери тётушки. Её мы узнали сразу. Она всё также хороша. Правда, что-то не русское явно проступало. Она нас, конечно, не узнала. Мы не виделись с ней 22 года. Анатолия она видела и вовсе ребёнком. Как она разволновалась! Какая радость для неё это была! Я ей показала книгу с родословной, ради этой книги я преодолела такое расстояния, чтобы убедиться, что занимаюсь нужным делом. Тётушка не
Хотела книгу отдавать, позвала подругу. Стала ей читать стихи папы. Внесла мне некоторые поправки. Книгу я пообещала ей прислать. Как ей откажишь? Она с таким трепетом листала эту книгу.Тётя так разволновалась, что у неё поднялось давление.
На фото видно, что быт в доме ветеранов налажен не плохо. Тётушке в январе 2011
года исполниться 92 года. Бойка,шустра. Дай Бог и дальше здоровья.Её навещает сын Владимир.Он живёт в Жерекенте.
А вот дядя Иван умер 23 мая 2008года.
Лариса, дочь Алексея умерла накануне нашего приезда.
Дочь дяди Евгения, Люба Фомина живёт и работает в Ясногорске.На момент нашего приезда её в городе не было: уехала в Китай за товаром.
Хочется ещё добавить несколько слов и снимков о Нине Ивановне.
Как и раньше Нина Ивановна гостепреимная и приветливая.Поэтому мои братья и я при случае всегда забегаем её попроведовать.
Вот и пополнилась моя книга новыми данными о некоторых родственниках.
Анатолий будучи проездом в Екатаринбурге навестили с Петром её в 2009. Как бы хотелось, чтобы и наши дети дружили со своими двоюродными братьями, сестрами,дядями и тётями. Иначе род распадётся,а книга достанется не каждому.

  (фото)Семья Банных :Вячеслав, .Марина с сыновьями и бабушка Нина Ивановна,  приёмная дочь Людмила .
 
Веронике продолжать родословную Банных.
Вячеслав Банных,- отец этого семейства скончался по пути с работы в декабре 2010 года

Дополнение,найденное в 2011 г
          Глафира Нефёдьевна Фомина (Осипова)

      Напомню это наша бабушка.
Мне всегда было интересно, почему богатый прадед Андрей Дмитриевич Фомин так обошёлся жестоко со своим сыном Леонтием, что не дал ему ничего при его женитьбе. Что мой дед Леонтий был вынужден жить со своей молодой женой Глафирой в землянке.
Так вот тётя Таня Осипова,напомню,она живёт в доме престарелых в Ясогорске. Ей девяносто третий год. Она рассказала, что бабушка была самая красивая девушка в округе. Леонтий тоже был хорош.У Андрея Дмитриевича была на примете богатая невеста,на которой он мечтал женить своего младшего сына Леонтия.
Однако, Леонтий ослушался отца и ушёл из дому. Так и получилось, как в песне:
«С милой рай и в шалаше».Только вот счастье их было не долгим. Нищенская жизнь в работниках у родного отца, сырая землянка, не посильный труд,унесли Леонтия в 32 года.
Мой старший брат Леонтий был назван в честь этого деда.Мама говорила: «Очень похож на моего отца».
Да,брат отличался от всех нас своим обличием.




 Продолжение: http://www.proza.ru/2012/03/06/1139