ХР Человек разумный Опыт, знания и умения

Александр Суворый
ХР 2.4.5. Эпоха человека разумного. Опыт, знания и умения.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 5. Опыт, знания и умения.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
650 000 до н.э.

Земля. Евразия. Стадия древнейшего Среднего Плейстоцена. Межледниковье. Современное положение магнитных полюсов. Допотопное положение географических полюсов. Донское оледенение. Пра-Дон. 650 000 до н.э.

Гюнц-Миндельское, Кромерское, Вильнюсское, Артонское межледниковье (730 000-500 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Гюнц/Миндель В III» (654 000-617 000 до н.э.). Продолжение Верхнеберезниковского оледенения (800 000-600 000 до н.э.). Донское оледенение (660 000-620 000 до н.э.). Снежно-ледяной покров накрыл территорию верховий Пра-Дона, Пра-Волги, Унжи и Ветлуги до широтной границы современного города Ярославля.

Западная Европа. Франция. Северная и Восточная Африка. Шелльская культура. Homo heidelbergensis или гейдельбергский человек. Питекантроп-неандерталец. Двусторонние ручные рубила. 650 000 до н.э.

Наиболее многочисленные каменные орудия шелльского типа остались в Западной Европе на территории будущей Франции и Испании.

Обилие ручных рубил на территории Восточной Африки (особенно в долине Верхнего Нила) свидетельствует о наличие в этом регионе большого количества Homo heidelbergensis или гейдельбержцев, обладателей и изготовителей этих орудий.

Обладатели таких же орудий успешно охотятся на территории современного Алжира (Северная Африка, Тернифин). Здесь остались лежать обработанные ручными рубилами кости слона-атлантикуса, гиппопотама, носорога, зебры, жирафа, верблюда, крупных павианов, антилоп, а также саблезубого тигра – махайрода.

Вместе с этими костями остались изделия из плотного песчаника, известняка и реже из кремня, в том числе трёхгранные в поперечном сечении, двусторонне обработанные рубила. Здесь же будут обнаружены останки древних первобытных людей близких питекантропам.


Земля. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытная мораль. Примеры и оценки. 650 000 до н.э.

Развитие техники производства орудий труда неизбежно влекло за собой развитие всего комплекса человеческих отношений, что в свою очередь неизбежно приводит к развитию культурной наследственности.

Естественный отбор сформировал в человеке передаваемые по наследству структуры-образы-примеры высоконравственного героического внешнего поведения, одобряемые и поощряемые всеми членами рода, стаи или стада.

В итоге такое примерное (образцовое) внешнее поведение, например, игра «в охотника и добычу» («казаки и разбойники», «в войну»), сложили определённые динамические стереотипы поведения, набор соответствующих эмоций, звуковых и иных сигналов-символов, этических начал индивидуального и коллективного поведения (примеры и оценки внешнего поведения).

Эти примеры и оценки внешнего поведения естественно могли противоречить потребностям, интересам и инстинктам отдельного индивида, но зато отвечали потребностям, интересам и инстинктам всего рода, клана, стаи или человеческого стада.

В таких условиях неизбежно возникла необходимость накапливать и передавать примеры и оценки образцового внешнего поведения, что с успехом могли делать только опытные, а значит зрелые члены человеческих сообществ. Опыт, знания и умения теперь имеют решающее значение в борьбе человеческих сообществ за существование и выживание.

В данное время человек уже обладает знаниями, умениями и навыками выживания в условиях сезонных изменений погоды и климата и в борьбе с хищниками и врагами. В первобытных человеческих сообществах успешно изготавливаются каменные и иные орудия труда, добывается и поддерживается огонь, изготавливается одежда и обувь, ведётся разнообразная бытовая и хозяйственная деятельность, охота, собирательство, ловля, сбор и хранение продуктов питания.

Всё это естественно требует знания поведения животных, знания свойств пищевых, целебных и ядовитых растений и веществ. Кроме этого естественно необходимо знание способов ориентации в окружающей среде по времени и пространству, умение «читать» следы, предчувствовать, предвидеть и предугадывать ловушки и засады, своевременно передавать друг другу сигналы, команды и иные сведения.

Особенно необходимо знание и умение лечить раны и болезни, устраивать жильё и быт, готовить пищу, вынашивать и рожать детёнышей, ухаживать за младенцами и детьми, воспитывать и учить их.

Фактически и практически питекантропы-неандертальцы и человек разумный данного времени неизбежно должен был обладать поистине энциклопедическим количество разнообразных знаний, понятий, определений, примеров и оценок.

В условиях борьбы за существование и выживание такое возможно только в результате эволюционно-генетического наследования жизненного опыта. При отсутствии письменности и развитого языка общения такой объём знаний и опыта могли хранить и передать только старые люди, хранители родовой или коллективной памяти.