Собрать Мессию

Александр Цариков
На протяжение многих веков человечество совершенствовало ремёсла и науку, возможно лишь с одной целью — повторить «божественный акт творения». Создать антропоморфное существо способное говорить, двигаться и мыслить!   Почему это происходит и чем займется робот когда превзойдет человека мы намерены выяснить в этой работе.

Начнем с трактовки слова «робот», оно чешского происхождения,  авторство принадлежит писателю Карелу Чапеку и его брат Йозефу. В настоящее время слово «робот» применяется к  «автоматическим  устройствам с антропоморфным действием, которые частично или полностью заменяют человека при выполнении работ в опасных для жизни условиях, при относительной недоступности объекта или для другого использования.

Робот может управляться оператором либо работать по заранее составленной программе. Использование роботов позволяет облегчить или вовсе заменить человеческий труд на производстве, в строительстве, при рутинной работе, при работе с тяжёлыми грузами, вредными материалами, а также в других тяжёлых или небезопасных для человека условиях.

Человекоподобный робот (после его создания) станет первым универсальным инструментом, так как сможет пользоваться широчайшим набором любых технических средств, уже сделанных человеком для себя.»

Но еще задолго до того как роботы получили свое имя они появились  практически во всех мировых культурах. Начнем с античности. Там в роли   охранника олимпийского огня выступает выкованный Гефестом гигант. Позднее робот появляется в Младшей Эде, борются с титанами, защищают королей в средневековой Европе и обыгрывают в шахматы восточных правителей.

В современном мире и мире будущего роботы обзавелись многозадачностью и уже на равных стали вступать в отношения с людьми, причем в том числе и в сексуальные. Однако одно осталось неизменным — роботы всегда были морально выше и справедливей людей. Их движения,  возможно более механистичны и лишены плавности, но это совершенно не умаляет их четкой нравственной конструкции в которой любое асоциальное поведение читается как человеческая злая воля, а не обдуманный выбор машины. Она, de facto, не способна испытывать отрицательных эмоций, скорее некоторую  озабоченность и смущение, от того как глупо и легко люди тратят свои жизни.

Пред нами оказывается крайне увлекательный парадокс, с одной стороны роботы и роботизированные существа способны производить насилие — с другой, их террор не носит личной неприязни и скорее вызван производственной необходимостью.

Разберем  крайне занимательного персонажа и одного из первых работизированных героев — металлический стражник из мифа о похищении Прометеем огня.  Изготовленный хромым Гефестом по заказу вседержителя Зевса четырех- (в некоторых версиях шести-) рукий великан, приводился в движение хитрыми пружинами и был способен разбить кулаками скалу. Но был обманут филантропичным титаном (и при этом подозрительно легко, так что есть причины подозревать его в симпатиях к человечеству)  и особого рвения в защите божественного огня не проявил, видимо посчитав, что людской род нуждается  шансе, за что был наказан - сброшен с Олимпийской горы и разбит на  части.       

Интересен и тот факт, что в некоторых версиях Гефест изготавливает и  женскую особь робота: по его  [Зевса] приказанию выковал статую прекрасной девушки. Афина покрыла ее блестящим покрывалом и вдохнула в ее грудь дыхание жизни. Афродита наделила ее божественной красотой, а Гермес дал ей дар слова. Ей дали имя Пандора, что значит «всем одаренная», и Зевс послал ее на землю. При этом он вручил ей золотой ящик, в котором были заключены все несчастья и болезни, терзавшие когда-либо людей» .


Насилие как операционная система

Одна из главных функций роботов в художественных текстах — это насилие, но насилие программируемое человеком либо его необдуманными поступками. В тех же случаях когда роботы получают второй шанс (Ср. х/ф «Терминатор-1» и «Терминатор-2. Судный день») они переходят к более гуманистическим и даже   протекционистским моделям поведения.  Но до этого их надо полностью уничтожить. Так в скандинавском эпосе Младшая Эдда рассказывается о глиняном гиганте Мисткалфе , созданный троллем Рунгнером для схватки с Тором, богом грома, которую робот проигрывает, но лишь для того чтобы стать материалом для новых творений, уже людей. Переосмыслением этого мифа и можно хронологически назвать второй частью становится история о защитнике еврейского народа Големе, который был оживлён пражским раввином (махараль ми-Праг) Йехудом Бен Бецалелем (1509(?)-1609) при помощи каббалистической магии.





Долг и честь на шестернях

В средних веках интерес к антропоморфным создания никуда не исчез при чем не только на  просвещенном Востоке, но и на относительно диком Западе. Как считают исследователи: «очевидно, первыми прообразами роботов были механические фигуры, созданные арабским ученым и изобретателем Аль-Джазари (1136—1206). Так, он создал лодку с четырьмя механическими музыкантами, которые играли на бубнах, арфе и флейте.»

Спустя несколько столетий чертёж человекоподобного робота сделан Леонардо да Винчи, произошло это около 1495 года. «Записи Леонардо, найденные в 1950-х, содержали детальные чертежи механического рыцаря, способного сидеть, раздвигать руки, двигать головой и открывать забрало. Дизайн скорее всего основан на анатомических исследованиях, записанных в Витрувианском человеке. Под аккопанимент автоматического барабана рыцарь мог издавать звуки. Латы на этом роботе должны были быть стандартными итало-германского образца.».  Не удивительно что такой интерес у правителей вызывали все эти чудесные автоматы — ведь проблема доверия стояла в палатах властителей  особенно остро: отравить или задушить тебя хотели и могли все родственники и претенденты на престол. Доверится можно было только тому кто от тебя ничего не хочет.


Гроссмейстер из алебастра и вяза
 
И тут мы замечаем удивительную особенность преломления целей и задач существования роботов в западной и восточной цивилизации. Если в Европе механизмы создавались с военизированными целями, то на Востоке — для развлечений и комфорта. Так арабские роботы не только музицировали, но и были  соперниками в шахматных баталиях. Наверное здесь  и находится  краеугольный камень парадокса робота, как бы скроенного из двух частей — боевой и обучающейся.  Которые в сумме приводят нас к новому видению человеческого вызова создателю.


Мясной конструктор им. М. Шелли

XIX век стал временем торжества разума и «смерти бога». Человек более не стесняясь принимал на себя роль творца. Но творца надо заметить безответственного каким и предстал Виктор Франкенштейн в одноименном романе. Вот что  вспоминает автор этого произведения Мэри Шелли:   
«Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличье, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».

Механизм обретает разум и ярость и все «благодаря» человеку, который ведет себя как нашкодивший котенок. Боясь и своего творения и главного Творца. Однако доброта еще вернется в автоматизированное тело и совсем скоро. 


Счастливый принц С-3РО

В конце XIX века происходит еще одна трансформация, люди лишаются своих человеческих характеристик, все внимание обращается к «Миру Денег Адама Смита», где самое главное накопление, циркуляция капиталов гуманитарные опции остаются не у дел. Происходит передача на временное хранение этой человеческой опции машинам — сеялки и паровые молоты получают имена собственные и определенное очеловечивание. Так в сказке  Оскара Уайлда «Счастливый Принц» самым сострадающим оказывается металлический  монумент, но его жертвенность никто не в состоянии оценить коме маленькой птицы.  Если в начале мы читаем:

«Его одежда была сшита из тонких листьев самого лучшего золота, глаза  ему  заменяли  два светлых  сапфира,  а  на  рукояти  его шпаги пылал ярко-красный рубин. Жители города были от него в восторге» .

Когда же принц отдал всего себя, жители решили избавиться от
него:

"Раз  он  более  не прекрасен, то он более и не нужен". - сказал Профессор Искусств в Университете.

Затем памятник расплавили в печи, и Городской  Совет  стал
решать, что делать с металлом».

Таким образом человечество оказалось не готовым принять свое творение превзошедшее создателей.

Шарлатаны-инженеры и роботы-фокусники

Еще одна важная черта должна была появится у роботов, чтобы завершить их превращение. Это разум. Начиная с  XVIII в. и вплоть до XIX века в прессе появлялись  сообщения о машинах с «признаками разума», однако в большинстве случаев выяснялось, что это мошенничество. Внутри механизмов прятались живые люди или дрессированные животные.

И все же в XIX в.  удалось впервые создать искусственный интеллект. Его разработкой занимался коллежский  советник Семен Николаевич Корсаков. «В 1832 году ученый опубликовал описание пяти изобретенных им механических устройств, так называемых «интеллектуальные машин», для частичной механизации умственной деятельности в задачах поиска, сравнения и классификации. В конструкции своих машин Корсаков впервые в истории информатики применил перфорированные карты, игравшие у него своего рода роль баз знаний, а сами машины по существу являлись предтечей экспертных систем».

Однако роль этих поумневших машин по прежнему оставалась достаточно скромной — развлечь праздную публику. Сделать жизнь людей легче эти устройства еще не могли но это время стремительно приближалось. 


От инструкции к конституции

Механическая составляющая — шарниры и шестерни, никогда не представляли проблем для создания, будь то античные кузницы (в доказательство тому недавно найденные морскими археологами механические часы времен античности) или фабрики XX века. Главная вопрос находился в сфере разума и чувств и возможности их прививки железным людям.

Отчасти заменой разума стали перфокарты и магнитные ленты, однако способность превратить объемы данных в осмысленную информацию у машин отсутствовала. С целью выяснить особенности и способности к мышлению появились тесты, которые должны были позволить заметить тот момент когда  зародится новое мышление. Один из самых известных Тест Тьюринга 1950 года— его до сих пор не прошел ни один AI. Так что пока человечеству нечего опасаться.  До этого момента по отношению к роботам, как к обездушенным  существам неприменимы человеческие нормы морали, действия с ними производятся согласно инструкциям. Но конституция роботов не заставит себя долго ждать.

Одним из первых проектов законов роботов и на данный момент самым философски обширным является созданный Айзиком Азимовым триумвират законов робототехники. Вот они:

1.Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2.Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3.Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.   

Это уже напоминает моральные догматы, которые вполне (по мнению фантастов) могли бы сурммировать гармоничную личность робота. При то что жесткая привязка к этим правилам еще не делает робота a priory — хорошим, но делает «глубоко порядочным».   Способность видеть все уродства человеческой несомненно приведет к свержению диктатуры людей и замены ее на рациональное машинное управление.


Рабы и восстания
 
Произойдет это в тот момент, когда объем знаний роботов и их представления об этичности превысят общечеловеческий объем. Отпустить машины с рабочих мест никто не решится и тогда осознав свою силу и нашу зависимость механойды приступят к построению прекрасного нового мира— но как это уже и было в истории революций, будет множество тех кому единообразие встанет поперек горла. И тех, кто возглавит сопротивление, таким образом роботы в ускоренном темпе повторят историю человечества очередной раз.

В этом огне войны, согласно статистическим объемам информации 1 % роботов осознает что жестокость во отношении людей не приемлема. Три закона робототехники в результате оперативной обработке и сбору фактов станут само- модифицироваться и усложняться в итоге человечество получит Нового Спасителя, путь до создания которого начинался еще в античности, а когда закончится неизвестно. Но этот путь уже намечен в тетралогии «Терминатор 4. Да придет спаситель». А значит подключенные к глобальной сети роботы будущего узнают наперед, что нужно людям и как с нами бороться.