ХР Человек разумный Шелльская культура

Александр Суворый
ХР 2.4.2. Эпоха человека разумного. Шелльская культура.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 4. Эпоха человека разумного.

Глава 2. Шелльская культура.

Иллюстрации из открытой сети Интернет.
 
Орудия Шелльской культуры (Нижний палеолит): 1 — олдовайское галечное орудие; 2 — шелльское рубило; 3 — ашельское рубило; 4 — ашельский колун; 5 — ашельское скребло; 6 — ашельское остриё; 7 — часть ашельского деревянного копья.

Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
670 000 до н.э.

Земля. Евразия. Стадия древнейшего Среднего Плейстоцена. Межледниковье. Современное положение магнитных полюсов. Допотопное положение географических полюсов. 670 000 до н.э.

Гюнц-Миндельское, Кромерское, Вильнюсское, Артонское межледниковье (730 000-500 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления «интергляциал Гюнц/Миндель В II» (675 000-654 000 до н.э.). Продолжение Верхнеберезниковского оледенения (800 000-600 000 до н.э.).

Весь мир. Африка. Европа. Азия. Homo erectus – питекантроп-архантроп. Homo heidelbergensis или гейдельбергский человек. Палеоантроп-неандерталец. Шелльская культура. Универсальное шелльское ручное рубило. Отщепы. 670 000 до н.э.

Гюнц-Миндельское, Кромерское, Вильнюсское, Артонское межледниковье (730 000-500 000 до н.э.).

«Шелльское ручное рубило» является универсальным по своему назначению каменным орудием этого времени. Питекантроп-архантроп этим рубилом мог выполнять практически все работы: рубить, резать, скоблить, копать землю. Одновременно ручное рубило могло служить эффектным оружием при защите или нападении, особенно во время охоты на животных и других человекообразных обезьян.

Форма «шелльских орудий» приспособлена для использования правой рукой. При этом рабочей частью орудия оказывается не только острый конец его, но и острый боковой край. Вероятно, в данное время человек преимущественно работал правой рукой.

Вместе с «шелльскими орудиями» человек использует грубо обработанные, но более мелкие орудия: острия, проколки, серповидные рубила или скребки. Эти мелкие орудия получались в виде неизбежных отщепов при обработке крупной гальки.

Каждый крупный отщеп мог использоваться как режущий инструмент в готовом виде без дальнейшей обработки. Такие отщепы можно было использовать как лезвия будущих ножей при расчленении туш животных.

Эти более мелкие каменные орудия заменили человеку когти и клыки. По своему естественному виду отщепы, вероятно, использовались при обработке деревянных орудий: заострённых палок, дубинок и колов-копий.

Земля. Homo sapiens – человек разумный. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытная мораль. Инстинкт героизма. 670 000 до н.э.

Сложносоставные условно-безусловные инстинкты человека через память, мышление и сознательную деятельность (поступки) сформировались в систему динамических стереотипов в форме нравов, передаваемого из поколения в поколение привычного (обычного) поведения, нравственных понятий и оценок. Такое привычное (обычное) поведение в результате длительной практики, повторения, копирования и подражания приобрело генетическую силу и значение.

В ходе эволюции человека и человеческих объединений особи, не обладающие инстинктом жертвенности по отношению к своим родным и близким, просто не оставляли потомство.

Уже в данное время с уважением, признательностью и благодарностью воспринимаются такие нравственные качества личности как самоотверженность, самообладание и умение терпеть неудобства, боль и усталость ради блага всех.

Польза героического поведения ради спасения ближайших родных и близких, группы, стаи или всего стада очевидна всем, особенно в условиях жестокой борьбы за существование.

Инстинкт самосохранения в кровнородственном человеческом объединении трансформировался в общественный инстинкт героизма, жертвенности и совести (альтруизма).

Инстинкт героизма особенно сильно проявит себя в обычаях и ритуалах посвящения, избрания и испытания.

«Так как человек не может обладать добродетелями, необходимыми для блага племени, без самоотвержения, самообладания и умения терпеть, то эти качества во все времена ценились высоко и вполне справедливо» (Ч.Дарвин).

Шелльская культура

        Древнеашельская культура, аббевильская культура, археологическая культура древнего (раннего) палеолита в Европе, Африке, Юго-Западной и Южной Азии; древность — 700—300 тыс. лет. Сменила олдовайскую (дошелльскую) культуру (см. Олдовай). Выделена в 60-х гг. 19 в. Г. Мортилье по находкам у г. Шель (Chelles) около Парижа. Характерны примитивные орудия: рубила (См. Рубило), грубые рубящие орудия (чопперы, чоппинги), топоровидные орудия с поперечным лезвием (кливеры), толстые отщепы камня (иногда оббитые по краю), шаровидные и кубовидные нуклеусы. Физический тип человека — Архантропы (питекантроп, синантроп и др.); они знали употребление огня, селились на открытых стоянках и в пещерах; занятия — охота, собирательство. Ш. к. относится к начальной эпохе первобытнообщинного строя (см. «Первобытное человеческое стадо»), сменилась ашельской культурой (См. Ашельская культура).
       
         Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Монгайт А. Л., Археология Западной Европы, Каменный век, M., 1973; Bordes F., Le pal;olithique dans le monde. P., 1968.