Коварство без любви

Рената Гордиенко
                (либретто для балета по библейскому сюжету )

              Действующие лица:

       Царь Ирод Антипа.
        Его жена – дочь царя Ареты.
       Его брат Филипп.
       Жена Филиппа – Иродиада.
        Дочь Иродиады – Саломия.
        Иоанн Креститель.
        Гости и слуги царя Ирода.

                Действие 1.
                Явление первое.
 
    Сцена пуста. В глубине сцены сквозь кисейный занавес видны силуэты людей, несущих гроб. Это хоронят царя Ирода Великого. После своей смерти он завещал быть царём Галилеи Ироду Антипе, а сына Филиппа лишить на –
следства и власти. Появляется на сцене Филипп, он печален, горе его безмер-но, ведь он теперь изгнанник. Единственное, что у него остаётся-это его лю – бимая жена – красавица Иродиада. Появляется Иродиада, он бросается к ней навстречу, хочет её обнять, но она его отвергает и старается поскорее уйти от него. Все его попытки удержать её безрезультатны, она уходит. Он совер – шенно раздавлен и в отчаянии идёт «куда глаза глядят,» покидая сцену.
    Появляется Ирод, он счастлив, горд, всем своим видом показывает, что он теперь царь. Неожиданно к нему выходит Иродиада, стараясь пленить его своей красотой, убедить его, что любит его. Ирод восхищён ею. И хотя он по- нимает, что она жена его брата, не может устоять перед её очарованием и
умаляет её о свидании. Иродиада соглашается.               
               
                Явление второе.

      Начинается коронация Ирода. Придворные, гости, слуги – все преклоня– ются перед царём. Готовятся к жертвоприношению. Приводят раба-юношу, которого должны принести в жертву Богу. Появляется Иоанн Креститель, он поздравляет Ирода, но, увидев жертвенник и раба, он в гневе и предлагает  царю отказаться от жертвоприношения. Ирод не доволен, но выполняет волю Иоанна, так как знает, что он праведник, святой, умный и пользуется любо-вью народа. Ликование продолжается.

                Явление третье.

   Наступила ночь. Покои Ирода. Он входит и видит свою жену, которая с ра- достью бросается к нему, целует, обнимает, всем видом показывает, как она счастлива. Но он  не хочет больше её видеть, он не любит её и изгоняет её из дворца. Жена оскорблена, удручена и плача покидает покои царя. Но он не – долго остаётся один. К нему приходит Иродиада. Они бросаются друг к другу. Их танец полон страсти и счастья.Ирод обещает ей, что она станет его женой.

                Явление четвёртое.

     Утро. Лесная дорога. Печально идёт жена Ирода, она в отчаянии, ей стра- шно возвращаться к своему отцу. Навстречу идёт Иоанн, он расспрашивает о случившемся , узнав, что Ирод взял в жёны Иродиаду, жену своего брата, он обещает женщине разобраться. Они расстаются.

               Действие 2.

                Явление первое.


        Дворец Ирода. Ирод и Иродиада на троне. Кругом придворные, гости с
дарами – это день рождения Ирода. Всё хорошо. Празднество в разгаре. Но вот появляется разгневанный Иоанн и бросает упрёк царю, что не должно иметь жену своего брата. Иродиада зла на Иоанна, она готова убить его и
уговаривает мужа казнить Иоанна. Ирод смущён, он боится сделать это, ведь народ и люди чтут этого святого. Но в конце концов он уступает Иродиаде и приказывает заточить Иоанна в темницу. Иоанна уводят.
      Празднество продолжается. Придворные и богатые гости возлежат на бо-гатых ложах, едят и пьют, смеются и смотрят танцы. Но вот Иродиада пред – лагает посмотреть танец своей дочери, юной красавицы Саломеи. Царь даёт согласие. И вот выходит Саломия, она одета  необыкновенно: на руках брас-леты в виде змей, на пальцах перстни в виде змеиных глаз, ожерелье из дра – гоценных камней в виде черепов, вся она во всём зелёном, как заклинатель- ница змей. Саломия танцует. Её танец, как само колдовство. Все придворные и гости зачарованы им, особенно царь, в порыве восторга он восклицает:
«Проси у меня, что хочещь, я дам тебе всё, что пожелаешь!» Она подошла к матери и спросила у неё, что же ей просить у царя. Та сказала ей, чтобы она  просила голову Иоанна Крестителя. Саломия попросила у Ирода, чтобы при-несли на блюде сейчас же голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но он не может нарушить клятву, данную ей при всех. Ирод приказал оруженосцу
принести голову Иоанна. Оруженосец выполнил приказ и передал голову  на блюде Саломее, а она отдала её своей матери. Иродиада поставила блюдо на пол и начала вокруг него свой ликующий и страшный танец. Все в ужасе.

             Явление второе.
          
       Комната Ирода. Его мучает совесть, что он убил Иоанна. Страх овладевает его душой, ему кажется, что Иоанн где-то здесь, рядом.
Вдруг он видит луч света – это появился Иисус, Ирод подумал, что это воскресший Иоанн, ужас охватывает его, он мечется и, посте –
пенно ослабевая, умирает. Иисус исчезает. Входит Иродиада, она
потрясена смертью мужа, пытается оживить его, но всё напрасно.
Теперь она лишилась власти, царства, мужа. Она безумна. Её танец
страшен, безумен – это танец смерти. Она умирает, падая на тело
мужа.
                Занавес.      
         Июнь 1989 года   г. Новосибирск   Рената Гордиенко.