Древнейшая улица города Житомира

       Улица Кафедральная  на Замковой горе – это начало древней дороги от ворот деревянного замка-крепости Житомир в направлении Радомышля через село Вересы, а далее – в Киев. Эта дорога постепенно застраивалась, и получилась первая улица за стенами замка, ставшая потом главной улицей средневекового Житомира.

       В 1971 году во время рытья траншеи на этой улице была найдена свинцовая княжеская печать, принадлежавшая жене князя Константина Всеволодовича и датируемая в пределах 1205 – 1208 годов. Константин Всеволодович (1186 – 1218) был правнуком Владимира Мономаха, внуком Юрия Долгорукого и старшим сыном  Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. Когда Константину было всего десять лет, отец женил его на дочери князя Смоленского Мстислава Романовича. Звали ее Анна (в иночестве – Агафья). В 1205 году отец отправил Константина на три года в город Новгород, после дал ему во владение Ростов с Ярославлем и Угличем и ещё другие города. После смерти отца Константин Всеволодович, победив своего младшего брата в кровопролитном сражении, в 1216 году провозгласил себя Великим князем Владимирским, но не успел насладиться плодами своей победы и через два года умер. Старинные историографы награждали его эпитетами «Мудрый» и «Добрый». Через два года, в 1220 году умерла его жена Анна Мстиславовна, которую мы должны благодарить за то, что во время визита в Житомир она потеряла свою княжескую печать, что дало нам возможность узнать возраст этой древнейшей улицы – более 800 лет.

       Первое известное название улицы на карте города 1781 года – Киевская, что объясняется ее направлением. Как она называлась раньше неизвестно, поскольку до XVIII века улицам официальные названия не давали. Тогда она начиналась от замка и кончалась у главных городских ворот в виде крепостной башни с широким проездом (возле нынешнего 12-этажного дома). Ворота были в высоком земляном валу, защищавшим город со стороны нынешней Соборной площади, а перед валом – глубокий ров, заполненный водой. Через ров к воротам для въезда в город  перекинули подъемный мост.

       На первом из известных нам планов города Житомира, датируемого 1781 годом, видно, что Киевская улица выходила на центральную площадь Рынок, сформировавшуюся в XVI – XVII веках. Во второй половине XIX века эту площадь перестроили под Воздвиженский рынок, а теперь тут сквер. Длина улицы тогда была 190 метров. На улице находилась полицейская часть, городское училище, лавки, около 20 жилых домов и деревянная православная церковь. Когда и кем эта церковь была построена неизвестно. Предположительно в конце XVII – начале XVIII века на месте древней церкви Спаса. Преподаватель Волынской духовной семинарии Николай Иванович Теодорович в первом томе книги "Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии", изданной в 1888 году, называет ее «Церковь во имя Воздвиженiя честнаго и животворящаго Креста Господня». Под наслоением грунта возле этой церкви недавно был найден древний каменный крест. По легенде он был установлен на казацкой могиле после боя у главных ворот замка. На кресте древняя надпись, которую пока никому не удалось прочитать.

       Эта церковь была главным православным храмом средневекового Житомира. В 1797 году ее посетил наместник генерал-аншеф Тимофей Иванович Тутолмин, в 1816 году – император Александр I. В 1874 году на нижнем этаже колокольни при ней открыли еще и отапливаемую церковь св. Николая. Николай Иванович Теодорович составил описание церкви по состоянию на 1888 год: «Деревянная, въ стенах мало крепкая, а въ основанiи совершенно ветхая, близкая къ разрушенiю. При ней – теплая церковь – во имя свят. и чуд. Николая, устроена въ нижнемъ этаже колокольни. Въ церквахъ утвари достаточно. Земля – принадлежащая церкви – 1) усадебная въ 746 кв. саж., включая сюда погост церковный и землю, отошедшую под Замковую улицу…».

       Замковая улица на церковной земле, о которой писал Теодорович, сформировалась в конце XVII – начале XVIII века под стенами замка. Начиналась она от Киевской улицы и заканчивалась тупиком над обрывом реки Каменка. В начале XIX века Замковая улица слилась с Киевской и получила общее с ней название – Замковая улица, начало которой было уже у главных городских ворот. А Киевской улицей тогда назвали Большую дорогу на Вересы. В середине XIX века бывшую Киевскую улицу снова отсоединили от нижней Замковой и назвали Кафедральной, поскольку на на нее выходила площадь с Кафедральным костелом св. Софии. Два с половиной столетия эта площадь была официально безымянной. В 1989 году  ее назвали почему-то Замковой, хотя драматург Иван Кочерга в пьесе "Алмазне жорно" называл эту площадь Кафедральной, что более логично. А название Замковая принадлежало другой площади на Замковой горе, более известной как Воздвиженская. В доме купца Кашперовского на углу Кафедральной улицы и Замковой площади в первой половине XIX века находилась Волынская губернская типография.

       После вхождения Житомира в состав Российской империи в 1793 году в конце улицы над обрывом построили большой двухэтажный деревянный губернаторский дом, прозванный тогда "Королевским дворцом". После того как этот дом случайно сгорел в 1802 году, на его месте начали строить двухэтажное здание магистрата в стиле дворцового ренессанса. Начиная с XVIII века, магистрат размещался в деревянном доме на месте нынешнего краеведческого музея, а в 1807 году он переехал в это новое здание. Магистрат выполнял функции высшего органа местного самоуправления и действовал на основе Магдебургского права, предоставленного городу Житомиру еще в 1444 году. В этом здании магистрат размещался почти пол столетия, а после его упразднения  здание использовалось в качестве жилого дома с лавками и магазинами на первом этаже.

       Лавки, магазины и мастерские на первых этажах были почти в каждом доме на этой улице. Вот как это описал житомирский полицмейстер и краевед Тит Иовлевич Вержбицкий в 1887 году на странице 23 "Памятной книжки Волынской губернiи на 1888 годъ": «Базарная площадь на Воздвиженской улице и Кафедральная улица сосредотачиваютъ всю торговлю предметами первой необходимости. Не редкость здесь встретить на ряду съ магазиномъ платья, склад смолы, бакалейную и галантерейную торговлю, мастерскiя часовыхъ делъ мастеровъ и т. п. Начиная отъ мебели и оканчивая подержаннымъ платьемъ – здесь все можно найти. Нетъ кажется предмета торговли, который бы, пройдя черезъ руки евреевъ–старожечниковъ, не нашел бы здесь сбыта за удесятеренную цену. Составителю описанiя удавалось прiобретать и монеты временъ Александра Македонского и древнiя рукописи и необходимыя реторты для химическихъ изследованiй и колесную мазь».

       В 1897 году по инициативе настоятеля церкви протоиерея Александра Селецкого рядом с уже ветхой деревянной начали строительство новой Крестовоздвиженской церкви. Проект составил член-корреспондент Петербургского общества архитекторов профессор архитектуры Адам-Арнольд Карлович Енш (1866 – после 1914). В 1895 – 1898 годах он  был главным архитектором  города Житомира и младшим инженером Строительного отдела Волынского губернского правления. На строительство с прихожан собрали чуть более 3000 рублей, Синод выделил 62890 рублей. Утром 10 декабря 1900 года при стечении множества горожан и в присутствии соборного духовенства новый храм был освящен архиепископом Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким). Обряд освещения закончился в 11 часов. После был проведён "крестный ход" вокруг храма. В литургии принял участие губернатор Иосиф Яковлевич Дудин-Барковский. На торжественное открытие собралось столько народа, что храм не смог вместить и половину желающих. Прихожане заполнили все прилегающие улицы.

       С приходом к власти большевиков в 1920-х годах Кафедральную улицу переименовали в Кооперативную (при НЭПе тут было несколько кооперативов). С левой стороны улицы рядом со зданием бывшего магистрата (как раз напротив церкви) построили крытый павильон для Воздвиженского рынка. Крестовоздвиженскую церковь в начале 1930-х годов закрыли и сняли с куполов кресты.

       Во время Второй мировой войны большинство зданий было разрушено. В руины превратились памятники истории, архитектуры, культуры. На левой стороне улицы уцелел только крытый павильон рынка. Его снесли в середине 1950-х при строительстве здания Обкома партии (ныне Дом правосудия) и реконструкции Воздвиженского рынка под сквер. Здание магистрата сильно пострадало в 1941 году, но, поскольку оно было памятником архитектуры государственного значения, в 1951 году восстановлено. Использовалось в качестве жилого дома. Это историческое здание сохранилось до наших дней. Его нынешний адрес – улица Кафедральная, 3. Здание уже почти отремонтировали, и планируется размещение в нём отдела музея.

       На правой стороне улицы уцелели Крестовоздвиженская церковь (которую после освобождения города оградили высоким деревянным забором и превратили в склад бакалейной базы и военторга), четыре жилых дома и одноэтажное здание торгового ряда из двенадцати лавок (после реставрации осталось одиннадцать лавок). Здание торгового ряда – единственный сохранившийся  памятник средневекового посада. Кстати, одна их этих лавок на рубеже XIX – XX веков принадлежала Моисею Аверяновичу Любовичу – отцу известного государственного деятеля, публициста, наркома почт и телеграфов РСФСР и СССР Артемия Любовича. Артемий Моисеевич в детстве работал "мальчиком" в отцовской лавке (арестован в июне 1937 года, осуждён в июне 1938 года к высшей мере наказания, реабилитирован в 1956 году). Уцелел и единственный трехэтажный жилой дом средневекового Житомира с торговыми лавками на первом этаже, но его снесли в 1994 году новые хозяева нашего города, чтобы срочно построить на его месте здание для офисов и развлечений. Два одноэтажных дома снесли в 1960-х годах от ветхости.

       В 1977 году улица получила новое название – улица Комарова в честь трагически погибшего космонавта Владимира Комарова. В 1970-х годах из Крестовоздвиженской церкви  убрали склады бакалейной базы и военторга. Освободившееся здание церкви по ненадобности решили снести, и уже даже была дана команда местному гарнизону взорвать его, но потом все же решили использовать здание под музей природы. В 1987 году закончили реконструкцию церкви под музей. В бывшем алтаре воссоздали уголок природы с чучелами различных птиц и животных, а на месте нижнего храма установили скелет мамонта и поместили коллекцию минералов и полезных ископаемых Житомирской области. В 1992 году улице вернули ее прежнее название – Кафедральная улица.

       27 сентября 2011 года на Кафедральной улице проходил церковный  праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. На этом празднике, на котором приняли участие несколько сотен житомирян, руководители города и области официально передали древний Крестовоздвиженский храм в собственность Житомирской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. На главном куполе церкви  установили крест, который был освящён епископом Житомирским и Новоград-Волынским Никодимом.

Март 2012

P.S. Надпись на каменном кресте, выполненную славянскими рунами, киевские ученые в 2016 году прочитали. Написано, что здесь похоронен Иван, фамилия не читается, 1612 год.


Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева – Герб города Житомира, утвержденный Указом Екатерины II от 17 января 1796 года, на котором изображены главные ворота города.
Вторая – Осколки свинцовой княжеской печати начала XIII века, найденные в 1971 году в Житомире.
Третья – Великий князь Владимирский Константин Всеволодович (1186 – 1218).
Четвертая – Каменный крест времен казачины на Замковой горе.  Фото 2011 года, автор – Sergey Reent.
Пятая – Кафедральная улица в Житомире. Рисунок 80-х годов XIX века, автор -  французский архитектор Сестро де Лаутрекен.

Иллюстрации среднего ряда:
Первая слева – Замковая улица в Житомире. Фото 2010 года, автор - Анна Голтвянская.
Вторая – Здание бывшего Магистрата в Житомире. Фото 2010 года, автор – zt-gregori.
Третья – Вид площади с кафедральным костелом св. Софии с улицы Комарова (ныне Кафедральная) в Житомире. Фото 1985 года, автор – Борис Дубман.
Четвертая – Крытый павильон Воздвиженского рынка на Кооперативной улице (ныне Кафедральная) в Житомире. Вид с Воздвиженского рынка. Фото предположительно 30-х годов ХХ века, автор неизвестен.
Пятая – Такой вид имел главный вход в Крестовоздвиженскую церковь после многолетнего использования ее под склад бакалейной базы. Фото 1985 года, автор – Борис Дубман.

Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева – Начало реконструкции Крестовоздвиженской церкви под музей природы. Фото 1985 года, автор – Борис Дубман.
Вторая – Улица Комарова (ныне Кафедральная). Второе одноэтажное здание слева – Торговые ряды, третье здание слева – трехэтажный средневековый жилой дом, снесенный в 1994 году. Фото 1985 года, автор – Борис Дубман.
Третья – Снос средневекового дома на Кафедральной улице. Фото 1994 года, автор – Борис Дубман.
Четвертая – Кафедральная улица в Житомире. Фото 2010 года, автор – Анна Голтвянская.
Пятая – Торжество передачи в собственность Житомирской епархии УПЦ Московского патриархата  здания  Кафедральной церкви. Фото 27 сентября 2011 года из архива сайта WWW.ZHITOMIR.INFO.


Рецензии
Борис, спасибо за труд, вложенный в составление этой интереснейшей и познавательной статьи. Всегда испытывал интерес к тем местам, где мне довелось проживать за свою долгую жизнь. Иллюстрирующие статью фотографии повышают её ценность. Не могли бы пояснить, что за храм изображен на рисунке француза. И еще. У меня сложилось впечатление, что шпили на кафедральном костеле более позднего происхождения, они выглядят, как не родные. Или я ошибаюсь.
Намерен прочесть и другие Ваши краеведческие статьи.
А пока всего Вам доброго и новых свершений.
С уважением
Вадим.
P.S. Жуков 2 снова возник на моей странице с резкостями и я тоже занес его в черный список.

Вадим Прохоркин   29.04.2012 11:54     Заявить о нарушении
На рисунке французского архитектора Сестро де Лаутрекена изображен Семинарийский костел Святого Иоанна из Дукли. Прочитайте о нем в моем очерке: http://www.proza.ru/2011/07/16/635
Насчет несовпадения архитектурного оформления деталей кафедрального костела св. Софии, Вы верно подметили. Дело в том, что первоначально он был построен в 1737 - 1746 годах в стиле позднего ренессанса и барокко, а в 1863 году реконструирован с использованием приемов классицизма.
Читаю сейчас Вашу статью о Вашем друге Валентине Берестове.
Успехов Вам во всех начинаниях и крепкого здоровья на многие годы!
С уважением, Борис.

Борис Дубман   29.04.2012 13:54   Заявить о нарушении
А нде Вычитаете мои воспоминания о В.Берестове - в ПРОЗЕ или на сайте "Весь Берестов? На сайте они с фотографиями.

Вадим Прохоркин   29.04.2012 13:58   Заявить о нарушении
На сайте с фотографиями.

Борис Дубман   29.04.2012 16:35   Заявить о нарушении
Если на фото щелкнуть мышкой, то фото увеличится во весь экран и появится надпись.

Вадим Прохоркин   30.04.2012 09:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.