Дяденька Ворошилов

Лариса Алексеева
       Две Лиды с Витей подходили к дому,возвращаясь из школы. На дворе стояла поздняя осень, когда грязь прихватывается сверху легким морозцем, а проезжающие машины снова разбивают все в грязь.
- Смотрите! У нашей Галины Павловны опять белье с веревки слетело, ведь без прищепок же…
     Быстро подняв с земли белье, дети развесили его дома. Бывало, что и подстирывали, когда было испачкано.
     Этажом выше жила школьная учительница по географии и биологии, Галина Павловна. Молоденькая, худенькая, плохонько одетая, да и кто хорошо одевался в те послевоенные годы, зато окончившая Ленинградский университет. Пережившая блокаду, оставшаяся сиротой и знавшая детдом. Сюда приехала по распределению. Деток учить светлому, интересному . Жила скромненько на свою учительскую зарплату. Много чего не хватало , да и как иначе, ведь приехала с чемоданом книг,в чем была. А сколько всего знала-а-а! Можно было слушать часами и книжки не читать. Совсем.
     Когда наставала очередь Лиды мыть посуду на общей кухне, где готовили, делились новостями, несколько семей железнодорожников, любопытная ученица 3 класса, непременно выспрашивала у Галины Павловны, какую-нибудь интересную историю, или хоть кусочек истории, но чтобы услышать снова что-то необычное.Разговоры соседей тут же замолкали и голос Гали уносил всех в невиданные страны,малоизвестные экспедиции. Молодая учительница любознательность девочки ценила и никогда не отталкивала от себя людей, какого бы возраста они не были. Случалось им вдвоем оставаться на кухне и тогда они были просто Галя и Лида. Чтоб без лишних ушей!.. Сами понимаете… Учительница с университетским дипломом в железнодорожном поселке, фигура приметная.
- Галина Павловна! Я сегодня опять ваше белье подняла. Оно еще не успело испачкаться! У нас дома подсохло.
И протянула ей сложенные пополам простыни, полотенчики.
- Ой Лида, как ты меня всегда выручаешь! Знаешь, я тебя отблагодарю,- сказала она с загадочной улыбкой.
- Хлеба мне дадите…,-не по-детски серьезно догадалась девочка.- Не надо мне хлеба. Мне вообще ничего не надо. Просто я знаю, что Вы одна и  некому помочь… Поэтому я вам хоть так помогаю…
- Спасибо Лида. Но я тебя все равно отблагодарю. Пойдем ко мне, я что-то тебе покажу…
 Поднявшись по деревянной лестнице на второй этаж,Галя жестом пригласила Лиду.      
  Вот смотри - это конверт спецпочты. Он у меня один остался. Его можно отправить в Москву, в Кремль и быть уверенным, что скоро получишь ответ.
У тебя ведь отец погиб на фронте, - продолжила учительница,-ты не одна в семье и мама твоя еще взяла ребенка ребенка из детдома. Все вместе еле в маленькой комнатке помещаетесь. Хочешь, чтоб вы все жили в хорошей квартире?
- Конечно, хочу!- не покривив душой ответила Лидушка.
- Я подскажу тебе кому написать. У тебя красивый почерк.Ты напишешь все как есть и вам помогут! Договорились?!
- Хорошо.
- Ну-ка расскажи мне свою историю поподробней.Чтобы легче было рассказывать, чаю попьем с баранками!
     Раскрасневшаяся от горячего чая Лидуша, еще по-детски беспечно болтая ногами на высокой табуретке и Галя,худенькая,маленькая,словно воробышек после лютой зимы, но с таким цепким взглядом... У одной не было детства, у другой-юности. Обе повзрослели не по годам рано. Как будто перепрыгнули несколько лестничных пролетов, там, в мирной жизни, на спор, у кого быстрее выйдет... Но полыхнула война и какое большое время уложилось в жизнь каждого, какое большое. Его хватило бы на несколько поколений, а приняло его- одно. Сколько горя,страданий неразрывных с горестями всего народа.
-  Галь, а расскажи мне про блокаду.Чаю больше не надо, я так послушаю.
-  Лидуш, у тебя в комнате брат с сестрой наверно не спят, ждут тебя. Иди к ним. Я над письмом подумаю.Завтра тебе наброски передам. Про блокаду перед сном детям не рассказывают,а то спать не будешь.Слава богу, что ты не знаешь, что такое вторая степень дистрофии и что бывает при третьей степени. Потом как-нибудь...
      Несколько дней спустя Лида принялась за письмо:
            
       « Здравствуйте дяденька Климент Ворошилов!
       Извините, что отрываю вас от важных государственных дел, но у меня к вам очень важное дело и только вы можете его решить.
       Меня зовут Лида Быкова, я ученица 3 «А» класса. Школа у нас хорошая и учительница хорошая, а в классе у нас 28 человек.
       Живу я с мамой и младшим братиком Витей и с приемной сестрой тоже Лидой(ее родителей убили немцы), а папа наш погиб на войне в 1944 году.Я папку своего и не помню, совсем крошечная была. Как было голодно в войну помню лучше. Еще у нас есть старшая сестра Валя, но она живет в другом селе, у маминого брата, потому что у нас тесно, а у него свой дом, он его еще до войны построил и места в нем много. Мама наша работает на насосной станции , которая относится к железной дороге, на станции Максима Горького. Работы у мамы много, у нее редко бывают выходные дни. Мы с братом и сестрой помогаем маме как можем. Вот научились печку растапливать: сначала кладем дрова, а потом когда огонь хорошо разгорится, насыпаем немного угля. И тепло у нас дома. А живем мы в маленькой комнате, в которой умещаются наши кровати и сундук с круглой крышкой, на которой мы с братом делаем уроки. Еще помещается 4 стула, в углу стоит печка и кадка с углем.
       Дяденька Ворошилов, нам с братом и сестрой очень неудобно учить уроки на сундуке: падают тетрадки и книжки, а стола дома нет, его просто некуда ставить. Может вы поможете нам, чтоб у нас была комната попросторней, как Председатель жилищной комиссии семей погибших на фронте. Мы бы тогда и сестру забрали от дяди Вани и все вместе ходили бы в школу, и уроки бы за одним столом учили. А после школы сразу пошли бы работать, ведь нашей стране нужны грамотные люди.
 Дяденька Ворошилов, я очень прошу вас, помогите нам.
                С уважением Лида Быкова»
         
      Примерно  месяц спустя в поселке, где в одной семье жили 2 Лиды, Витя и их мама, приехала комиссия из Москвы,с Министерства Обороны.Двое неприметных с виду мужчин, были вежливы и внимательны. С собой они привезли большой серый конверт с пятью красными печатями. Первым делом гости пошли в домоуправление. Нашли тамошнего начальника,который понятное дело опешил, когда увидел служебные удостоверения нежданных гостей из Москвы. Скрывать было нечего, да и незачем.
- Приехали так приехали. Пойдемте смотреть комнату. Только сначала надо в школу сходить, где учится Лида. Без нее мы никак не войдем.
   По поселку быстро разнеслась весть о комиссии из Министерства Обороны. Что тут началось... Кто был выходной,повыходили на улицу чистить снег,наводить порядок.Кто был на работе тоже стали наводить порядок:мыть, скоблить полы и дальше делились новостью друг с другом. 
- А где директор школы? ,- спросили гости, зайдя в учительскую.
- Здравствуйте!- да вот он я,- и директор пожал руки гостям.
- Мы из Москвы,из Министерства Обороны.Как нам увидеть Лиду Быкову?
- Сейчас я ее приведу.
- А можно посмотреть ее тетрадь?
- Конечно! Вот тетрадки их класса по русскому языку лежат на проверку.
Один из проверяющих взял в руки тетрадь из тоненькой бумаги. Не торопясь прочитал надпись на обложке и открыл.
- Да какой почерк-то красивый!
При директоре школы вскрыли серый конверт с печатями и достали оттуда то самое письмо…
- Да, почерк действительно сходится. Ай да девчонка!
- Лида прилежная ученица,- немного робея, пояснил директор школы.
- Ну здравствуй,хлопотунья!
- Здрасьте!- худенькая девочка с косичками стояла перед ними.
- Писала письмо в Москву, самому Клименту Ефремовичу Ворошилову?- подмигнув, весело спросил один из мужчин.
- Да писала,- ничуть не робея, ответила девчушка.
- Ну вот мы приехали по поводу твоего письма. Прочитал его Ворошилов и нас к тебе послал, посмотреть, разобраться. Пошли смотреть вашу комнату.
      Директор школы, встретившись взглядом с одним из членов комиссии,без лишних слов отпустил домой Лиду вместе с братом и сестрой.

      Новость о приехавшей комиссии из Москвы мгновенно разнеслась по школе. Учительскую облепили любопытные ученики, собравшиеся чуть ли не со всех классов. Всем было интересно, чья возьмет и что будет дальше.Но когда открылась дверь учительской,ребята мгновенно и молча , как после тренировки, разъединились на 2 шеренги, пропуская выходивших.               
    И вот идут, утопая в снегу, 6 человек. Дети конечно радуются, размахивая школьными сумочками, взрослые негромко переговариваются между собой.  Лидушка, как старшая в своей компании,открывает дверь.               
- Заходите! Здесь мы живем.
     В комнате все, как написано в письме: 4 кровати, 4 стула, да сундук и печка  в углу. На стене прибиты гвоздики для одежды. На другой стене висела совместная фотография отца и матери, как напоминание о другой,довоенной жизни,когда молодые люди просто были счастливы, не подозревая о тяжести предстоящих испытаний... Нехитрая посуда стояла на подоконнике.  Все простенько и чистенько, аккуратно сложено.               
- А как же вы едите?- в недоумении спрашивает московский гость.
- Да просто: на коленках тарелки держим, еще и хлеб в руке умудряемся не выронить.
- Я не виноват, я не виноват- тут же скороговоркой сказал начальник домоуправления, разводя руками. Для работающих больше комнат нет.
- Ну это мы проверим, как вы заселяли людей. В такой комнате вдвоем еле поместишься...-потом обернувшись,- ну Лидуша, вот тебе записка от нас для мамы для ее начальника, беги за ней на работу, пусть сейчас же сюда идет. Далеко она работает?
- Далековато будет, - вмешался начальник домоуправления,- километра два с половиной в одну сторону будет.
- Подружка у тебя есть? Возьми с собой подружку, чтоб ты не одна была.
- А если маму не отпустят? Что делать? Мы когда болели, ее тоже не отпускали, говорили что некому работать.
- Ты скажи, если ее не отпустят, что мы  начальника с работы снимем и назначим другого! С Москвой шутить нельзя. Так и скажи, если что. Сама смотри по обстоятельствам, ты же вон какая умная девочка. Мы будем здесь вас ждать. Разрешаешь?
- Конечно! Я постараюсь быстро. Компот на печке берите!
- Ты постарайся, чтоб мама пришла.
     Лида выбежала во двор, на ходу завязывая шерстяной платок, который мама наказала очень беречь, как и пальто с валенками. Во дворе ходила Нэлька, закадычная подружка. 
- Айда со мной за мамой на работу! Гости из Москвы наказали,- сразу все выпалила девочка.
- Айда! Веселее будет,- с радостью согласилась подружка.
Нипочем мороз и снег в лицо, когда такое дело.
- Петр Иванович! Отпустите маму с работы. Дома ее ждет комиссия из Министерства Обороны. Начальник домоуправления тоже там. Вот записка от них. Сказали, чтоб вы обязательно маму отпустили…
  Развернув листок бумаги на специальном бланке, который он видел впервые в жизни, Петр Иванович понял, что дело тут очень серьезно…
- Ну Анна Матвеевна, одна из ваших дочерей прямо хлопотунья! Письмо вот в Москву написала, да как ! Мы внимательно все прочитали и предлагаем Вам отдельную квартиру в доме, который готов к заселению ,либо можете расшириться здесь, путем отселения ваших соседей. Что Вы выбираете?
- Ма! Давай  останемся здесь. Мы тут привыкли , да и погреб здесь рядом. А че там, в новом доме, ничего не известно. А тут все соседи хорошие!
- Да и вправду, давайте здесь останемся,- не веря до конца в происходившее, согласилась с детьми мать.
- Вот и решили. В течении месяца мы предоставим другое жилье вашим соседям. Обязуем домоуправление сделать ремонт во всех комнатах и заживете вы на славу. Еще вам положен дополнительный паек, где будут не только продукты, но и ткань детишкам одежку сшить, обувка кое-какая. Вообщем, увидите!
- У-р-ра! – радости детей не было предела.
  Витя и другая Лида, и Нэлля, почти не верили в происходящее… 
- Все сделаем, все сделаем,- скороговоркой проговорил начальник домоуправления, записывая что-то в блокнотик и щуря глаза.
  Закончилась зима. В апреле, с наступлением теплых денечков, пришли  маляры, побелили стены, печку подмазали, затем поклеили обои. Лидушке мать доверила выбирать обои, хоть их и было три вида, но гордилась такой серьезностью. Вите, как единственному мужчине в семье, досталось нести обои домой. Младшая Лида следила за порядком. Затем покрасили оконные рамы и полы. Вот и вышла у семьи погибшего трехкомнатная квартира! Галина Павловна подарила на новоселье невесть откуда взявшийся фикус. Стол купили. И потом еще купили 2 стола, в каждую комнату. Живи да радуйся! Бывшие  соседи к тому времени, жили в другом доме.
      По дополнительному пайку Лидиной маме давали не только сахар с крупой да тушенкой, но и бумазейку с ситцем. Однажды дали очень много портьерной ткани, и на всех окнах появились настоящие шторы. К новой зиме дали большой отрез полушерстяной ткани, из которой приехавшая к ним баба Ксеня, пошила девочкам платья, а Вите брюки,аж 2 пары. Детские ботинки, валенки, резиновые сапоги достались всем! Было в чем ходить в школу. Даже мама ко Дню Победы туфли получила!
    Много ли человеку для счастья надо?! Мужа и отца детям вот только не вернешь...

P.S.
          
       Вот такая история. Хлопотунья Лидуша стала моей мамой.Учительница Галина Павловна, проработала в школе еще 2 года, затем вышла замуж за выпускника  Качинского летного училища и уехала из поселка. Мама с ней долгое время переписывалась. Из этой переписки и узнала, что поколесив немного по нашей необъятной СССР, Галина Павловна вернулась с мужем и ребенком в свой родной Ленинград. Уехала из поселка в Сталинград и мамина семья. Моя бабушка, мамина мать (имя я немного изменила),вышла замуж.  Ее муж также работал на железной дороге и получил новое назначение в Сталинград. Здесь дали другую квартиру, площадью поменьше, а та еще долгое время стояла на брони и из нее несколько лет нельзя было выписаться.

04.03.2012г-17.06.2015г
Волгоград