Лезгинский князь Албании

Али Албанви
В IV веке до новой эры, зарождается  государство лезгиноязычных народов Кавказская Албания. С момента своего зарождения, государство Кавказская Албания активно участвует в событиях, происходящих на Кавказе и в Передней Азии.


 В VII в. нашей эры Кавказская Албания переживает трудные для нее годы. С юга наступает Сасанидский Иран, пытающийся восстановить зороастризм в принявшей христианство Албании, с Запада Византия стремится взять под свой контроль албанскую церковь, с севера рвутся в Албанию кочевники тюрки-хазары, с юга наступают арабы, несущие новое и всепобеждающее учение пророка Мухаммеда.


 В последних схватках с арабами на стороне Сасанидского Ирана выступает молодой албанский принц Джеваншир(616-669), сын Вараза, правителя феодального владения Гардман, расположенного первоначально в побережье реки одноименного названия.


 В 623 году на территорию Албании вторгаются войска византийского императора Ираклия, а затем и войска его союзника хазарского кагана. Византийцы и хазары захватывают Нахичевань, Гянджу, Тифлис и другие города Кавказа.

 В 628 году между Ираном и Византией заключается мирный договор, согласно которому Армения переходит под власть Византии, Грузия получает независимость, а Албания остается в зависимости от сасанидского Ирана. Император Ираклий со своим войском приходит в область Гардман, крестит Вараза Григора и всячески способствует строительству церквей по всей стране. Грузинские хроники сообщают, что император Ираклий крестил не только Вараза Григора, но и «весь его народ». Вараз Григор первым из Мехранидов получает титул князя всей Албании.


 Ослабленный войнами с Византией, Иран с большим трудом сдерживает натиск арабов. В битвах с арабами участвуют и албанские войска, возглавляемые, как уже выше говорилось, сыном Вараза Григора Джеванширом (что в переводе с лез. яз. «молодой лев»,«джаван» - молодой, «шир» - лев). Албанский историк Моисей Каланкатуйский сообщает, что Джеваншир семь лет со своим отрядом участвует в этих войнах против арабов и показывает себя храбрым воином и талантливым военачальником.


 В 636 году происходит очень важная для арабов битва между персами и арабами у древней столицы Сасанидов - Медаине. Вместе с 80-тысячной армией из Атропатены, под командованием сасанидского военачальника Рустама в сражении участвует и Джеваншир со своим отрядом.


 Персидская армия терпит поражение, а отряд Джеваншира отходит в Атропатену. Исторические хроники описывают несколько ярких побед албано-лезгинской дружины Джеваншира и после этой битвы. Шахиншах Ирана Иездигерд, особо выделяя заслуги Джеваншира, «дал ему знамя и громкие трубы, два золотых дротика и золоченых щита, которые всегда носили перед ним. Он почитал его выше всех. Опоясал его золотым поясом, унизанным жемчугом, и мечом с золотой рукояткой, дал ему браслеты на руки и надел ему на голову прекрасный венец. Он дал ему также подвязки, осыпанные жемчугом, и много ниток жемчуга повесил на его шею».  Приняв участие еще в нескольких сражениях, Джеваншир понимает, что дни Сасанидской державы сочтены и в том же году возвращается на родину.


 Как пишет албанский историк, «в продолжении семи лет храбрый Джеваншир воевал в этих тягостных войнах. Получив 11 тяжелых ран, он простился с ними» и «вспомнив о самодержавии прежних албанских царей,… он задумал никому не подчинять своей участи».


 Когда в 639 году остатки разбитых арабами сасанидских войск вторгаются в страну, Джеваншир в союзе с грузинами и владетелем области Сюник (Зангезур) ведет с ними затяжную войну. Историки отмечают проявленное им в этих сражениях мужество: «он лично поразил известного Гегмази, предводителя армии. Сам он и войско его с мечами в руках производили в них (персах) страшную свалку. Взяв у них много пленных, лошадей, мулов и много добычи, они возвратились. В горах они столкнулись еще раз. и в этот день победа удалась ему».


 Персы хитростью захватывают в плен родных Джеваншира и вновь вторгаются в пределы Албании. В конце концов Джеванширу удается окончательно разбить персов. После этого Джеваншир женится на дочери сюникского князя. Однако, долго Джеванширу поддержать самостоятельность Албании не удается.


 В 654 году арабы под командованием Салмана ибн-Рабия, полководца халифа Османа, вторгаются в Албанию и некоторые их отряды доходят даже до Кабалы, Шаки и Дербента. За Дербентом путь им преграждают хазары. Когда арабы выходят за пределы Дербента, население города запирает за ними ворота, а «хазарский хакан встретил их со своей конницей «, и четыре тысячи арабов оказываются перебитыми.


 Как пишет видный специалист по истории Албании Камилла Тревер: «Арабы, видимо, были особенно заинтересованы в подчинении себе Албании, учитывая ее стратегическое положение между хазарами на севере и Атропатеной (которая все еще не была окончательно подчинена) на юге, торговые пути на ее территории, ведущие из Передней Азии на Северный Кавказ, на Волгу и в южнорусские степи, ее природные богатства, богатые металлами недра и пр.»


 При халифе Али междоусобицы сильно ослабляют халифат, и Джеваншир, воспользовавшись этим, перестает платить ему дань. Независимости Албании теперь непосредственно угрожают хазары и византийцы. Джеваншир вынужден искать пути сближения с Византией. Он обменивается с византийским императором Константином II письмами и несколько раз с ним встречается. Джеваншир предлагает Константину II принять албанский народ под свое покровительство и византийский император с большой радостью принимает это предложение. Он шлет Джеванширу от византийского двора драгоценные дары, называя Джаваншира властителем Гардмана и князем Албании.


 Как пишет албанский историк: «Он послал ему в дар великолепные подарки - серебряные престолы с вырезанными позолоченными спинками, златотканые одежды, жемчугом осыпанный меч со своей поясницы… Он отдал ему из рода в род все села и пределы агванских царей».  Политика сближения с Византией в это время, очевидно, была оправдана. Границы ее, как пишет албанский историк Калантакуйский, теперь простираются от «пределов Иберии до ворот хонов и до реки Аракса».


 Через два года после заключения договора с Византией Албания подвергается нашествию хазар. Хазары доходят до Куры, где объединенные войска албанских (лезгинских) племен  наносят им поражение и заставляют их уйти за пределы Албании. Через несколько лет хазары внезапно повторяют свой набег и на этот раз доходят до Аракса. Джеваншир вынужден идти на переговоры с хазарами. На берегу Куры происходит его встреча с хазарским правителем. Встреча завершается заключением мирного договора, по которому хазары возвращают пленных, а Джеваншир берет в жены дочь хазарского хакана.


 Ослабление Византии в борьбе с арабами позволяет Джеванширу выйти из под ее зависимости и, как пишет албанский историк, «подчиниться игу властителя Юга». В 667 году он отправляется на переговоры в столицу халифата. Халиф встречает его с торжественностью, соответствующей его рангу и официально признает его князем Албании.


 Дипломатический талант Джеваншира и его личные качества позволяют наладить с халифом дружеские отношения. Через три года после этого Джеваншир получает приглашение от халифа приехать в Дамаск, на этот раз в качестве посредника в его переговорах с императором Византии. Джаваншир блестяще справляется с обязанностями посредника. Обе договаривающиеся стороны удовлетворены результатами переговоров. После этого халиф соглашается с предложением Джеваншира снизить подати, которые были наложены на Албанию, на одну треть. Халиф подчиняет Джеванширу княжество Сюник и просит принять в управление Атропатену. От последнего предложения Джеваншир отказывается.


 Домой Джеваншир возвращается с дорогими и диковинными дарами. Вместе с общепринятыми тогда подарками, такими как дворцовое оружие и дорогие одежды, Джеваншир увозит домой слона и заморских говорящих попугаев. Сближение Джеваншира с мусульманским халифатом стало поворотным пунктом в истории албано – лезгинских народов, в процессе исламизации страны. Может быть, этот шаг и послужил причиной организации заговора прохристиански настроенных феодалов против своего властителя.


 Джеваншир умирает в 669 г. от тяжелых ран, нанесенных ему одним из участников этого заговора. Джеваншир вошел в историю лезгин как выдающийся полководец и мудрый государственный деятель, который в очень тяжелое для страны время смог восстановить и сохранить независимость страны, и как талантливый дипломат, умеющий мирным путем разрешать проблемы, возникающие в его взаимоотношениях с арабами, византийцами и хазарами.


 Джеваншир много сделал для развития материальной и духовной культуры лезгинской Албании, чему в большой степени способствовали его связи с Халифатом и Византией. При нем жил и работал выдающийся албанский историк Моисей Каланкатуйский. Очевидно, по указанию Джеваншира им была написана «История Албании», в которой, кроме трудов предшествовавших ему историков, были использованы материалы дворцовых архивов, предоставленные в его распоряжение. Здесь, например, приводятся письма Вачагана к епископам, письмо Джеваншира к византийскому императору Константину, письмо Константина к Джеванширу и др.


Приводится также элегия придворного поэта Давтака на смерть Джеваншира, в которой он оплакивает своего покровителя и проклинает убийц. В заключении поэмы он пишет: Он был нам светильником истинного мира, был кормчим – укротителем бурных волн, - храбрый Джеваншир, рассеивавший сонмы врагов!». Каланкатуйский пишет, что Джеваншир построил в Барде и в других городах много дворцов и храмов.


 Вскоре после смерти Джеваншира Албания покоряется арабами и лезгиноязычные народы на низменной ее части постепенно принимают мусульманство, в отличии от горных районов где процессы исламизации затянутся на целые столетия.




 Автор: Али Албанви