5. 10

Нина Марченко
Как быть, если обычаи, на которых строились отношения в церкви две тысячи лет назад и современные обычаи не совпадают. Я не богослов, но думаю, следует ориентироваться на апостольские правила, которые, как ни странно, не устарели. Поведение в церкви и одежда должны быть такими, чтобы не мешали молиться всем прихожанам вместе. Не нужно выделяться во время совместной молитвы в Храме. Одежда не должна быть ни слишком хорошей, ни слишком плохой. И поведение тихое, не толкаться, не скрипеть зубами. Не пытаться донести свечку, пробивая толпу собственным телом. Откуда вы такие простые?
Я помню, как однажды я ехала на дачу в деревенском автобусе. Грубая, циничная контролерша урезонивала пассажиров визгливым голосом. И вдруг тембр ее голоса изменился. Она заговорила с кем-то вкрадчиво и тихо. Я не выдержала, стала крутить головой. Оказывается, за мной сидел батюшка. И это перед ним так рассыпалась тетка. А было это еще в советское время. Народ уважал Церковь.
Однажды в командировке в Горнем монастыре я познакомилась с тремя послушницами, только что приехавшими из России. Они зашли в гостиницу, где я в этот момент была одна, с просьбой разрешить воспользоваться какими-то удобствами. Мне было любопытно узнать, кто они. С одной из них я подружилась. Она из Питера. Тоже инженер строитель. Только какая-то с ней произошла катастрофа. Ей было уже под сорок и катастрофа, я думаю, была в личной жизни. Но выспрашивать я не хотела. Мы много раз разговаривали по поводу строительства храма. Она - не проектировщик. Работала раньше прорабом. Мне было интересно ее мнение. Кроме того, мне она рассказала, как позвонить в Москву. И как съездить в город.
Через какое-то время я снова приехала в командировку. Моя знакомая уже была инокиней, носила монашескую одежду, монашеское имя Мария и имела свою келью. Я напросилась в гости. Монахиням не положено принимать гостей. Но мне хотелось посмотреть, как живут матушки. По огромной территории монастыря, расположенной на крутом северном склоне, тут и там виднелись одно-, двухэтажные домики. В каждом домике несколько келий. Каждая келья имеет свой выход на улицу. Основное помещение – спаленка с аналоем для молитв. В проходной комнатке скромная кухонька, вход в туалет, в душ. Особенностью Горнего монастыря являются сохранившиеся у каждого дома резервуары. Раньше они были необходимы, так как воды мало. Дожди идут только зимой, и резервуары устроены так, чтобы вся вода со склона в них собиралась. Это не питьевая вода. В монастыре есть водопровод, а сто лет назад питьевую воду брали из источника.
Для паломников и командировочных на территории есть три маленькие гостиницы. Есть пустующие келейки, разрушающиеся от времени.
Все заросло полудикими растениями. Весной цвели ирисы. Маленькие, наверное, дикие. Анемоны. Прямо в подпорных стенках - цветущие цикламены. Зимой матушки как-то стригли местную кислицу. Заготавливали на год для щей.
Мать Вера, несмотря на возраст, круглый год вырубает засохшие кусты и деревья, запасая дрова на зиму. Кельи отапливаются, но в каждой есть маленькая печка, которую матушки подтапливают зимой для интереса. От каждой келейки крутые тропинки по склону. Некоторые молились уединенно у недостроенного тогда храма. Я обожала ходить по склону вечером и ранним утром.
Я хотела бы там быть, но, как видно, не достойна.