5. 9

Нина Марченко
Интересную вещь пришлось узнать при посещении Иерусалима. Как-то однажды я там познакомилась с молодым историком, рассказавшим, что палестинцы – это тот самый народ, который в Библии именуется филистимлянами. Арабы, завоевавшие эту страну, тогда христианскую,  сохранились в очень небольшом количестве. Они живут в пустыне восточнее Иерусалима. В грязных с заплатками палатках. Занимаются разведением овец. Совершенно непонятно, как им это удается в местах, где дождь бывает не каждый год. Я бывала в пустыне и зимой и весной, но растительности не видела. Так вот в таких условиях и в малом количестве сохранились бывшие завоеватели.
Когда наши журналисты говорят о воинственных арабах в Израиле, они имеют в виде палестинцев, или по писанию – фелистимян, древний семитский народ. Скорее земледельческий и торговый, чем воинственный. И не всегда мусульманский. Фелистимяне приняли христианство еще при Апостолах. Позже часть из них приняла религию победителей – мусульманство. Но по настоящему преобладать мусульмане стали в наше время. Христиане палестинцы после второй мировой войны мигрировали. Сначала в христианскую Южную Америку. Сейчас – в Европу. Мне рассказывал хозяин строительной фирмы, что шведы предлагают им большие подъемные при миграции в Швецию.
Мой знакомый хозяин строительной фирмы Дауд Маттар живет в Вифлееме. Мне он симпатичен хотя бы потому, что еще его бабушка работала в Русской Миссии. Он из чисто православной семьи. Приходская церковь Николая Чудотворца. Я была в этой церкви. Под алтарем находится пещерка, в которой Николай Чудотворец (или по-деревенски Николай Угодник) обитал.
Когда этот город захватили арабы, они не заставляли принимать свою веру силой. Они приняли решение, что напротив каждой христианской церкви построят мечеть. Это я узнала от палестинца мусульманина. Он когда-то учился в Москве и, когда я была в Вифлееме, взялся быть моим экскурсоводом в знаменитом Храме Рождества. Я была в этом храме не раз. Палестинцы помнят, что очень ценные украшения алтаря были подарены русским царем.
Вифлеем в 20 км от Иерусалима. Миссия в это время строила там большую паломническую гостиницу. Так, что для меня это не было экскурсией. Помню, когда первый раз пересекали границу с автономией, я была на заднем сидении автомобиля, а за рулем сидел архимандрит Ф.. И вдруг израильский пограничник с рязанской внешностью неожиданно попросил: «благословите, батюшка». Все совсем не так, как преподносит пресса.
Я пыталась разузнать у матушек, кто их прихожане. Один год среди прихожан была бедная многодетная еврейская семья, приехавшая из Советского Союза. Единоверцы не хотели им помочь встать на ноги и бедолаги охотно питались в монастыре. Но обычно прихожанки – это прислуга с Украины. Их много, как и в Москве. Слава Богу, мы одной веры. Одной концессии.