5. 7

Нина Марченко
Меня одолевает демон поучительства, раздуваемый гордыней.
Мне кажется, я залезаю не в свою область. С другой стороны свежий взгляд иногда необходим. Говорят, глаз не засалился. А у меня вдруг из-за этого появится  широта взглядов.
Как-то заказчиком был батюшка, который одновременно работал философом. Замечательный батюшка. Глубина познаний позволяла ему понимать и психологию прихожан. А как приятно было просто поговорить с ним. Философы, филологи и даже физики пришли в православие, когда неожиданно стали открывать и восстанавливать церкви. В Сарове я встретила молодого батюшку, бывшего когда-то физиком.
Саров удивительный город. Кажется, что по улице ходят только умные люди. Настолько приятные лица прохожих. Никаких грязных лавок, это в то время, когда Москва была захвачена рыночной стихией и ее отходами.
Речь шла о воссоздании ближней пустыньки свт. Серафима Саровского, при советской власти уничтоженной. Причем даже святой источник был залит бетоном. Вот какую ненависть испытывали к святыне люди, захватившие власть. Как же после этого верить, что октябрьский захват не был религиозным.
Вот теперь вопрос сложный. Естественно захват власти в семнадцатом году осуществлялся людьми необразованными. После войны же в Саров для создания атомного оружия были направлены лучшие умы страны. Без сомнения они были вынуждены демонстрировать лояльность властям, уверяя, что неверующие. Но это не носило характер агрессивности. Главную площадь города украшает огромная монастырская колокольня, а самая большая церковь еще недавно использовалась, как театр. Но это не свидетельство намеренного разрушения, скорее похоже на консервацию церковных зданий. В Англии много пустующих церквей сдается. В частности православные общины снимают древние английские церкви. Я знаю одну такую 12 века. Это не свидетельствует о враждебном отношении властей, скорее, об отходе от веры самого населения. Причины у нас и в Англии разные. В Англии не было вооруженного захвата власти безбожниками. Поэтому у нас гораздо сильнее стремление к возрождению христианства. Как реакция на насилие. И все-таки использование храмов не для складирования навоза, а для театра или художественной мастерской было в то время наименьшим злом. Сохранив стены, можно было вновь осветить храм. Вспомните, ведь мощи святых тоже хранили, прикрываясь советской наукой.
Как сказалось, что на территории монастыря, разрабатывалось самое разрушительное оружие? Возможно, поэтому оно не было ни разу использовано. Каким бы это оружие не было страшным, оно выполняло только функцию защиты обескровленного войной народа. Не бог требует защиты, а мы, слабые духом и даже склонные к предательству. Это вера защищает нас, а не мы ее.