Один день из жизни барыги

Володя Дробязко
               
  Многие люди ещё не совсем привыкли к рыночным отношениям. Они любому продавцу навешают ярлык. Если ты что-то продаёшь, то ты и барыга, и спекулянт проклятый! И как только не обзовут продавца! Может, есть в этом доля истины? Но, кто тогда поймёт того, кто торгует? Да, лишь тот, кто был в его «шкуре». Ох, не от хорошей жизни приходится наглеть и заламывать цену. Это я испытал на себе, когда остался без работы и «открыл свой маленький бизнес».
  Дело было в июле. К тому времени в горах поспела дикая малина. Я вставал с утра пораньше и отправлялся за ягодами. Один день моей незавидной жизни был похож на другой. Борьба за выживание начиналась сразу после того, как ты появился в лесу. Здесь важно обойти конкурентов. Ведь летом горожане толпами устремляются на природу. Каждый встречный-поперечный, конечно, пытается с твоей помощью «пронюхать»: и где тут малина растёт? Совесть сама по себе «впадает в летаргический сон». Правду скажешь – вернёшься домой ни с чем. Они ведь, эти встречные-поперечные всё обдерут до ягодки. Ты, естественно, любому «очень любопытному» стараешься «пнуть по ушам». Да, нынче в горах ничего не выросло, обычно «вешал я лапшу на уши» конкурентам, а сам потайными тропами пробирался в своё заветное местечко, и дербанил малину. На автобусную остановку тоже спускался втихаря.
  Я торговал едва не на всех рынках нашей южной столицы. На любом базаре, продавцов обычно больше, чем покупателей. Едва на территорию рынка войдешь, как со всех сторон из разномастной толпы тебе чуть ли не в нос тычут то носками, то трусами, то колготками: купи да купи... На это я не обращал внимание - привык. Кто торговал, тот поймёт – при помощи этого быстрее продашь свой товар. Я не хочу рассуждать о торговле на наших базарах. У меня частенько «сосёт внутри» рассказать о той типичной ситуации, в которую приходилось попадать, когда я приходил на рынок, чтобы сбыть свой товар. Прямо у входа меня обязательно встречали перекупщики. Добродушные дяди и тёти, как правило, вставали поперёк дороги, и с «масленой улыбкой» предлагали свои любезности:
-Ну, чего, сынок, будешь мыкаться! Давай-ка нам свою малину! Может, договоримся?
  Они сразу суют тебе деньги. Но, гораздо меньшие, чем ты сможешь выручить за своё пятилитровое ведёрко с ягодами. Я ведь – не лох, цены знаю не хуже других, поэтому с перекупщиками не связываюсь.
  - Не торгую, - отвечал я обычно спекулянтам. Они ведь тут же выставят твою малину на продажу по гораздо большей цене, - сам недавно малину купил,- вру на ходу,- Сейчас забегу в крытый рынок, сальца прихвачу – и домой!
  - Знаем таких...  Не торгуешь... Мы тебя вчера здесь тоже с малиной видели! – кто-то из перекупщиков кричит тебе вслед.
  - И я вас видел! Коллеги, значит! Купите у меня ведёрко малины за 5000 тенге! – отвечал я, и называл такую цену, по которой никто моё ведёрко, конечно, не купит. Но, говорят, наглость – второе счастье. Издеваюсь для того, чтобы отвязались. «Добрые дяди и тёти» шарахаются в стороны.
  - Спятил малый! – слышу я в след, но не обращаю внимание. Иду дальше и облегчённо вздыхаю: позади ещё один этап в борьбе за выживание. Но, впереди самое главное – надо свой товар в деньги превратить. На рынке привычная картина. Всюду – торговые ряды. За лотками, на которых кучами навалены и малина, и черешня, и всё прочее, стоят продавцы, «отстегнувшие за место под солнцем».А, между ними – проходы. Они вечно забиты непроходимой толпой. Вдоль проходов – такие же бедолаги, как я, которые «не платили за место под солнцем». Кто с одним ведёрком вишни или малины, кто с двумя. Пристраиваюсь к «товарищам по несчастью». Нам важно встать так, чтобы рядом постоянно проходили покупатели, и чтобы контролёры рынка «не застукали». Они же попросят за место платить. Деньгу за право торговли заломят такую, что со своим одним ведёрком стоять не захочешь -  без штанов останешься. Встаёшь так, чтобы в любой момент мог исчезнуть от человека с повязкой на руке. На месте почти не торчишь. Встанешь здесь, встанешь там...  Рядом с тобой без конца топчутся такие же, как ты, которые за место ничего не платили. Голова постоянно вращается на триста шестьдесят градусов. Но, покупатели тебя всё равно находят. Называешь цену – у честных граждан меняется радужная оболочка «смотрелок».
  -Совсем сдурел! – набросилась на меня как-то одна женщина, - вон там, за углом, - точно такое же ведёрко малины за 1000 тенге продают! А ты за своё – 1500 тенге просишь!
  - Идите и берите за – 1000! – спокойно отвечал я. Ведь мне цены известны. В моём ведёрке – 3 килограмма малины, а за каждый килограмм просят 500 тенге. Одним словом, я могу смело свой товар за 1500 тенге предлагать. А она хотела «трон поколебать», призвать к совести, да не вышло. Ведь её совесть – в левой части грудной клетки, а моя – в берлоге с медведем. И женщина исчезла...  Потом подошла ещё одна, и ещё...  Но, вскоре снова вернулась та же самая, лет сорока двух, полненькая такая, с двумя авоськами и в синих штанах. Она, конечно, искала какой-нибудь более выгодный вариант, по сравнению с тем, что я ей предложил. Но, скорее всего, не нашла. А, может быть, именно моя малина понравилась, подумалось мне.
  - Так отдадите малину – за 1400? – спрашивает она.
  - А вы уже купили – за 1000? – издеваюсь я, - чего же вы с пустыми руками?
  Женщина молчит.
  - Я за своё ведёрко 1500 тенге прошу! – настаиваю на своём, предполагая, что товар, скорее всего, за – 1400 уйдёт. Боюсь продешевить. Ведь рядом такие же бедолаги, как я, просят за малину то же самое. Не буду же им цену сбивать. Это с одной стороны. Но, есть и другая «сторона медали».Согласитесь, когда что-то покупаешь, то волей-неволей пытаешься продавцу «цену сбить». Но, как только «влезешь в шкуру продавца», то готов с такого же, как сам покупателя, «содрать втридорога».
  - Так отдадите – за 1400? – снова спрашивает женщина, - а там, за углом,- она машет куда-то в сторону, - малину, в таком же ведёрке как у вас, за – 1000 продают.
  Я знаю, что на данное время таких цен просто нет. Но, мне почему-то вдруг захотелось заинтриговать покупателя чем-то необычным.
  - Так у них малина обычная, а у меня – «алтайская»! – «сказка про белого бычка» сама собой рождается в голове. Услышав про «алтайские ягоды», женщина растерялась.
  - Неужели вы с Алтая? – её большие глаза чуть не вываливаются из-под век.
    - Да, с Алтая! – продолжаю заигрывать и чувствую, что женщина не против моих шуточек. Одним словом, «крючок зацепился за рыбку». Не сорвалось бы только, - Утренним рейсом – из Барнаула. И сразу – на рынок! – иногда пробую шутить, если удаётся угадать настроение покупателя. Но, женщина уже не придаёт значения моим шуточкам. Она пару минут беседует со мной. Я ей внушаю, что перед ней «самый уникальный сорт малины». И, кажется, «моя сказка про белого бычка» сработала. Женщина сводит брови к переносице и спрашивает:
  - Неужели у нас, в Алматы, новый сорт малины появился?
  - Да, новый сорт, - «подтверждаю я». А в голове, сам собою, появляется какой-то абсурд. «Ваша малина из Магадана?» - мерещится её вопрос. «Конечно, из Магадана?» - ответил бы я. Я готов подыграть покупателю в чём угодно, лишь бы «влезть в задницу без мыла». Ну, как тут «не оправдать надежд покупателя»? В голове невольно рождается «продолжение сказки про белого бычка», и я продолжаю делать всё, чтобы «лапши на уши накрутить», - вы знаете, на питомнике, где я работаю, несколько лет назад новый сорт малины посадили, - вру я, не краснея, - лозы у кустов – толстые, длинные. Под тяжестью урожая они едва на землю не ложатся. Мы их, как виноград, по шпалерам развешиваем...
  - Да, действительно, раньше, кажется, я, такой малины не встречала, - женщина забрасывает в рот ещё пару ягод из моего ведёрка, и снова с серьёзным выражением лица сводит брови к переносице. Достал, достал, колотится сердце внутри... Сработало! Эх, знала бы ты по каким «кушарам»  я бродил, собирая малину в горах! В нашем диалоге возникла пауза. Чувствую – хватил через край. Но, как тут не превратишься в Остапа Бендера: ведь вот, они, в её руках – мои «теньгушечки»! Однако, ещё полминуты – и азарт пропадает. Пятки сами отрываются от асфальта: из-за угла появляется контролёр рынка с нарядом милиции. Мои «коллеги», ну, те, которые, так же, как и я, стояли рядом с одним, двумя ведёрками ягод, забеспокоились. Они тоже не «отстегнули за место под солнцем», и стремятся исчезнуть в толпе. Я стараюсь забуриться подальше от «праведников» среди снующих туда-сюда покупателей. Не дай бог тормознут до выяснения...  А на следующий день моя малина – уже не товар. На сок изойдёт. Разве только на бражку сгодится. Одним словом, «включаю повышенную скорость» и, расталкивая людей, бегу без оглядки. «Шкребу когти» на встречу фортуне, и вдруг слышу знакомый голос. Оборачиваюсь – та же женщина, с двумя авоськами и в синих штанах... 
  - Неужели и на этот раз не продадите? – кричит она. Надо же...  Нашла! Верная собачка!
  - Нет, не продам! – озираюсь я по сторонам, и опять забуриваюсь в толпу – недалеко от меня снова мелькнула повязка контролёра. Но, тётка с двумя авоськами не отстаёт. И как ей объяснить, что не от неё сквозанул, а от «праведника». Не платил же за место!
  - Так не продаёте! – меня снова нашли.
  - Нет, не продаю! На иномарку решил поменять. Махнём, ведёрко малины – на иномарку! – останавливаюсь и кричу во всю глотку. Я осмелел, потому что мужик с повязкой на руке где-то затерялся, - малина горная! – взываю к толпе, - за 1400 ведёрко отдам! – сбрасываю цену чуть-чуть, чтобы «верная собачка» наверняка раскошелилась. Она ведь топчется рядом. Куда ей деваться – лучшего товара не нашла.
  - Так бы сразу и сказал, что малину в наших горах собираешь, - женщина отсчитывает мне 1400 тенге и пересыпает мою малину в своё ведёрко. Я прячу деньги, и мы разбегаемся...
  Эх, и до чего же не проста жизнь у нашего брата – коммерсанта. И чего только не придумаешь – лишь бы деньги содрать. Ведь, ей богу, если уши развесишь – в дураках останешься. Тебя либо сами покупатели вокруг пальца обведут, либо спекулянты «рогов понаставят». Вернёшься с рынка – в голове неразрешимая дилемма. Когда ты в роли покупателя, вечно мечтаешь «сбить барыге проклятому» цену...  Но, стоит «влезть в шкуру продавца», - и тут же начинаешь жить по принципу: наглость – второе счастье. Эх, ты, радость моя, экономика рыночная. Она то манит к себе, то дразнится. Целовал бы тебя, родную, то в губки, то в задницу