Путешествие на край света. Глава 2

Галина Соляник
   Осенний ветер грациозно трепал полы длинного палевого плаща, не давал прикурить сигарету, а теперь вот залепил кленовым листом очки. Анатолий остановился, привел в порядок стекла, осмотрелся – аллея кленов в этот поздний час была пустынна, или нет? Все же нет... Чей-то одинокий силуэт сливался с ажурными перилами мостика. Анатолий сделал еще одну попытку прикурить сигарету – не удалось. Кончились спички, зажигалку оставил на работе. Выход один – попросить огонька у незнакомки.
 
   Не успел – девушка достала зажигалку и молча протянула ему. Долго, стояли, рядом замерзая, цепенея от вечерней прохлады,  курили, слушали, как по осенней листве гуляет ветер. Анатолий старался вспомнить, где он мог ее видеть раньше? Спешно анализировал ситуацию. Смотрел на размазанную по щекам тушь.
Одну ее в таком состоянии оставлять нельзя, но и помощи она не просит.  Не просят – не делай... Анатолий раз пять напомнил себе одно из своих жизненных правил.

   Холодало, темнело, ветер усиливался. Решения не приходило. Незнакомка молчала, иногда смахивала со щеки очередную слезинку, шмыгала носом, продолжая смотреть на что-то, только ей одной видимое в потоке воды под мостиком. Похоже, его присутствие не мешало ей. Уже хорошо, – отметил Анатолий, достал мобильный телефон, позвонил матери, предупредил, чтобы ужинала без него.

   Начался дождь, Анатолий использовал ситуацию и нарушил молчание:
 
   – Может быть, зайдете ко мне? Я живу один. Тут рядом, на проспекте Абая.

   Она кивнула. Шли неспешно, каждый под своим зонтом. Вошли в квартиру, покрытую слоем пыли, – Анатолий последнее время жил у матери. Незнакомка сняла черную кожаную куртку, кроссовки, устроилась в позе лотоса на диване.

    Анатолий сходил за продуктами, вернулся. Какого-то конкретного плана действий у него так и не возникло. Действуй по ситуации, – мысленно повторял он себе.

   Девушку он застал за уборкой кухни, бодро спросил:

   – Ну что будем пить? Чай? Кофе? Мате? Виски?

   – Мате.
 
  Анатолий достал калебасы, наполнил их зеленой травянной смесью, вставил бомбильи и, чтобы как-то разрядить обстановку, отвлечь девушку от ее мыслей, стал рассказывать легенду о происхождении мате.

   – А вы знаете, что этот напиток делают из ветвей и листьев дикорастущего дерева йерба мате (Ytrba Mate)
 
   – Нет, расскажите?

   – Это удивительное дерево пустило свои корни в Северной Аргентине, Бразилии и Парагвае. Индейцы племени гуарани использовали его для своих чудодейственных эликсиров. Считается, что мате восстанавливает силы и позволяет долгое время обходиться без еды, легко подавляет чувство голода.

   Гостья внимательно слушала, Анатолий воодушевился и продолжил:
 
   – Согласно одной из легенд гуарани получили мате в дар, от богов. Много лет тому назад синеокий бог гуарани Paia Sharume шел со своей свитой в один из божественных городов. Их путь проходил через густые заросли. Путь был трудным, и вскоре силы оставили голодных пилигримов. Они вышли на небольшую полянку, решили остановиться на привал. На поляне путники обнаружили убогую хижину, в которой жили немощный старец и его дочь. Красота девушки была ослепительна. Они накормили измученных путников, потратив при этом все запасы еды и зарезав единственную курицу. Paia Sharume поинтересовался, чем вызвано их затворничество. И старик сказал:
 
   – Я не хочу, чтобы люди видели красоту моей дочери. Они могут ее осквернить, а мое дитя принадлежит богам.
 
   Тут бог открыл свое истинное лицо и ответил:
 
   – Ты прав, ее красота действительно божественна, но люди должны о ней узнать. Я превращу твою дочь в растение, которое будет помогать людям, как это сделал ты, и со временем Са-а (это индейское название  мате) узнает весь мир.
 
   Вот такую красивую легенду поведала мне бомбилья, а я рассказал ее вам, – с этими словами Анатолий подал гостье готовый мате.

   Когда длинные красивые пальцы гостьи стали задумчиво похлопывать толстый бок калебаса, он узнал ее. Конечно, она изменилась за прошедшие пять лет, из наивного угловатого подростка превратилась в красивую молодую женщину. Анатолий, не переставая, скользил взглядом по линии ее плеч, мысленно поглаживал прямую, стройную спину, запутывался в каштановых прядях ее длинных волос...
 
   – Тая, я вас вспомнил. Вас ведь Таей зовут?
 
   – Да. А я вас сразу узнала. Вы Анатолий. Да?

   – Ну что у вас стряслось?

   – Я только что ушла от мужа.

   – Ты замужем?

   – Да, уже два года.

   – Дети есть?

   – Нет. Мальчик умер на второй день после родов. Стафилококковая инфекция. Нелепо, да? В наши дни в больнице потерять ребенка.

   Долго молчали, слушали шум дождя.

   – Ты уверена, что развод – единственно правильное решение для вас?

   – Да, – твердо сказала она.

   - Почему ты так уверенна?
 
   – Так бывает в жизни. Все рано или поздно заканчивается. Иногда раньше, чем нам хотелось бы. Мне кажется, что у влюбленных есть уникальное право справляться с чем-либо вместе, а не одному за двоих. Если они все время со всеми сложностями справляются вдвоем, то они идут прямой дорогой. У такой пары есть будущее. Бывает, что с проблемами справляются по очереди, как в догонялки играют: один – другой, один – другой. У кого что лучше получается. Путь такой пары похож на зигзаг. Один делает шаг вверх, потом другой. У них меньший запас прочности, но будущее все равно есть. А еще бывает, что кто-то один берет на себя все тяготы совместной жизни, рассчитанные на двоих, за разом раз. Шаг вверх и в сторону, вверх и в сторону. И в один прекрасный момент выясняется, что такого понятия, как мы, больше нет.

   Все – связь исчерпала себя. Есть такое жизненное правило – отстающих не ждут. Как в сказке об Орфее, нельзя оглядываться, иначе окаменеешь. Вот так и наши отношения с Феликсом подошли к своему финалу. Оглянусь – окаменею. Я это поняла сегодня вечером. Там, на мосту. Если бы вместо тебя пришел он, я, наверное, смогла остаться с ним, а теперь точно все кончено…

   Молчали, потягивали мате через бомбильи. Напиток был горьким.
   Тая снова заговорила:
 
   – Не смогли мы стать супругами. Однажды я долго смеялась над переводом этого слова – два вола в упряжке. Не получилось упряжки. Нет, конечно, по-разному можно взаимодействовать друг с другом… Можно оседлать партнера, а потом пристрелить, как загнанную лошадь. Можно заняться перетягиванием каната, поиграть в тянитолкайчика. Можно поиграть во влюбленных голубков. Смотреть строго друг на друга и наконец умереть от скуки, исчерпав все запасы нежности. А можно стать супругами, подставить друг другу плечо и бок о бок пойти по жизни рядом, глядя в одном направлении. И это, похоже, единственно правильный принцип сотрудничества в браке.

   – Тебе виднее. Хочешь, поживи здесь, поразмышляй. Я сейчас живу у матери.

   – Нет, я только переночую. Хорошо?

   – Хорошо. Будешь уходить, брось ключи в почтовый ящик.

   – Ладно, брошу.

  – Спокойной ночи. Я пожалуй пойду.

  – И тебе спокойной ночи.


(Продолжение следует)