Рецензия на фильм Елена

Елена Романова1
Фильм не просто наделал много шуму, а, можно сказать, прогремел. Собрал урожай призов, премий и хвалебных эпитетов от "портрета эпохи" до "откровения". Реклама подействовала, и посмотреть его очень хотелось. Но мне этот "портрет" показался не более чем фотоснимком, пусть даже, от профессионального фотографа.

Режиссёр Андрей Звягинцев в одном из интервью сказал, что сценарий ленты был переписан, что изначально местом её действия была Англия, а действующие лица - британцами. Но тамошние продюсеры сюжет забраковали ввиду его "отрыва от реальности", и он был наскоро адаптирован к нашим условиям. Это многое объясняет. Мне история тоже показалась надуманной, а её герои - не живыми людьми, а типажами, схематичными, ходульными образами. Понимаю, возможно, на глубину и психологизм создатели фильма и не замахивались, возможно, ставили себе другую задачу. Но и на прорыв в кинопублицистике картина, увы, не тянет. Нового в ней почти ничего нет - ни в плане содержания, ни в плане выражения.

Фабула "Елены" стара, как мир. Женщина, вынужденная выбирать между мужем и своими отпрысками, жертвует супругом (то есть, личным благополучием) ради родной кровинушки. Причём, не столько сознавая материнский долг, сколько по зову сердца. Елена - женщина средних лет со средним же образованием и уровнем культурных запросов/интересов даже ниже среднего. Эта её нарочитая усреднённость и превращает образ в типаж. Личность проглядывает сквозь него лишь однажды - в момент кульминации действия, когда она решается на поступок, совершенно для такой героини немыслимый и даже нелепый, и в то же время, удивительно закономерный. Для заданной ей жизнью задачи убийство мужа стало единственным решением, и ей пришлось его совершить.

В чём же надуманность сюжета? В неумолимости и драматизме развязки столь будничной истории. Убить мужа (пусть, не горячо, но в какой-то степени любимого) за отказ "отмазать" от армии внука (которого она, похоже, вообще не знает и не понимает) - это слишком. Уязвлённая гордость (практически, классовая), вдруг пробуждённая в Елене отказом супруга дать денег на взятку ради зачисления парня в институт со словами "армия как раз для таких", выглядит ещё более странным мотивом убийства, чем деньги. Ведь он не внезапно открыл ей своё истинное лицо и своё отношение к её семье и её сословию в целом. Он, как следует из их предыдущего диалога, давно не одобрял (если не сказать презирал) её сына - безработного, безвольного и безликого великовозрастного детину, способного лишь плодить таких же, как сам, никчемных иждивенцев, которым тоже подавай только пиво, орешки и видеоигры. И то, что собственной дочери муж Елены эту же самую убогую приземлённость (хоть и куда более гламурного пошиба) безоговорочно прощает, для неё тоже не новость. Нельзя сказать, что Елену до глубины души оскорбляют его барские замашки: они вместе десять лет, и он был таким всегда, пора привыкнуть. Противопоставление Кати сыну Елены в вопросе продолжения рода слишком уж явное, бросается в глаза. У него должен скоро родиться третий ребёнок, а она никак не порадует отца наследником. Но её предполагаемая беременность для любящего папы желанна, он со смехом говорит: "Это бы тебя дисциплинировало". Здоровое же потомство Елены вызывает в нём брезгливость, этих плебеев-нахлебников, как раз, хорошо бы поменьше. Резко, грубо, но, опять же, вполне ожидаемо. Да, свою неблагодарную дочь он балует, она ни в чём не знает отказа, купается в роскоши, не спеша при этом даже навестить его в больнице. А сын и внуки его жены прозябают в трущобах на окраине, и он пеняет ей за то, что она их кормит. Впрочем, они такие же неблагодарные, она для них - всего-навсего ключ к сейфу её богатого муженька.

Выглядит вся картина не слишком убедительно. Откуда эти надменность и чуть ли не крепостнические ухватки у Кати и её отца? Ведь он в не столь далёком прошлом, - очевидно, какой-нибудь исполкомовец или завотделом средней руки, "раскрутившийся" в конце 80-х и нарастивший капиталы в 90-е. А она, видимо, успела ещё в советский детсад походить, или даже октябрятскую звёздочку поносить. Где же было им набраться всей этой напыщенной "уверенности сытой" в богоданности собственной особой стези высоко над юдолью серости и быдла? И как могла судьба свести с таким небожителем Елену? Как мог он жениться на далеко не юной медсестре, совсем не секс-бомбе, да ещё со взрослым сыном? Для Англии подобный сюжет, действительно, подошёл бы больше.

Внук Елены - пожалуй, самый "мутный" из всех персонажей. Парень заканчивает школу, в институт ему бесплатно не поступить, а в армию родители отпускать боятся. И просят бабушку добыть денег почему-то не на платное обучение, а на взятку для зачисления сына путём подкупа сотрудника. Разве не странно? Сам подросток - просто дикарь: то на балконе с "косячком" спрячется, то с приятелями отправится лупить кого-то до полусмерти непонятно за что, а в конце фильма он стоит на лоджии бабушкиной квартиры, на порог которой его при жизни её мужа не пускали, и угрюмо наблюдает за игрой в баскетбол своих ровесников из этих элитных домов на спортплощадке внизу. Его крохотный братик тем временем осваивает огромную кровать в шикарной спальне. Не слишком ли прямолинейные метафоры?

Словом, для меня фильм откровением не стал. Снят добротно, качественно. Советую, по возможности, посмотреть - неплохо проведёте вечер и некоторую пищу для размышлений получите. Но не более того.