Индия. 2010. Бхимашанкар

Максим Антошин
Наши бхимашанкарские десять дней жизни в Индии в этом году были также не менее интересными и также не обошлись без приключений. А начались эти приключения уже в аэропорту города Пуны.
Ещё в Москве, покупая билеты в Пуну из Ченная, я попытался синхронизировать наш прилет туда с прилетом других йогов, в частности Юли и Наташи, которые планировали прилететь в Пуну из Дели примерно 8 часов утра. Наиболее приемлемым, с этой точки зрения, для нас оказался рейс компании «Спайс Джет», вылетавший из Ченная в 4 часа утра и прилетавший в Пуну около шести с небольшим.
Трепетно попрощавшись с Таней и успевшими стать нам друзьями соседями, мы в ночь выехали из Ауровиля на прекрасном белом такси с замечательным водителем по имени Шадик.
Прибыли в аэропорт мы в расчетное время — около 2-х часов, по расписанию вылетели из Ченная и по расписанию же прилетели в Пуну.
Расчет мой был таков — часа два посидеть в зале прибытия, дождаться девушек, прилетающих из Дели, встретиться с мистером Патилом, и вместе с ними продолжить наш путь в «Blue Mormon Resort».
В здании аэропорта было почему-то холодно. Лена даже надела пуховик и обула зимние ботинки. Под строгим взглядом вооружённого автоматической винтовкой военного, дежурящего на выходе, мы расположились на креслах вдоль окон, выходящих в сторону города и стали ждать.
Исследование окружающей обстановки показало, что утренняя прохлада проникает в зал через проделанные в окнах круглые отверстия диаметром примерно 20 сантиметров. Через эти же отверстия служащие аэропорта, находящиеся внутри, переговаривались с людьми, находящимися снаружи.
Все наши попытки активных передвижений с целью поиска буфета были пресечены тем же самым военным, который, как выяснилось из разговора с ним, был настроен строго, но благожелательно.
Аэропорт в городе Пуна небольшой и очень напоминает серийные аэропорты советских времён постройки в каком-нибудь средних размеров российском городе. Отличие заключается в более строгих мерах контроля, а также жестком разделении зон вылета и прилёта. Кроме того, пассажирский аэропорт в Пуне совмещён с военным аэродромом, и на взлётных полосах можно увидеть МИГи и другие военные самолёты.
Около 7 часов на табло появилась надпись, извещающая о задержке рейса из Дели, на котором летели наши девушки, а еще минут через сорок Юля прислала «эсэмэску», в которой она сообщала, что их самолет задерживается на неопределённое время.
Час прошел в ожидании информации о времени прилета их рейса. По истечении этого часа я увидел в окно мистера Патила, его помощника Ганапата и еще нескольких работников резорта, лица которых были знакомы нам с прошлого года. Мистер Патил подошёл к табло прилета и, некоторое время изучал его. После этого он покачал головой и двинулся к машине.
Как мне удалось разглядеть с довольно большого расстояния, мистер Патил и его команда приехали на двух больших «джипах». В одном их них хозяин резорта уехал, другой остался.
— Пошли наружу, — сказал я Лене, и мы, погрузив свои пожитки на тележку, направились к оставшейся машине.
Снаружи было, как ни странно, тепло, и это очень радовало.
По дороге, почти у самой машины, припаркованной на приличном расстоянии от здания аэропорта, к нам присоединился усатый мужчина в белой рубашке с пэпэхолдером в руках. Он явно хотел нам что-то предложить или задать какой-то вопрос, однако наше ярко выраженное стремление к заветной машине останавливало его.
Около машины находилось двое молодых людей.
— Мистер Патил, — громко и отчетливо произнес я, обращаясь к одному из них.
Молодой человек посмотрел на меня с нескрываемым удивлением.
— Мистер Пат’иль, — «перевел» мужчина с холдером.
Молодой человек с тем же удивлением посмотрел на нашего спутника.
— Вы знаете мистера Патила, — спросил я мужчину с холдером.
Тот покачал головой.
— Blue Mormon Resort, — вновь обратился я к молодому человеку.
— Ханн (на хинди «да»), — коротко ответил он и стал куда-то звонить.
Поговорив с кем-то на хинди, скорее всего, с самим мистером Патилом, он гостеприимным жестом открыл нам заднюю дверь джипа, предлагая положить туда багаж. Мужчина с холдером удалился.
Погрузив вещи в машину, мы направились в находившийся тут же поблизости «ресторан» позавтракать. Во время завтрака, состоявшего из замечательного индийского кушанья под названием «масала доса» (рисовые блины с острой картофельной начинкой) и масала чая, от Юли пришла очередная «эсмска», сообщающая, что их самолет опять задержали.
Через несколько минут появился мистер Патил. Следующие несколько часов мы (точнее, я) провели с ним вместе в томительным и в некотором смысле даже нервозном ожидании. Мы обсудили с мистером Патилом все возможные темы, начиная от московской погоды и заканчивая тонкостями практики пранаямы. Помимо этого мы по очереди звонили Оксане, Ване, я писал Юле «эсэмэски». Мы постоянно курсировали от джипов к выходу из аэропорта, где находилось табло, и обратно. При этом мистер Патил с неизменной периодичностью выяснял у меня, сколько наших йогов и когда прибудет в Пуну. Я в меру своих познаний отвечал ему. При этом в какой-то очередной раз, я в вдруг с ужасом понял, что путаюсь в показаниях, подтверждением чему косвенно послужил недоверчивый взгляд мистера Патила. Наконец, порядком устав от напряженного ожидания, мы просто сели напротив выхода и стали молча ждать.
И вот — свершилось! Их самолет приземлился! А еще через несколько минут перед нами предстали наши девушки. Радости нашей не было пределов!
Вместе с Юлей и Наташей, с которыми мы были хорошо знакомы, прибыли еще двое молодых преподавательниц йоги из Москвы: Татьяна и Ирина, и еще двое преподавательниц из Новосибирска и из Хабаровска.
Мы разместились в «джипах» и отправились в Бхимашанкар по уже знакомой с прошлого года дороге.
Первое, что сразу же бросилось в глаза, так это чистота территории, разумеется, относительная. Возможно, на мое восприятие повлиял контраст со штатом Тамил-наду, из которого мы только что прибыли. Разница была настолько очевидной, что я даже несколько раз риторически вопрошал: «Где мусор?!!».
И действительно, в сравнении с Югом, здесь на дорогах было значительно чище, дома были лучше, опрятнее и больше и вообще, все выглядело как-то богаче.
Юля и Наташа, ехавшие с нами в одной машине, рассказали нам, что их самолет задержали из-за обычных для того времени делийских туманов.
Кто-то из знакомых потом говорил мне, что для современных самолётов, оснащенных соответствующими навигационными системами, а все индийские авиакомпании используют именно такие, эти туманы — не помеха. Более того, международные рейсы преспокойно прилетают и улетают. Тем не менее, рейсы внутренних линий всё-таки задерживают…
Наших девушек, вместе со всеми пассажирами, пригласили на посадку, посадили в самолёт, который, против всех ожиданий даже и  не думал трогаться. Народ так и продержали в самолёте несколько томительных часов, пока туман над взлётной полосой не рассеялся.
До резорта мы добрались примерно в 4 часа. Обед был готов и ждал нас.
Трудно передать словами это восхитительное чувство радости, охватившее меня, в полюбившейся с прошлого года бхимашанкарской обстановке. Я уже не говорю о местной бхимашанкарской пище. Это совершеннейший восторг!
Девушки, приехавшие в Индию впервые, с нескрываемым удивлением смотрели на приготовленное Ашоком кулинарное изобилие.
В меру своих познаний в индийской кулинарии и на правах старожилов, мы дали им некоторые пояснения относительно пищи. Такого типа, как что с чем есть, каков порядок, насколько остры те или иные блюда и прочее.
После обеда, как обычно вкусного и сытного, мистер Патил показывал коттеджи.
Нам с Леной достался двухкомнатный коттедж под названием «Кришна». В общем и целом, он оказался не хуже или лучше того, в котором мы жили в прошлом году, однако вода в нём согревалась с помощью электрообогревателя, а поскольку с электричеством в «Блю Мормоне» нередко случались перебои, в этом было некоторое неудобство, к счастью, единственное.
Сергея сотоварищи ждали вечером или на следующий день. Напомню, что они вместе с Димоном, с которым мы вместе прилетели в Дели, а также Юлей, Володей из Ярославля и Леной — преподавательницей из Екатеринбурга, совершали путешествие в Бодгаю, оттуда в Варанаси. Откуда, впоследствии они планировали поехать в Дели, а уже их Дели — в Пуну и затем в Бхимашанкар.
Уже ближе к ночи Димон прислал мне «смс» в котором сообщал, что Сергей приедет поздно вечером, и на другой день, в 8 часов утра, будет пранаяма. Утром, однако, выяснилось, что вся их компания, во главе с Сергеем, крепко застряла в Дели. Как выяснилось, весьма коварная в это время делийская погода сыграла с ними ещё более злую шутку, чем с девушками, которых мы ждали в Пуне. Если девушек просто очень долго держали в самолёте, который не собирался вылетать, то рейс Серёжиной компании просто отменили. И, как говорится, делай что хочешь.
Конечно, вечером все занимались йогой. В отсутствие Сережиного руководства, каждый занимался «по своей программе».
На другой день, после завтрака, «московской» частью наших садхак было решено погулять по окрестностям. Юля предложила сходить пешком в Бхимашанкар в широко известный Храм, посвященный Шиве. Мы некоторое время посовещались, и, несмотря на предостережение мистера Патила, говорившего о «толпах» верующих, вскоре отправились в путь.
Погода была прекрасной. Мы неспешно шли, наслаждалясь теплом, пейзажем и ненавязчивым общением. Протяженность нашего пути составляла примерно семь километров.
По дороге мы остановились в придорожном кафе, чтобы попить масала чая. Довольно большое расстояние от Блю Мормона до Бхимашанкара мы преодолели легко.
Как и предупреждал нас мистер Патил, на площади возле Храма было весьма многолюдно, а в сам Храм выстроилась длинная очередь. Разумеется, о том, чтобы войти внутрь не могло быть и речи. Мы некоторое время погуляли по площади, сделали снимки и отправились в обратный путь.
Добираться в «Блю Мормона» мы решили на рейсовом автобусе. Как раз на площадке, где паркуются все машины, приезжающие в Бхимашанкар, стоял чудесный автобус некогда бордового цвета. Тркдно сказать, каков был его возраст, однако с уверенностью можно сказать, что он явно старше многих наших. Кто-то выяснил, что минут через десять он отправляется. Мы вошли, сели на свободные места и стали ждать. Обстановка внутри оказалась не столь страшной, как могло показаться снаружи. Ничего особенного. Видавшие виды самолетного типа сиденья, протянутый над сиденьями шнур для сигнализации остановок.
На мой обращенный окружающим вопрос «Где кондуктор?», сидящая через проход от меня симпатичная индианка в ярком сари с широкой белозубой улыбкой сообщила, что кондуктор — леди, и что она скоро появится.
Увидев, что я удовлетворился ее ответом, женщина задала стандартный индийский вопрос: «Witch country?».
Мой ответ «Раша?» ей явно понравился, и она задала еще несколько вопросов. Каждый мой ответ она сопровождала восторженным «Ачча!» (на хинди — «хорошо»).
Постепенно завязался разговор. Мы обсудили наши профессии, семейную жизнь. Женщина оказалась учительницей из Мумбая. Она преподает английский язык и историю в начальных классах. Узнав, что мы занимаемся йогой, она представила нам своего мужа — преподавателя йоги из института йоги Патанджади в Мумбае. Постепенно наша беседа перешла на местные достопримечательности, и она рассказала, что в горах поблизости есть «original» шивалингам и сообщила еще много очень полезной информации.
Кульминацией нашей беседы было то, что я считал на хинди до десяти, а половина автобуса хором помогала мне.
Сергей приехал поздно вечером. Путь его был сложен и труден. Из Дели ему удалось выбраться только через Хайдарабад. Он потратил уйму денег, но всё-таки добрался до Бхимашанкара, где его ждали страждущие садхаки. И семинар начался!
Как и в прошлом году, он был до предела насыщен практикой, которая начиналась ранним утром с пения мантр, происходившим в Храме на территории резорта. Затем была пранаяма в течение часа. После двадцатиминутного перерыва — асаны. По окончании асан, примерно в 13 часов — обед. После обеда — несколько свободных часов, а уже в 16.00 урок Юли Макаровой. Затем, сразу же, асаны до вечера — примерно до 19.30. И сразу после них — ужин. После ужина — свободное время. Иногда — «посиделки» у костра.
Уровень, которому примерно соответствовал семинар — по моим представлениям, «основной — интенсивный». Соответствующим образом подобрались и садхаки.
В отличие от прошлого года, на этот раз публика собралась гораздо более серьезная, в том смысле, что подавляющая её часть — преподаватели из разных городов нашей страны, с соответствующим уровнем практики. Часть присутствующих на тот момент посещали учительские курсы. Наконец, а те, кто не относился ни к первой, ни ко второй категориям — занимаются йогой не менее 4–5 лет. Принимали участие в семинаре садхаки из славного города Екатеринбурга во главе с Юлей. А это совершенно особая история. Такой преданности йоге, такого беззаветного тапаса я, за свою, в общем, не слишком маленькую йоговскую жизнь не встречал ни разу.
Девушки из Екатеринбурга прилежно посещали все занятия, включая раннее утреннее пение мантр, а потом, узнав, что Сергей занимается перед мантрами, уговорили его разрешить им заниматься вместе с ним. В довершение ко всему, они, кажется, жаловались, на то, что нагрузка на семинаре для них слишком маленькая. Респект им и уважуха!
Что же касается моих йоговских успехов, то ушибленный во время падения со скутера в Ауровиле локоть не позволил мне полноценно заниматься. Позы с участием рук я либо не делал, либо заменял их облегченными вариантами.
Помимо интенсивной практики, как и всегда на таких семинарах, была у нас небольшая «культурная программа». Состояла она всего из нескольких пунктов, зато была весьма содержательной.
Прежде всего, следует сказать, что, как и в прошлом году, мы ездили в Бхимашанкар, в Храм Шивы на пуджу.
Для того чтобы не нарушать довольно плотного графика занятий было решено отправиться в Храм засветло и вернуться к утренним асанам. В тот день мы проснулись очень рано — в 5 часов и на «джипе» отправились в Бхимашанкар.
Напомню, что Храм и небольшую площадку на въезде в посёлок, на которой паркуются прибывающие машины, разделяют небольшая торговая улочка и длинная фундаментальная лестница. Вкупе они сосотавляют довольно приличное расстояние.
Когда мы приехали на место, было еще совершенно темно, при этом фонарик в суматохе сборов, мы, конечно, забыли. В результате вся наша компания продвигалась вперед, освещая свой путь светом мобильных телефонов. В довершение ко всему, лестница, ведущая к Храму, находилась в состоянии кардинальной реконструкции, и отдельные её участки отсутствовали.
С большим трудом мы, наконец, добрались до Храма. Площадь перед ним была освещена. И уже только это радовало.
Забавно, что пока мы ожидали своей очереди, к нам подошли двое, судя по облику, состоятельных городских индуса и стали нас обучать мантре «Ом намах Шивай». Один из них, который постарше, говорил, обращаясь к Танечке, и без него хорошо знающей все основные мантры: «Its mantra. Repeat after me: OM… Namah… Shivay».
Сама пуджа проходила примерно по тому же сценарию, что и в прошлом году, однако на этот раз нам вызвалась помочь молодая индианка, немного говорящая по-английски. На протяжении всей пуджи она переводила нам указания священника. Огромное ей спасибо за это.
Интересно, что во время пуджи в Храм зашло несколько пожилых крестьянок в праздничных сари. Они смотрели на нас с нескрываемым удивлением, но во время исполнения мантр хлопали в ладоши вместе со всеми.
Когда пуджа закончилась, на улице было уже светло. Мы двинулись обратно.
Поднявшись наверх, мы остановились в одном из «кафе» на торговой площади, чтобы выпить масала чая. Затем желающие пошли в Храм Дурги, и после этого все поехали в Блю мормон.
Здесь - короткое видео о том, что было после пуджи: https://www.youtube.com/watch?v=Dwjh23I1vU8
Точно так же, как и в прошлом году, где-то уже ближе к концу семинара, мы ездили в Пуну, в Институт йоги.
Приготовления к этой поездке начались еще задолго до нее. Выражались они в том, что Иван Иванович созванивался или пытался созвониться с русским преподавателями, находившимися в то время в Институте на учебе. Целью созвонов было то, чтобы они договорились в свою очередь с секретарём Гуруджи о встрече с самим Гуруджи. Наконец стал известен день нашей поездки.
На этот раз маршрут наш был почти такой же, что и в прошлом году: сначала — знаменитое кафе «German bakery»в центре Пуны, затем — Пуна-центр и, наконец, сам Институт.
За год в «German bakery» ничего не изменилось. Всё тот же ассортимент вегетарианских блюд, те же изможденные ошовцы и большое количество сумасшедшего вида бледнолицых братьев.
Поменяв деньги в находящейся тут же меняльной конторе, мы разбрелись кто куда. Наиболее голодные пошли в кафе, остальные обратились к исследованиям магазинов, которых в этом месте, как я понял, было всего три. Один — на втором этаже — торгует дешевой одеждой и сумками с индуистско-буддийской символикой, различными безделушками и приспособлениями для курения марихуаны. В этом же магазине располагался туалет. Два других магазинчика, гораздо меньших по размерам, торговали неплохой, по моим представлениям, тибетской «ювелиркой».
Перекусив, мы поехали на Лакшми роад — местный рынок, чтобы купить различных аутентичных индийских товаров. В частности, как сказал Сергей, только здесь продаются замечательные эксклюзивные ароматические палочки, которые можно купить лишь в нескольких местах в Индии.
Водители, тем не менее, привезли нас к достопримечательности Пуны — старинному форту, находящемуся в центре города. Когда выяснилось, что нам нужно не сюда, они стали звонить мистеру Патилу и после продолжительных переговоров с ним по телефону, повезли нас уже в Институт, поскольку времени до встречи с Гуруджи оставалось немного. Когда же мы приехали к Институту, время, всё-таки оставалось, и часть наших отправилась в «Йога бутик» за одеждой из батика, в том числе, за широко известными среди йогов-айенгаровцев «шортами-фонариками». Те же, кого эта довольно специфическая одежда не интересовала, — в находящийся поблизости огромный торговый центр. Туда же проследовали и мы с Леной.
После непродолжительного шоппинга все собрались во дворе Института. Народу оказалось действительно много. Помимо нашей отнюдь не маленькой группы, присутствовало ещё большое количество преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. В тот момент я не посчитал, но по моим представлениям всего было больше тридцати человек.
После недолгого ожидания кто-то сказал, что можно заходить в холл.
Следует сказать, что в Институте есть уже вполне традиционная процедура таких встреч. Гуруджи сидит за столиком в углу комнаты, а садхаки рассаживаются напротив — в основном, на полу. Общение на таких встречах строится по принципу «вопрос — ответ».
Когда все расселись, вдруг, совершенно неожиданно для меня появился сам Гуруджи. Появился он как-то незаметно — несколько мгновений назад его еще не было, и вдруг он уже садится за стол, расположенный напротив сидящих садхак. Все присутствующие, до этого оживлённо разговаривавшие, как-то сразу уважительно замолчали.
Вот и на этот раз встречу начал Иван Иванович. Он приветствовал Гуруджи от имени присутствующих и перевёл ему вопрос Максима из Екатеринбурга.
Постепенно возник оживлённый диалог. Гуруджи очень интересно и остроумно отвечал на вопросы. Особенно мне понравился его ответ на вопрос о впечатлениях от его посещения Москвы, полученных во время последнего визита.
— Вы еще сырые студенты, — сказал Гуруджи. — Я студент не такой сырой. Поэтому я просто приехал вас поддержать и учить. И какие могут быть впечатления?
Все присутствовавшие слушали его, затаив дыхание. Трудно передать словами нахлынувшую в тот момент сложную гамму чувств! От Гуруджи шла потрясающая волна энергии, прямо-таки накрывавшая всех присутствующих.
Гуруджи общался с нами минут сорок пять или даже больше. Потом была коллективная фотография. Потом он еще долго подписывал книги.
Наконец, он встал из-за стола и неторопливо направился к выходу. Он шел, касаясь рукой склонившихся перед ним садхак, повторяя «Благослови вас Господь».
Это был первый просветленный человек, которого я видел.
Впоследствии сведущие люди сказали мне, что Гуруджи любит русских и что Егор — его любимый ученик.
В целом впечатление было потрясающим.
Встреча с Гуруджи буквально окрылила всех наших, и остаток семинара прошёл на подъёме.
Почти также незаметно, как и в прошлом году, семинар подошёл к концу. Наступил последний день практики.
Все разъехались кто куда. Юля с Иваном Ивановичем в Кералу. Сергей — в Ауровиль, остальная компания — в Дели, чтобы оттуда продолжить свой путь домой.