А где же Суть ...
или поэма о верблюде.
Описана в одном из анекдотов
простая ситуация такая -
Экзамен биологии сдавая,
не подготовился студент.
Да в общем-то и в остальном
не отличался он познаньем
и глубиною пониманья не блистал.
Однако хитрость в нём была
и цепкий ум житейский,
Приёмы демагогии и выживанья
усвоил он довольно хорошо.
Да и куда деваться -
нужен ведь диплом,
А в мире нашем,
в том,
в котором мы живём,
Облагораживают всё для нас бумажки -
обёртка заменяет суть.
Так, в этом анекдоте,
слово "суть"
и стало сутью анекдота.
Берёт билет студент,
а там вопрос -
верблюд ...
В смятении недолго
герой наш пребывал -
Когда не знаешь ты чего
о чём сказать ты должен,
Так можно просто попытаться
сказать хоть что-нибудь.
Не зная же того,
Что есть верблюд на самом деле,
Так можно рассказать,
что слышали о нём -
Глядишь, создастся впечатленье,
что что-нибудь да знаешь ты,
когда вопроса ты не знаешь.
Здесь надо только нам
побольше и подольше
О чём-нибудь,
что связано с верблюдом,
говорить.
А дальше может быть и надоест
экзаменатору тебя пытать -
Ведь раз так долго говоришь,
так может что-то ты и знаешь.
Так часто в жизни происходит,
что воду льют - когда и нет воды,
Переливая на глазах у нас,
без капельки смущенья,
одну лишь пустоту,
Из ёмкости одной
в которой нет ума,
В те ёмкости,
в которых тоже пусто.
И, покопавшись в памяти своей,
ища в ней всё что связано с верблюдом,
Припомнил наш студент,
как в триллере одном,
Верблюды шли
в пустыне караваном.
Пусть связь слаба
меж биологией
И тем -
что в фильме том происходило,
Но общее нашёл студент,
хоть общего и нет,
Но ведь верблюд -
верблюд и есть,
И вот тебе уж есть
за что хотя бы уцепиться.
И начал свой ответ
студент примерно так -
Верблюд - животное такое,
которое живёт в пустыне,
Разводят люди там живущие его,
чтоб по песчаным по волнам
Неспешным караваном проходили
горбатые те корабли пустынь.
И вот уж слово караван
он начинает пояснять.
А что же -
всё логично,
Раз слово есть,
так можно пояснить -
что это слово значит.
Идёт один верблюд,
за ним второй,
а за вторым, конечно, третий,
Четвёртый, пятый и шестой,
а за шестым седьмой
медлительно проходит.
Восьмой проходит мимо нас,
потом идёт девятый,
Но за девятым может быть,
коль караван большой,
верблюд десятый.
Одиннадцать -
ведь тоже не предел,
А значит -
двенадцатый уже верблюд идёт,
Потом тринадцать,
четырнадцать, пятнадцать
и шестнадцать.
Семнадцатый верблюд возник,
неспешно выступая ...
Заворожён...,
сидит, молчит экзаменатор,
Ведь о верблюде вроде говорит студент -
старается бедняга.
Но монотонна речь его,
да и подмечено давно -
Чтобы заснуть скорее,
нам надо что-нибудь считать -
ворон, слонов или верблюдов...
Когда же снова
в мир реальный
был возвращён из сна,
В котором бесконечной чередою
шёл бесконечный караван,
Не сразу различил экзаменатор,
где сон, а где он сам –
Перечисляет
студент упорный
Уже верблюда номер
две тысячи шестьсот второй...
И чтоб понять, а где же он,
где сон, а где реальность,
Не стал себя щипать экзаменатор -
он мазохизмом не страдал
И был к тому ж
не так уж глуп.
Так вот,
тогда спросил экзаменатор,
тогда и задал он вопрос -
Всё хорошо,
Вы долго так и складно говорите,
а где же суть?...
На миг задумался студент -
профессор человек интеллигентный
И как-то непривычно от него
вопрос такой простой
И не совсем приличный
услышать вдруг...
Быть может есть какой-нибудь подвох,
быть может как-то необычно
Верблюды делают
свои обычные дела.
Но надо отвечать -
ответа ждёт экзаменатор.
Глаза потупив долу
и для приличья покраснев,
студент ответил -
Ну как же где -
в песок и ссуть.
Ошеломлён профессор -
такой ответ не ожидал услышать,
Хотя и мог бы он предугадать -
когда ты на любой вопрос
любой ответ уж получаешь,
То задавать вопрос о сути
немного неприлично и неуместно здесь.
Поставил тройку всё ж экзаменатор
оболтусу тому,
Ведь на вопрос второй
ответил правильно студент -
Когда нет сути -
то остаётся "ссуть".
Да и экзамен сам
по общей биологии же был,
а не по общей ведь культуре.
Что ж делать если нет пока
в программе "высшей школы"
экзамена такого.
Когда не знаешь слово суть -
конечно ссуть услышишь,
Когда ж не знаешь сути ты -
тогда по сути "ссуть" и остаётся...
Не знает человек -
что значит слово суть,
Ну вот тогда
и отвечает то,
что он услышал.
И отвечает правильно притом -
а где ж ещё верблюду писать.
Ведь очень верно -
с точки зренья
биологической науки,
Что с миром внешним
связан организм любой живой.
От мира внешнего,
по отношению к нему,
Берёт ведь организм живой не всё,
а то, что может он усвоить -
Пока живёт животное любое,
должно оно из организма своего
В мир внешний выводить,
что накопилось в нём
ненужного и вредного ему.
И это есть естественный процесс,
естественное свойство организма,
Которое любой
биологической присуще жизни.
Всё это хорошо,
и было бы забавно,
когда бы анекдот тот не из жизни был.
И если по большому счёту брать -
то всё ж не прав экзаменатор,
Ведь получив диплом,
обёртку получив,
Невежество своё и глупость
образованьем "высшим" скрыл
И числится уж стал интеллигентом
тот незадачливый студент.
Когда ж такие вот вчерашние студенты,
за лоском внешним суть свою прикрыв,
"успех" свой дальше закрепляют,
Когда чины и званья получают,
когда вершат дела страны,
То, по закону ясному
неясных лишь на первый взгляд ассоциаций,
Я вспоминаю басню,
которая знакома с детства нам -
Напоминают мне политики иные
и "идеологи" страны,
Тот главный персонаж
из басни "Мартышка и очки".
Откуда-то они слыхали -
что может мыслить человек,
И что процесс мышленья
и результат его
Полезны могут быть и человеку,
и обществу его.
Но видно всё ж,
как тот студент,
они чего-то там не доучили,
Чего-то не расслышали,
иль недопоняли чего
из жизненных Экзаменатора вопросов,
И вот они решили мыслить,
а раз вопроса суть не поняли они,
То даже сам процесс мышленья,
по сути мудрой глупости своей,
Процессом "мышленья по новому"
они "успешно" заменили.
Эх, бандерлоги …-
нет сейчас на вас Каа,
Хоть Человек похож на вас,
но всё ж он без хвоста...
17.05-19.06.2003 г