А где же Суть... или поэма о верблюде

Скиф-Сармат
                А где же Суть ...
                или поэма о верблюде.
Описана в одном из анекдотов
                простая ситуация такая -
Экзамен биологии сдавая,
                не подготовился студент.
Да в общем-то и в остальном
            не отличался он познаньем
                и глубиною пониманья не блистал.
Однако хитрость в нём была
                и цепкий ум житейский,
Приёмы демагогии и выживанья
                усвоил он довольно хорошо.
Да и куда деваться -
                нужен ведь диплом,
А в мире нашем,
                в том,
                в котором мы живём,
Облагораживают всё для нас бумажки -
                обёртка заменяет суть.
Так, в этом анекдоте,
                слово "суть"
                и стало сутью анекдота.
Берёт билет студент,
                а там вопрос -
                верблюд ...
В смятении недолго
                герой наш пребывал -
Когда не знаешь ты чего
                о чём сказать ты должен,
Так можно просто попытаться
                сказать хоть что-нибудь.
Не зная же того,
                Что есть верблюд на самом деле,
Так можно рассказать,
                что слышали о нём -
Глядишь, создастся впечатленье,
              что что-нибудь да знаешь ты,
                когда вопроса ты не знаешь.
Здесь надо только нам
                побольше и подольше
О чём-нибудь,
                что связано с верблюдом,
                говорить.
А дальше может быть и надоест
                экзаменатору тебя пытать -
Ведь раз так долго говоришь,
                так может что-то ты и знаешь.
Так часто в жизни происходит,
                что воду льют - когда и нет воды,
Переливая на глазах у нас,
                без капельки смущенья,
                одну лишь пустоту,
Из ёмкости одной
                в которой нет ума,
В те ёмкости,
                в которых тоже пусто.
И, покопавшись в памяти своей,
               ища в ней всё что связано с верблюдом,
Припомнил наш студент,
                как  в  триллере  одном,
Верблюды шли
                в пустыне караваном.
Пусть связь слаба
                меж биологией
И тем -
           что в фильме том происходило,
Но общее нашёл студент,
                хоть общего и нет,
Но ведь верблюд -
                верблюд и есть,
И вот тебе уж есть
                за что хотя бы уцепиться.
И начал свой ответ
                студент примерно так -
Верблюд - животное такое,
                которое живёт в пустыне,
Разводят люди там живущие его,
                чтоб по песчаным по волнам
Неспешным караваном проходили
                горбатые те корабли пустынь.
И вот уж слово караван
                он начинает пояснять.
А что же -
                всё логично,
Раз слово есть,
                так можно пояснить -
                что это слово значит.
Идёт один верблюд,
              за ним второй,
                а за вторым, конечно, третий,
Четвёртый, пятый и шестой,
                а за шестым седьмой
                медлительно проходит.
Восьмой проходит мимо нас,
                потом идёт девятый,
Но за девятым может быть,
                коль караван большой,
                верблюд десятый.
Одиннадцать -
                ведь тоже не предел,
А значит -
                двенадцатый уже верблюд идёт,
Потом тринадцать,
                четырнадцать, пятнадцать
                и шестнадцать.
Семнадцатый верблюд возник,
                неспешно выступая ...
Заворожён...,
                сидит, молчит экзаменатор,
Ведь о верблюде вроде говорит студент -
                старается бедняга.
Но монотонна речь его,
                да и подмечено давно -
Чтобы заснуть скорее,
              нам надо что-нибудь считать -
                ворон, слонов или верблюдов...
Когда же снова
                в мир реальный
                был возвращён из сна,
В котором бесконечной чередою
                шёл бесконечный караван,
Не сразу различил экзаменатор,
                где сон, а где он сам –
Перечисляет
                студент упорный
Уже верблюда номер
                две тысячи шестьсот второй...
И чтоб понять, а где же он,
                где сон, а где реальность,
Не стал себя щипать экзаменатор -
                он мазохизмом не страдал
И был к тому ж
                не так уж глуп.
Так вот,
              тогда спросил экзаменатор,
                тогда и задал он вопрос -
Всё хорошо,
             Вы долго так и складно говорите,
                а где же суть?...
На миг задумался студент -
               профессор человек интеллигентный
И как-то непривычно от него
                вопрос такой простой
И не совсем приличный
                услышать вдруг...   
Быть может есть какой-нибудь подвох,
                быть может как-то необычно
Верблюды делают
                свои обычные дела.
Но надо отвечать -
                ответа ждёт экзаменатор.
Глаза потупив долу
                и для приличья покраснев,
                студент ответил -
Ну как же где -
                в песок и ссуть.
Ошеломлён профессор -
                такой ответ не ожидал услышать,
Хотя и мог бы он предугадать -
                когда ты на любой вопрос
                любой ответ уж получаешь,
То задавать вопрос о сути
               немного неприлично и неуместно здесь.
Поставил тройку всё ж экзаменатор
                оболтусу тому,
Ведь на вопрос второй
                ответил правильно студент -
Когда нет сути -
                то остаётся "ссуть".
Да и экзамен сам
              по общей биологии же был,
                а не по общей ведь культуре.
Что ж делать если нет пока
                в программе "высшей школы"
                экзамена такого.
Когда не знаешь слово суть -
                конечно ссуть услышишь,
Когда ж не знаешь сути ты -
                тогда по сути "ссуть" и остаётся...
Не знает человек -
                что значит слово суть,
Ну вот тогда
                и отвечает то,
                что он услышал.
И отвечает правильно притом -
                а где ж ещё верблюду писать.
Ведь очень верно -
                с точки зренья
                биологической науки,
Что с миром внешним
                связан организм любой живой.
От мира внешнего,
                по отношению к нему,
Берёт ведь организм живой не всё,
                а то, что может он усвоить -
Пока живёт животное любое,
                должно оно из организма своего
В мир внешний выводить,
              что накопилось в нём
                ненужного и вредного ему.
И это есть естественный процесс,
            естественное свойство организма,
Которое любой
                биологической присуще жизни.
Всё это хорошо,
      и было бы забавно,
          когда бы анекдот тот не из жизни был.
И если по большому счёту брать -
                то всё ж не прав экзаменатор,
Ведь получив диплом,
              обёртку получив,
Невежество своё и глупость
                образованьем "высшим" скрыл
И числится уж стал интеллигентом
                тот незадачливый студент.
Когда ж такие вот вчерашние студенты,
         за лоском внешним суть свою прикрыв,
                "успех" свой дальше закрепляют,
Когда чины и званья получают,
                когда вершат дела страны,
То, по закону ясному
    неясных лишь на первый взгляд ассоциаций,
Я вспоминаю басню,
                которая знакома с детства нам -
Напоминают мне политики иные
                и "идеологи" страны,
Тот главный персонаж
                из басни "Мартышка и очки".
Откуда-то они слыхали -
                что может мыслить человек,
И что процесс мышленья
                и результат его
Полезны могут быть и человеку,
                и обществу его.
Но видно всё ж,
               как тот студент,
                они чего-то там не доучили,
Чего-то не расслышали,
            иль недопоняли чего
                из жизненных Экзаменатора вопросов,
И вот они решили мыслить,
                а раз вопроса суть не поняли они,
То даже сам процесс мышленья,
                по сути мудрой глупости своей,
Процессом "мышленья по новому"
                они "успешно" заменили.
Эх, бандерлоги …-
                нет сейчас на вас Каа,
Хоть Человек похож на вас,
                но всё ж он без хвоста...
                17.05-19.06.2003 г