А меня дважды пометила война...

Николай Бутылин
-------------------------

Продолжение. Предыдущий рассказ: «Моё второе рождение».
 
…На другой день я отправился в город. От Второй Бутырской нужно было идти по Стеклозаводской улице, до железнодорожной линии. Улицу заволакивала густая дымка, которая образовывалась дымившими трубами Стекольного завода, в честь которого улица и была названа.
 
От железнодорожной линии, путь мой лежал через пекарню и выходил на Почтовую улицу, а затем по Почтовой улице, в сторону ул. Советской. Проходя мимо рынка, я заметил нашу лошадь, запряженную в сани, и понял, что отец с мачехой приехали на рынок что-нибудь продавать.
 
Мачеху я нашёл быстро – она торговала медом и картошкой, а вот отца около неё не было.
- А где отец, - вместо приветствия спросил я её.
- Ищи у "Потапыча". Он сюда приезжает для того, чтобы нажраться, как свинья. У него одна водка на уме! - зло ответила она.
 
Название "Потапыч", пошло от отчества мужчины, который заведовал этой лавкой. Отец называл эту забегаловку «шалманом». Там продавали бочковое пиво, водку и вина в разлив. Она стояла, там, где сейчас находится детская поликлиника на Почтовой улице, около кинотеатра «Сенеж», а вход на рынок был напротив неё.

Я зашел туда. Вдоль стен стояли лавки-столы, на уровне груди человека, а справа располагался буфет с прилавком и полками, уставленные различными товарами. Отец в углу, мирно беседовал с Константином Розановым. Перед ними стояли кружки с пивом, нехитрая закуска и пустые, граненые стаканы, видимо опорожненные перед моим приходом.
 
-Ну, как дела, - деловито спросил отец, а дядя Костя, дружески потрепал меня по плечу.
Сейчас сфотографируюсь, а потом поеду в Дубинино, за справкой. (Наш хутор относился к Дубининскому сельскому совету).
-Ну, и как ты вчера добрался? - Я слышал, после того, как ты ушел, пулеметные очереди, - поинтересовался он.
Пришлось рассказать всё, как было…

- Какой чёрт тебя туда понёс? – возмутился он сдержанно. Если уж приспичило идти, то нужно было выходить рано утром. Они рано стрельбы не начинают. Или в обход полигона.… А лучше бы подождал - вместе бы и приехали!
- Я же не знал, что вы поедете сегодня. Кто же дома-то остался?
- Да вот собрались.… Вчера Галька из Федотово приехала. Побудет у нас пару дней…
 
Меня, конечно, интересовала личность того генерала, который отругал меня на полигоне, и я спросил о нем у отца. На что он, ответил, задумчиво и неопределенно:
- Не знаю, может быть, начальник курсов «Выстрел». Раньше был начальником Мерецков – того я знал. Он в войну командовал Ленинградским фронтом. А теперь какой-то другой генерал – я его не знаю…
- А Мерецков, тоже генерал?- попытался уточнить я.

- Нет – бери выше! Он маршал, герой Советского Союза, а сейчас его куда-то отозвали, а может быть, на пенсию ушел, и, как бы продолжая прерванный разговор, задумчиво добавил: - Героев было много, да только в живых осталось мало. Истинные герои, почти все, полегли на полях сражений, и не у всех у них есть звезды, даже на могилах. Безымянных, не похороненных героев - сплошь и рядом.…Только о них никто не вспоминает, да и места гибели не все найдены. А, генералов погибало мало, - мы, с Константином Ивановичем их не встречали, в первых цепях атакующих частей…

- Не их эта работа – ходить в атаку, - недовольным тоном, не терпящим возражений, заявил Розанов. - А что людей не жалели, при наступлении – это точно! – добавил он. – Потому и награды сыпались дождём на их мундиры, чтобы совесть, за загубленные души солдат, не донимала. Они ведь, все оправдывались, когда наши войска несли большие потери, на приказы «сверху» и сроки их исполнения, а приказы-то можно было выполнять по-разному. На то и голова дадена – чтобы думать! У тебя ранения-то были? - спросил он у отца.
- Да нет - судьба миловала…
- А меня дважды пометила война... Второй раз чудом остался в живых – спасибо медсанбату и военным хирургам!..

------------------