О прививках и прививочной работе

Валерий Петровский
Самое неприятное в работе цехового терапевта – прививки. Против гриппа – два раза в год, против столбняка – по отдельному графику. Против дифтерии, против ГЛПС и т.д. Главное – профилактическая работа. В наши годы за это, действительно, спрашивали. С врачей, с фельдшеров, с медсестер.
А подопечные наши, а в моем «цехе» это были шахтеры, всячески от прививок уклонялись. Удачей было, если такой «отказник» соглашался подписаться под отказом. Но чаще просто отказывались, и все. Никакие беседы, лекции, санбюллетени не помогали. А за невыполнение плана прививок с цехового терапевта спрашивала и заведующая поликлиникой Куляш Набиевна - добрейшая женщина, сама много лет проработавшая цеховым терапевтом, и главный врач. Но главное – главный врач санэпидстанции.
После одной из утренних конференций. на которой обсуждалась и прививочная работа, Юрий Михайлович Подтихов вручил мне извещение о штрафе. Нужно было заплатить 5 рублей в сберкассу, а квитанцию принести в СЭС. Мне, которому прививки покоя не давали и мучили мою врачебную совесть, это показалось крайне оскорбительным. Я что-то грубо сказал Юрию Михайловичу, ворвался в кабинет начальника, благо официоз в небольшой больнице не всегда соблюдался, и положил главному врачу на стол это извещение со словами, что ничего платить не буду и считаю этот штраф необоснованным. Вадим Николаевич был неплохим руководителем, хотя тогда я не так думал, он принял мою выходку спокойно, молча. Мне ничего не оставалось, как выйти из кабинета.
И никто больше об этом штрафе не вспоминал. Но проблема прививок оставалась.
Вскоре Подтихов решил проверить постановку прививочной работы непосредственно на руднике – наличие санпросветматериалов, как работают фельдшера здравпункта с шахтерами и т.д. Помню, это был мой «цеховый день», когда приема в поликлинике не было. Каждый четверг отводился для профилактической работы, для работы на здравпункте. Часто в этот день я спускался в шахту.
Была зима, день довольно теплый, солнечный. Мы стояли с Юрием Михайловичем на автобусной остановке, напротив ОРСа, ждали автобус на первый рудник. Автобуса что-то не было. Но зато подошел Володя Поликарпов – врач скорой помощи, шел домой с дежурства.
Поговорили, посетовали… и приняли его предложение зайти на минутку к нему домой, погреться. Он жил рядом. Да в Красногорском все жили рядом – весь городок насчитывал не больше двух десятков пятиэтажек, да еще расположенных кружком.
В общем, «минутка» растянулась до обеда. Программа «цехового дня» была сорвана. Зато о прививках поговорили в непринужденной обстановке.
А вскоре меня перевели в другую медсанчасть, заведующим поликлиникой. Прививочная работа никуда от меня не ушла.