Два языка общения

Андрей Якуп
                Образно-чувственный и формально-логический языки
                в современном обществе.

   Сегодня, в системе «социум людей», язык – это инструмент для обмена информацией между элементами системы, с помощью которого «социум» балансирует на грани устойчивости. В принципе, люди ничего нового не изобрели: обмен информацией, изменяющий (в том числе, сохраняющий)  систему, начался с момента появления системы как таковой. Например, два небесных тела, пролетая мимо друг друга в пределах гравитационных полей, потянулись одно к другому – образовалась система. Её элементы общались друг с другом на «языке» силы по имени «гравитация». Как только тела вышли из зоны притяжения, «общение» прекратилось – просуществовав некоторое время, эта система распалась.
   В какой-то момент развития материи ситуация усложнилась – образовалась более сложная система - «атом водорода». Пролетавшие мимо друг друга элементарные частицы - протон и электрон, «сцепились» - сила гравитации не позволяла им разлететься, а сила инерции не позволяла электрону упасть на протон. Сохранение атома водорода обеспечивалось более сложной системой связи – «беседа», позволяющая «собеседникам» понять друг друга и сохранить систему, происходит на языке сил гравитации и инерции по сценарию, прописанному физическими законами. Этот язык боле «подробен», чем в первом случае: он включает такие «информационные детали» как минимальное расстояние между траекториями элементарных частиц, их относительная скорость, их массы.     Усложнение систем  и сопровождающее его усложнение связей между их элементами просматривается по всему Континууму ветвящихся Спиралей (Рис.). К физическим законам последовательно подключались химические, биологические, социальные. Подключались, но не исключали предшественников. На всех уровнях сложной системы продолжали работать все «привлечённые» ранее законы, сохраняя каждый свою подсистему, начиная от атома и заканчивая животным.
На Спирали «Живые системы» арсенал средств общения элементов системы друг с другом пополнился новым инструментом - энергоинформационными связями, которые представляют собою распространяющиеся в полевых средах волны, структурированные определённым образом. Такая волна («полевая система» - структурированный процесс) играет роль сигнала, посланного «живым» элементом живой системы  в её ЦУП (Центр управления процессами), который представляет собою курсирующий по замкнутой поверхности энергопоток , структурированный как Программа самосохранения системы в целом. По мере усложнения живой системы усложнялся механизм связей между её элементами, ЦУП и окружающей средой.
 На витке «растения» уже активно функционирует  «чувственный» язык.
Растения получают информацию о состоянии окружающей среды посредством ощущений. Внешняя среда растений менялась закономерно: день, ночь, зима, лето; на все (весьма ограниченные) случаи изменения обстановки у растений за миллионы лет выработалась программа самоизменения как функция двух аргументов: астрономического времени и состояния окружающей среды, зависящей от времени суток и года.
На витке «животное» - верхнем витке Спирали «Живые системы», адекватная реакция животного по аргументу «астрономическое время» оказалась недостаточной для долгосрочного сохранения системы. Дело в том, что вследствие инициативного передвижения животного, его жизнь в значительной степени зависела от того, что животное увидит  на своём пути (услышит, почувствует на ощупь, на вкус, на запах), как в своём мозгу обработает эту информацию и как передаст её членам своего социума. В результате, у животного чувственный язык общения с окружающим миром пополнился образами и превратился в более сложный - образно-чувственный.
Образно-чувственный язык работает на двух разных диапазонах частот: видео и аудио. На видеоязыке информация от элемента к элементу системы «социум животных) передаётся с помощью поз, выражающих угрозу, покорность  дружелюбие, сексуальное влечение. Общение животных на аудио-языке происходит с помощью простейших нечленораздельных звуков: мычания и блеяния, рычания, лая, воя, пения и т.д.  Отработанное за миллионы лет образно-чувственное мышление базировалось на имеющихся в памяти - банке информационных данных животного реактивных программах, охватывающих все случаи жизни, и обладало прекрасным качеством - быстродействием. Но имело и свою слабую сторону – при образно-чувственном получении информации и образно-чувственном мышлении связь между элементами системы осуществлялась блоками (страх, радость, комфорт, дискомфорт), т.е., отсутствовали подробности. А они могли иметь решающее значение при выборе программы реакции. Например, куда податься при опасности: убегать, лезть на дерево или прыгать в воду.
 Обитатели следующей ступени Пирамиды живых существ – животное вида хомо сапиенс, отличаются от своих предшественников-родителей абстрактным мышлением - способностью строить в своём воображении «электронную» версию окружающего мира и транслировать её от одного элемента системы «социум людей» к другому «старым» способом – с помощью энергоинформационных волн.
  В условиях "социума людей" использование блочных строительных элементов (страх, радость, комфорт) стало нерациональным. Это напоминало бы попытку строить современную многоэтажку, комбинируя пещеру, шалаш и хижину. Выход нашёлся в дроблении «строительных» информационных блоков на элементы – кирпичики (слова, звуки-буквы) и сооружение из них сколь угодно сложных эксклюзивных картин. Аналогичный процесс протекает в пищеварительном тракте животного. Оно разлагает поглощаемую пищу на составляющие элементы и сооружает из них себя, неповторимого. Новый язык получил название "формально-логического" или "вербального" и со вкусом используется высшим по развитию видом животного – человеком. Но у вербального языка есть один серьёзный недостаток – он медленно действует. Пока расскажешь человеку о том, что на него падает с крыши кирпич, использовать информацию будет некому. Выход из кризисной ситуации наметился в проблесках абстрактного мышления; в первом, простейшем варианте это было восприятие информации на образно-чувственном уровне и строительство на её базе виртуальной модели развития событий. Выживали те животные, которые проделывали это более успешно, и передавали свои навыки потомкам. Когда в среде животных выделился вид хомо сапиенс, отличающийся бурным развитием абстрактного мышления, человек стал дробить информацию на элементы и складывать из них более подробное видение конкретной ситуации. Образно-чувственные связи дополнились абстрактно-логическими. Последние выиграли в подробностях, но потеряли в быстродействии. Однако эту потерю в какой-то степени компенсировало умение абстрактно мыслящего животного создавать виртуальные конструкции и жить в виртуальном мире, где жизненные процессы протекают на несколько порядков быстрее, чем в мире реальном.
Современный человек познаёт мир и обменивается информацией на обоих языках, и у каждого индивидуума их соотношение своё. В пределе, обладатель исключительно образно-чувственого мышления в этом плане не отличается от животного, обладатель исключительно формально-логического мышления – законченный математик. Т.е., человек – всегда полиглот, его два «я» мыслят на разных языках; полиглот высшего класса умеет, размышляя, переводить "текст" с одного языка на другой; полиглот экстра-класса умеет общаться с людьми-эго на образно-чувственном,  а с интеллектуалами – на формально-логическом языках, и делать переводы с одного языка на другой.
Например. Поэт, чувствующий влечение к особи другого пола или наблюдающий и эмоционально воспринимающий закат на образно-чувственном языке, переводит полученную информацию на формально-логический язык – пишет стихи. Писатель таким же образом создаёт литературные произведения, художник – картины, музыкант – ноты. Особенно эффективна трансляция информации одновременно по обоим каналам: формально-логическому и эмоционально-чувственному. Например, военные марши такие, как песня «Священная война» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова), которые напрямую толкают на убийство военнослужащих, у которых стараниями отцов-командиров и без песен психика смещена в сторону насилия и агрессии.
Ещё более эффективны плэйкасты. Например, «Боярыня Морозова». Здесь воздействие на психику человека идёт одновременно на формально-логическим языке - “Духовный стих о боярыне Морозовой” И.Заволоко и  на эмоционально-чувственном: на видео-языке - картина В.Сурикова с тем же названием, плюс аудио-язык - колокольные звоны.
Особую нишу среди специалистов по «языкознанию» занимают священнослужители, которые транслируют пастве информацию, полученную из «тонкого мира» на образно-чувственном языке, не утруждая себя и аудиторию смысловым переводом. Впрочем, возможно, перевод им не по силам. По этому вопросу в четвёртом тысячелетии высказался Г.Трисмегист, беседуя с Асклепием: "Ни одна из наших мыслей, не в состоянии понять Бога. То, что бестелесно, невидимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами …. Правда, Бог может сообщить нескольким избранным способность подниматься над естественными вещами, … но эти избранные не находят слов, которые могли бы перевести на обычный язык ощущение и бесплотное видение, повергнувшее их в трепет".
   Массированная информационная атака на верующих при помощи образно-чувственного языка имеет место при богослужении. В дело идут и формально-логический язык – молитва, и образно-чувственный - ритмика стиха, музыка, картины-иконы, запах ладана.
Некоторых преподавателей, работающих в сфере искусств, обстоятельства вынуждают заниматься переводом с языка на язык, когда им приходится работать со слабо подготовленной аудиторией. Эти преподаватели выводят своих учеников «в поле» (дизайнеров – в кафе, московское метро и т.п., художников – на природу, музыкантов – на концерты). Затем, в учебной аудитории, происходит «разбор полётов» - перевод с образно-чувственного языка на формально-логический - вербальный.